Лекции по "Гражданско-правовые отношения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:38, курс лекций

Краткое описание

Формы защиты гражданских прав. Место правосудия по гражданским делам в механизме правового регулирования.
Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод, система ГПП.
Источники гражданского процессуального права.
Место ГПП в системе отраслей права.
Понятие гражданского судопроизводства. Виды и стадии гражданского судопроизводства.

Файлы: 1 файл

гп.docx

— 329.29 Кб (Скачать)

Заявление подается в суд  по подсудности. Заявление может  быть подано гражданином в суд  по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Отказ в разрешении на выезд  из РФ в связи с тем, что заявитель  осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде рее- публики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

Суд вправе приостановить  действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

— нарушены права и свободы  гражданина;

— созданы препятствия  к осуществлению гражданином  его прав и свобод;

— на гражданина незаконно  возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Срок обращения  с заявлением в суд 

1. Гражданин вправе обратиться  в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2. Пропуск трехмесячного  срока обращения в суд с  заявлением не является для  суда основанием для отказа  в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться   основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление рассматривается  судом в течение десяти дней с  участием гражданина, руководителя или  представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых  оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не  является препятствием к рассмотрению заявления.

Решение суда и  его реализация .

1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

2. Решение суда направляется  для устранения допущенного нарушения  закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

3. В суд и гражданину  должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

4. Суд отказывает в  удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 

  1. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

Подача заявления  о защите избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации

1. Избиратели, кандидаты,  их доверенные лица, избирательные  объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд по подсудности. При этом в случае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия РФ вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть заявление по существу.

2. Центральная избирательная  комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законода- .; тельства, законодательства о референдуме органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, а также иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией референдума.

Решение суда по делам о защите избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации и  его реализация

1. Суд признает оспариваемое  решение суда или действие (бездействие)  незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Решение суда, вступившее в  законную силу, направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит реализации в указанные судом сроки по, правилам, установленным ГПК.

2. Суд отказывает в  удовлетворении заявления, если  установит, что оспариваемое решение  или действие (бездействие) является  законным.

3. Кассационная жалоба  на решение суда по делу о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ в ходе избирательной кампании или подготовки и проведения референдума может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

 

  1. Общая характеристика особого производства.

1. В порядке особого  производства суд рассматривает дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина  безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности  гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой  вещи бесхозяйной и признании  права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав  по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации  гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений  или изменений в записи актов  гражданского состояния;

10) по заявлениям о совершенных  но-тариальных действиях или об  отказе в их совершении;

11) по заявлениям о восстановлении  утраченного судебного производства.

2. Федеральными законами  к рассмотрению в порядке особого  производства могут быть отнесены и другие дела.

Дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными ГПК. Дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных лиц.

В случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

 

  1. Особенности рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Факт, имеющий  юридическое значение, — событие и действие, влекущее в соответствии с законом определенные правовые последствия. Установление факта, не имеющего юридического значения, беспредметно, в связи с чем суд отказывает в просьбе установить такой факт или прекращает производство по ошибочно принятому делу.

В соответствии со ст. 264 ГПК  в порядке особого производства суд устанавливает:

— родственные отношения  лиц;

— факт нахождения лица на иждивении;

— факт регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака и смерти;

— факт признания отцовства;

— факт принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органом записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;

— факт владения и пользования  недвижимым имуществом;

— факт несчастного случая;

— факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах  в случае отказа органов записи актов  гражданского состояния в регистрации  смерти;

— факт принятия наследства и места открытия наследства;

— другие имеющие юридическое  значение факты.

Суд вправе принимать к  производству заявления об установлении фактов, если они согласно закону порождают какие-либо юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан либо организаций). При этом устанавливаемый факт должен вызвать для заявителя и правовые последствия.

Установление факта не должно быть связано с разрешением спора о праве, подведомственного суду.

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд может принять лишь в случае, если заявитель не имеет возможности получить в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих факт, либо при невозможности восстановить утраченный документ.

Заявление об установлении факта суд принимает при условии, что действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок его установления.

Так, в судебном порядке  не могут устанавливаться, в частности, факты наличия трудового стажа для назначения пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, начисления процентных надбавок к заработной плате, выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет, причин и степени утраты трудоспособности, группы инвалидности и времени ее наступления и т.п.

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к заявлениям, подаваемым в суд, и содержать указание на цель, для которой заявителю необходимо установить данный факт. Кроме того, в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления утраченных документов.

Заявление подается по месту  жительства заявителя. Исключение составляет заявление об установлении факта  владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается по месту нахождения недвижимого имущества.

Если судья придет к  выводу о том, что заявитель юридически не заинтересован в установлении факта (т.е. установление данного факта для заявителя не влечет никаких правовых последствий), он отказывает в принятии заявления, а если дело уже возбуждено, то производство по делу прекращается путем вынесения определения.

Информация о работе Лекции по "Гражданско-правовые отношения"