Конституционный статус Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Такая его роль внутренне присуща любой современно демократической республике, имеющей пост президента, даже если в Конституции об этом прямо и не говорится. Например, в Конституции США президент охарактеризован как должностное лицо, осуществляющее исполнительную власть. Однако фактически, и это отмечают отечественные и зарубежные ученые-юристы, он выполняет функцию главы государства. В том же качестве действовал и российский Президент до принятия ныне действующей Конституции. Такой "выход" за пределы прежней конституционной формулы был вполне закономерен.

Оглавление

Введение 3
1. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти России 4
2. Порядок избрания Президента Российской Федерации 5
3. Полномочия Президента Российской Федерации 14
4. Основания прекращения полномочий Президента РФ. Порядок освобождения Президента Российской Федерации от должности 21
5. Заключение 24
Список литературы 25
Задание 26

Файлы: 1 файл

Контрольная Статус Президента.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     По  Конституции Президент как глава  государства определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства. Конечно, он определяет их не единолично, а во взаимодействии с другими органами государственной власти и различными политическими силами. При этом действия его ограничены рамками Конституции, т.е. глава государства должен действовать на основе Конституции, не выходить за ее рамки, его деятельность должна находиться в границах существующего законодательства. Вместе с Президентом внутреннюю и внешнюю политику государства вырабатывает и российский парламент, в первую очередь, через его законодательную деятельность, поскольку Федеральное Собрание имеет полномочия прямо законодательствовать по основным вопросам внутренней и внешней политике Российского государства.

     Президент определяет основные направления политики государства и во взаимодействии с органами исполнительной власти, прежде всего Правительством. Диапазон деятельности Президента по определению внутренней и внешней политики государства очень широк: от кадровых назначений на важнейшие государственные посты; утверждения военной доктрины Российской Федерации до непосредственного руководства внешнеполитической деятельностью РФ; участия в определении правовой политики и руководства текущей социально-экономической политикой.

     Все его полномочия как главы государства  не могут быть переданы никакому другому  государственному органу.

     Можно выделить отдельно блок полномочий Президента в области кадровой политики. Прежде всего, с согласия Государственной Думы, Президент назначает председателя Правительства, а по представлению председателя Правительства назначает всех остальных членов Правительства: заместителей председателя, федеральных министров, руководителей других федеральных ведомств. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же без согласования с какими-либо другими государственными органами принимает решение об отставке всего Правительства, а по представлению председателя Правительства - об отставке или назначении новых членов Правительства. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального Банка, ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального Банка России. В его полномочия входит представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов.

     Президент самостоятельно формирует и сам  возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом, формирует администрацию Президента и отдельно назначает главу администрации. Президент назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации. Президенту принадлежит право назначать и освобождать от должности полномочных представителей Президента, назначать и отзывать после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

     Следующая группа полномочий Президента связана  с его взаимоотношениями с  Федеральным Собранием. Прежде всего, в соответствии с Конституцией и  федеральным законом Президент  назначает выборы (очередные или внеочередные) в Государственную Думу. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент распускает Государственную Думу.

     Таких оснований несколько:

     в случае трехкратного отклонения кандидатуры  председателя Правительства, вносимой Президентом на ее утверждение;

     в случае повторного в течение трех месяцев вынесения Правительству  вотума недоверия со стороны Государственной  Думы;

     в случае, если само Правительство ставит перед Государственной Думой  вопрос о доверии и получает отказ  в доверии.

     Но  Конституция вместе с тем ограничивает возможности Президента по досрочному роспуску Государственной Думы при наличии ряда особых условий:

     Президент не может досрочно распустить Государственную  Думу в первый год ее избрания;

     если  до окончания срока полномочий Президента остается полгода;

     когда Государственная Дума начинает процедуру  отрешения Президента от должности;

     когда в стране объявлено чрезвычайное или военное положение.

     Только  Президент может назначить референдум в порядке, установленном федеральным  конституционным законом.

     Президент является субъектом законодательной  инициативы. Он может вносить законопроекты  по любым вопросам, входящим в компетенцию  Государственной Думы. Законодательная  практика обычно строится таким образом, что президентские законопроекты имеют приоритет перед другими законопроектами и обсуждаются в первую очередь, в срочном порядке. В полномочия Президента входит подписание и обнародование федеральных законов, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации. Президент как глава государства обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послания Президента законодательному органу страны носят в определенной степени программный характер, часто представляя собой прямое пожелание - программу для законодательной деятельности Федерального Собрания. Традиционно ежегодные послания Президента не подлежат обсуждению со стороны депутатского корпуса, не подлежат специальной процедуре одобрения, и депутаты воспринимают эти послания как рекомендации своей будущей законодательной деятельности на очередной парламентский год.

     Президент обладает значительными полномочиями в области внешней политики. Прежде всего, он осуществляет общее руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

     И наконец, полномочия Президента в области гражданских прав. Президенту как главе государства предоставлено исключительное право решения вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища. От имени государства Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

     При осуществлении своих полномочий Президент издает два вида актов - указы и распоряжения. Указы  могут быть нормативного и ненормативного характера. Указы нормативного характера  принимаются по общим вопросам, затрагивающим определенный наиболее важный круг общественных отношений. Указы ненормативного характера являются актами индивидуального применения права (например, указы о награждениях). Распоряжения Президента представляют собой акты индивидуального оперативного характера. Все акты, издаваемые Президентом, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, поскольку носят подзаконный характер.

 

     4. Основания прекращения полномочий Президента РФ. Порядок освобождения Президента Российской Федерации от должности

     Конституция РФ устанавливает основания и  порядок отрешения президента от должности. Отрешить президента от должности  может только Совет Федерации и только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (какого именно Конституция не конкретизирует). По Конституции такое обвинение президенту может быть предъявлено не менее чем одной третью состава депутатов Государственной Думы (150 депутатов) и подтверждено двумя третями голосов от общего числа депутатов (300 депутатов).

     При этом требуется дополнительно заключение еще трех органов:

     специальной комиссии, образованной Государственной  Думой;

     Верховного  Суда РФ о наличии в действиях президента признаков преступления;

     Конституционного  Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента.

     Процедуру отрешения президента от должности  Совет Федерации осуществляет в  соответствии со своим регламентом. Эта процедура начинается после получения от Государственной Думы всех требуемых документов и полной стенограммы заседания Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против президента. Получив указанные документы, председатель Совета Федерации направляет в трехдневный срок Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против президента и Заключение Верховного Суда РФ в Конституционный Суд РФ и Комитет по конституционному законодательству и судебной реформе. По получении Заключения Конституционного Суда РФ председатель Совета Федерации включает вопрос об отрешении президента от должности в повестку дня заседания. На это заседание Совета Федерации приглашаются президент, члены специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки фактической обоснованности обвинений против президента, а также председатель Верховного Суда РФ и председатель Конституционного Суда РФ. Заседание Совета Федерации начинается с сообщения председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинений с целью отрешения президента РФ от должности. Затем слово предоставляется председателю Конституционного Суда РФ для оглашения Заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Затем заслушивается Заключение Комитета по конституционному законодательству и судебной реформе Совета Федерации. Президенту либо его официальному представителю может быть также предоставлено слово по их желанию. После этого слово предоставляется председателю Верховного Суда РФ для оглашения Заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях президента признаков преступления.

     На  основании Регламента Совета Федерации  Постановление по вопросу об отрешении  президента от должности принимается  тайным голосованием с применением бюллетеней. Постановление Совета Федерации об отрешении президента от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации. Решение Совета Федерации доводится до всеобщего сведения незамедлительно через публикацию в средствах массовой информации и вступает в силу со дня опубликования.

     В соответствии с текстом Конституции  решение Совета Федерации об отрешении  президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против президента считается отклоненным.

     Президент может также прекратить исполнение своих полномочий досрочно в случае своей отставки, или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Ни Конституция, ни действующее законодательство подробно не регламентируют процедуру реализации добровольной отставки президента, или ухода его со своего поста по состоянию здоровья. Отставка президента Б.Н.Ельцина была оформлена Указом Президента РФ от 31 декабря 1999 г., где было сказано, что в соответствии с ч. II ст. 92 Конституции РФ президент прекращает исполнение своих полномочий и в соответствии с ч. III ст. 92 полномочия президента РФ временно исполняет председатель Правительства РФ. В Указе было определено точное время ухода с должности президента и передача им своих конституционных полномочий - 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г. Указ вступил в силу с момента его подписания. А следующим Указом президента РФ в соответствии со ст. 92 Конституции РФ в связи с отставкой президента Б.Н.Ельцина исполняющий обязанности президента В.В.Путин приступил к временному исполнению полномочий президента РФ с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г. Этот Указ был подписан уже исполняющим обязанности президента РФ В.В.Путиным.

     В действующей Конституции РФ поста  вице-президента не предусмотрено. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно, не более трех месяцев, исполняет председатель Правительства РФ. По Конституции председатель Правительства РФ в этот период времени не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре действующей Конституции. Необходимо отметить, что, видимо, желательно законодательным путем оформить механизм временной передачи полномочий президента. Не урегулирован ни законодательно, ни на конституционном уровне механизм определения физического состояния здоровья президента, его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Отсутствует законодательно установленный порядок преемственности президентской власти в случае невозможности председателем Правительства РФ временно исполнять обязанности президента РФ. С точки зрения стабильности конституционного строя Российской Федерации такие вопросы требуют своего четко зафиксированного законодательного решения.

 

                   Заключение

       Из  анализа законодательства следует вывод, который уже делался неоднократно: Президент Российской Федерации наделен колоссальными полномочиями. В связи с этим многие ученые небезосновательно относят российскую форму республики к суперпрезидентской. Стоит отметить, что такими полномочиями наделены президенты в государствах с диктаторскими режимами. Как таковая система сдержек и противовесов в устройстве российской власти реализована с огромными перекосами, что не должно быть присуще демократическому государству.

Информация о работе Конституционный статус Президента Российской Федерации