Личные не имущественные отношения, как предмет Гражданско-правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:29, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в следующем. Как и любая
отрасль, гражданское право регулирует общественные отношения. Предмет гражданского права также составляют общественные отношения, гражданское право имеет дело в первую очередь с имущественными отношениями. Под имущественными отношениями понимают такие общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ, т.е. вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова. Однако другой составляющей частью предмета гражданского права, в соответствии со ст. 2 ГК «Отношения, регулируемые гражданским законодательством», являются личные неимущественные отношения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ ГРАЖДАНСКИМ ПРАВОМ
§1.1 Роль, значение личных неимущественных прав 5
§1.2. Понятие и признаки личных неимущественных прав 7
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ
§2.1. Виды личных неимущественных прав 10
§2.2. Разновидность личных неимущественных прав, регулируемых гражданским правом 12
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕНЫХ ПРАВ
§3.1.Осуществление личных неимущественных прав 58
§3.2. Защита личных неимущественных прав 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69

Файлы: 1 файл

личные имущественные отношения в ГП.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

  До  сих пор формально действует  Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г. (в части, не противоречащей российскому законодательству).

  Фирменное наименование должно отражать особенности организационно-правовой формы юридического лица. Например, фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество». Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество». В фирменное наименование товарищества на вере можно включить также имя вкладчика, становящегося после этого полным товарищем. Точно так же фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно включать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью», а акционерного общества — содержать помимо его наименования также указание на то, что общество является акционерным, в том числе открытым или закрытым.

  Отдельные слова и словосочетания могут  включаться в состав фирменных наименований только при соблюдении определенных условий. Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. «О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний» предприятия, учреждения и организации, намеренные использовать эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях как имя собственное, должны получить на это предварительное согласие Правительства РФ, а в последующем уплачивать за это специальный сбор в процентном отношении от оборота, который зачисляется в республиканский бюджет РФ7.

  Кроме того, Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 7 декабря 1996 г. № 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация", указало, что многие организации своими названиями претендуют на общероссийский статус независимо от реальных масштабов своей деятельности, произвольно используют элементы государственной символики при наличии в названии слов «российский» и «федеральный». Практически неразличимые названия негосударственных организаций и государственных органов вводят граждан в заблуждение. Органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций, также не всегда проверяют обоснованность использования в их названиях наименований «Россия», «Российская Федерация» и слова «федеральный». Поэтому согласно данному постановлению в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования «Россия», «Российская Федерация», слово «федеральный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в соответствии с актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а в иных случаях — с разрешения Правительственной комиссии.

  При рассмотрении вопроса о разрешении организации использовать в своем фирменном наименовании наименований «Россия», «Российская Федерация» и производных от них Правительственная комиссия учитывает:

  • значимость, характер, масштаб и сферу деятельности организаций в интересах граждан России и государства;
  • положение организации в соответствующей сфере деятельности либо на рынках Российской Федерации;
  • производство уникальных, присущих только Российской Федерации видов товаров (работ, услуг).

  При рассмотрении обращений организаций  об использовании в их названиях наименований «Россия», «Российская Федерация», слова «федеральный» и образованных на основе их слов и словосочетаний Правительственная комиссия при необходимости запрашивает заключение соответствующих государственных органов общероссийских общественных объединений о целесообразности использования указанных слов в названиях организаций.

  Уплату  сбора за использование указанных  наименований подробно регламентирует Инструкция от 29 июня 2000 г. № 63 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний8».

  Под своим фирменным наименованием  юридическое лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои нарушенные или оспариваемые права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счета и прейскурантах. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера. Наряду с правом на совершение разнообразных действий по использованию фирменного наименования по своему усмотрению (положительная сторона права на фирму), фирмообладатель вправе требовать от третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования (негативная сторона права на фирму). Под использованием фирмы третьими лицами понимаются те или иные формы незаконного выступления в обороте под чужим фирменным наименованием. Но фирм юридического лица может, в том числе и вопреки желанию фирмовладельца, упоминаться любыми заинтересованными лицами, напри мер в публикациях, посвященных анализу рынка, различных рейтингах и обобщениях судебной практики. При этом фирменное наименование не должно искажаться, в частности создавать у публики ложное представление об организационно-правовом статусе юридического лица.

  В соответствии с п. 4 распоряжения мэра г. Москвы от 26 ноября 1997 г. № 925-РМ «Об использовании московской символики и наименованиях и реквизитах юридических лиц» использование наименования «Москва» и образованных на его основе слов и словосочетаний, изображений и наименований архитектурных и исторических и памятников города Москвы в названиях и реквизитах (круглой печати, штампах, фирменных бланках) юридических лиц и регистрация их учредительных документов в регистрирующих органах допускается только при наличии разрешения Межведомственной комиссии.

  Юридические лица, претендующие на использование  в своих названиях и реквизитах наименования «Москва», образованных на основе слов и словосочетаний, изображений и наименований архитектурных и исторических памятников города Москвы, представляют в Межведомственную комиссию заявление и сведения о характере, масштабах и сферах деятельности юридического лица. Межведомственной комиссии предоставляется право обращаться с опросами в комиссии Московской городской Думы, департаменты и комитеты Правительства Москвы о целесообразности использования указанных наименований и изображений, т.е. московской символики.

  Более поздний Закон г. Москвы «О московской городской символике»9 определил в ст. 23, что московская символика может быть использована юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в частности, в наименованиях юридических лиц, зарегистрированных в городе Москве, и порядок использования будет установлен Положением, утверждаемым мэром города Москвы.

  При формулировании фирменного наименования отдельных юридических лиц следует учитывать и другие ограничения. Например, использовать в своем фирменном наименовании слово «банк» и производные от него слова и словосочетания имеют право только те организации, которые обладают правом на осуществление банковской деятельности (ст. 6 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. с последующими изменениями и дополнениями). Аналогичное правило содержит ст. 5 Закона РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. (в редакции Закона РФ от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ) относительно использования наименования «биржа», «товарная биржа» и образованных на их основе словосочетаний.

  Кроме того, фирменное наименование должно быть выражено на русском языке, хотя бы в качестве специального наименования и использовалось иностранное слово. В последнем случае по усмотрению правообладателя оно дается либо в переводе на русский язык либо записывается в виде транслитерации буквами русского алфавита.

  Право на фирменное наименование носит  исключительный характер. Обычно это означает, что субъект права обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве. Далее, право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам. Иными словами, фирмовладельцу противостоит не какое-либо конкретное лицо, обязанное совершить или, наоборот, воздержаться от каких-либо действий, а третьи лица, ни которых лежит обязанность не нарушать право на фирму и не препятствовать фирмовладельцу в осуществлении его правомочий.

  Право на фирму иногда характеризуется  как личное неимущественное право. Данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также с правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием. Однако данное право также тесно связано и с материальным положением предпринимателя, зависящего от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей. Поэтому фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков10.

Особенности правового регулирования  права товаропроизводителя  на продукцию. Товарный знак и знак обслуживания.

      Законодательство  о защите интеллектуальной собственности  появилось в современной России только в последние годы. Существовавший ранее режим защиты таких объектов как произведения литературы, научные  труды, объекты промышленного права  исходил из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая система и интеграция РФ в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

      С развитием товарно-денежных отношений  в России все более важное значение приобретает именно этот объект промышленной собственности. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими товаров и предоставляемых услуг. Эту роль и призваны выполнять указанные выше объекты промышленной собственности.

      Продолжающийся  процесс углубления и расширения рыночных отношений в стране ведет  к появлению значительного разнообразия товаров и услуг. В результате реализация многих видов товаров и предоставление различного вида услуг уже сталкивается с трудностями, связанными с действующими рыночными законами.

      В этих условиях наблюдается повышенный интерес со стороны предпринимателей к товарному знаку (знаку обслуживания) как инструменту, позволяющему завоевывать место на рынке, достойное качеству реализуемых изделий и предоставляемых услуг.

      Для любой компании, важно стать узнаваемой, выделиться из массы подобных фирм. Сделать это можно при помощи средств индивидуализации, таких как - фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания. По данным Патентного ведомства РФ, в последние годы подается от 25 тысяч заявок от российских и зарубежных предпринимателей на регистрацию товарных знаков ежегодно. И если в начале 90-х база данных российского Патентного ведомства включала всего 40 тысяч товарных знаков, то в этом году их количество уже превысило 250 тысяч.

      Следует отметить, что средства индивидуализации являются, пожалуй, самым привлекательными и наиболее уязвимыми для хищения объектами промышленной собственности. Дело в том, что по мере завоевания фирмой авторитета на рынке, ее товарный знак (знак обслуживания) приобретает все более широкую известность и становится для потребителей гарантией качества товаров или услуг. Следует отметить, что многие компании, благодаря «раскрученному» знаку, уже не нуждаются в широкой рекламе. К примеру, маркировки таких всемирно известных компаний, как «Адидас», «Майкрософт», «Красный Октябрь» и других прочно связаны в нашем сознании с высоким уровнем потребительских свойств предлагаемой продукции. Это качество берут на вооружение «пираты» - выбирают наиболее популярные товарные знаки и наводняют рынки неимоверным количеством «фирменных» товаров, которые, естественно, высоким уровнем качества не отличаются. В итоге компания, создавшая знак, несет материальные убытки.

      Многие  производители мирятся с подобным положением, считая, что в нашей  стране на нарушителей исключительного  права собственности нет управы. Однако бороться с любителями работать под чужой вывеской хоть и сложно, но можно. Права владельцев средств индивидуализации охраняются Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 2003 года № 3520-I с изменениями и дополнениями внесенными ФЗ от 11 декабря 2002 года № 166-ФЗ (далее – Закон), Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (зарегистрированы в Минюсте России 25.03.2003 года, рег. № 4322), Гражданским и Уголовным кодексами РФ. Но рассчитывать на защиту со стороны правоохранительных органов можно лишь в том случае, если эти права подтверждаются свидетельством о регистрации товарного знака на территории РФ. Можно, конечно, использовать изобретенный незарегистрированный знак на свой страх и риск. Но добровольный отказ от правовой защиты может обернуться неприятными последствиями. И не стоит удивляться, если обнаружится, что аналогичное обозначение зарегистрировано на имя другого владельца. Придется тогда истинному разработчику выкупать у него право на использование. Не секрет, что существуют фирмы, которые целенаправленно оформляют на себя чужие обозначения, превращая это в своего рода «бизнес».

Информация о работе Личные не имущественные отношения, как предмет Гражданско-правового регулирования