Конституционный статус Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Такая его роль внутренне присуща любой современно демократической республике, имеющей пост президента, даже если в Конституции об этом прямо и не говорится. Например, в Конституции США президент охарактеризован как должностное лицо, осуществляющее исполнительную власть. Однако фактически, и это отмечают отечественные и зарубежные ученые-юристы, он выполняет функцию главы государства. В том же качестве действовал и российский Президент до принятия ныне действующей Конституции. Такой "выход" за пределы прежней конституционной формулы был вполне закономерен.

Оглавление

Введение 3
1. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти России 4
2. Порядок избрания Президента Российской Федерации 5
3. Полномочия Президента Российской Федерации 14
4. Основания прекращения полномочий Президента РФ. Порядок освобождения Президента Российской Федерации от должности 21
5. Заключение 24
Список литературы 25
Задание 26

Файлы: 1 файл

Контрольная Статус Президента.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

        Академия  труда и социальных отношений 

            Волгоградский филиал 
             
             
             
             
             

                                 Контрольная работа 

        По дисциплине «Конституционное  право»    на тему:

             «Конституционный статус

           Президента  Российской Федерации»

                     
         
         
         
         

                 Выполнил: студент группы ЮС-12

                 В.В.Артеменко 

              Проверил:профессор 

              А.Е. Епифанов 
               
               

               Волгоград 2010

 

                Содержание 
           

     Введение           3

     1. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти России       4

     2. Порядок избрания Президента Российской Федерации  5

     3. Полномочия Президента Российской Федерации                   14

     4. Основания прекращения полномочий Президента РФ. Порядок освобождения Президента Российской Федерации от должности          21

     5. Заключение                24

     Список  литературы                25

     Задание                  26

 

                   Введение 

       В ранее действовавшей российской Конституции Президент был охарактеризован  как высшее должностное лицо и  глава исполнительной власти. Теперь он - глава государства. Эта формула  более точна. Само понятие "президент" в конституционно-правовом смысле и означает главу государства.

       Такая его роль внутренне присуща любой  современно демократической республике, имеющей пост президента, даже если в Конституции об этом прямо и  не говорится. Например, в Конституции США президент охарактеризован как должностное лицо, осуществляющее исполнительную власть. Однако фактически, и это отмечают отечественные и зарубежные ученые-юристы, он выполняет функцию главы государства. В том же качестве действовал и российский Президент до принятия ныне действующей Конституции. Такой "выход" за пределы прежней конституционной формулы был вполне закономерен.

       В политико-правовом плане естественность титула главы государства для  президента объяснима. Политическая необходимость этой фигуры вытекает прежде всего из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами.

       Институты государственной власти, даже при  наличии развитой правовой системы, не могут (во всяком случае на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в прямых отношениях власти-подчинения, тем не менее обеспечивает согласованное их функционирование, способен оперативно выводить государственную систему из возможных (а точнее, неизбежных) тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым президент обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей. Говоря по-другому, институт президента призван цементировать государство, т.е. обеспечивать прежде всего устойчивость механизма властвования.

 

      1. Место и роль  Президента в системе  органов государственной  власти России

     В системе органов государственной  власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент.

     Пост президента выборный, он избирается на определенный, устанавливаемый конституцией срок, внутри страны и на международной арене президент выступает от имени избирателей, т.е. его власть является производной от них, и наконец, существует

     От  чисто президентской республики Россия отличается наличием отдельного конституционного поста председателя Правительства, что, однако, не препятствует некоторым российским исследователям относить Россию к чисто президентским республикам. Президент РФ как в чисто президентской республике избирается на свою должность независимо от парламента, прямым голосованием избирателей, что ставит Президента РФ фактически в независимое от парламента и других государственных органов положение. Общей закономерностью всех республик, в том числе и в России, является то, что чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия как главы государства более обширны и реальны. В отличие от французской модели, где правительство формируется на основе парламентского большинства, в России президент фактически формирует Правительство без учета расстановки политических сил в Государственной Думе.

     Конституционные должности Президента заключаются  в том, что он является главой государства, Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и Председателем Совета Безопасности РФ.

 

          2. Порядок избрания  Президента Российской  Федерации 

     Основные  принципы избрания Президента РФ на должность  определены Конституцией РФ и новым федеральным Законом "О выборах президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г. Основные принципы, на которых избирается Президент РФ - принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. По закону участие граждан в выборах Президента свободное и добровольное. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

     Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не имеет право избирать и быть избранным Президентом РФ лицо, признанное судом недееспособным или содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда. Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются причисленными к федеральному избирательному округу.

     По  закону проведение выборов Президента в сроки, установленные Конституцией и федеральными законами, являются обязательными. Выборы Президента назначает Совет Федерации. Решение Совета Федерации должно быть принято не ранее, чем за 150 дней и не позднее, чем за 120 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента. В случае, если Совет Федерации не назначит выборы Президента, эти выбора по решению Центральной избирательной комиссии РФ проводятся во второе или третье воскресенье месяца, в которое проводилось голосование на предыдущих всеобщих выборах Президента.

     В случае досрочного прекращения Президентом  своих полномочий Совет Федерации  не позднее, чем через 14 дней, назначает  выборы нового президента. Днем голосования в данном случае будет последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президента. Такая процедура имела место после досрочной отставки президента Б.Н.Ельцина в конце декабря 1999 г., а выборы нового президента состоялись в воскресенье 26 марта 2000 г., как и требовалось по закону. Если день голосования по закону совпадает с праздничным днем, то днем голосования будет следующее за праздничным днем воскресенье.

     Граждане  РФ, а также политические общественные объединения вправе законными методами проводить предвыборную агитацию с целью побудить избирателей к участию в выборах Президента, а также к голосованию "за" или "против" любого зарегистрированного кандидата. Всем зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации. Расходы на подготовку и проведение выборов Президента производятся за счет средств федерального бюджета. Кандидаты на пост президента обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

     Подготовка  и проведение выборов Президента должны осуществляться гласно и открыто. Закон запрещает участие в  избирательной кампании иностранных  граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений.

     Подготовку  и проведение выборов Президента РФ осуществляют Центральная избирательная  комиссия, избирательные комиссии субъектов  РФ, территориальные (городские и районные) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Их полномочия и функции регулируются федеральным законом 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". По нормам данного избирательного Закона решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. В состав избирательных комиссий не могут входить депутаты представительных органов власти РФ, судьи, кандидаты на пост президента, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

     Кандидаты на пост президента могут быть выдвинуты  избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками. При этом под избирательным объединением понимается общероссийское политическое общественное объединение (политическая партия, политическое движение), которое создано в соответствии с законом и зарегистрировано в министерстве юстиции РФ. Оно должно быть зарегистрировано не менее, чем за год до дня проведения выборов Президента. А избирательный блок - это добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах Президента РФ.

     Каждый  гражданин РФ, обладающий избирательным правом, может образовать инициативную группу, в количестве не менее ста человек для выдвижения кандидата на пост президента. Инициативная группа не позднее, чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о проведении выборов Президента, обращается в Центральную избирательную комиссию с просьбой о своей официальной регистрации. К ходатайству о регистрации инициативной группы должны быть приложены сведения о размере и источниках дохода кандидата, его супруга и детей кандидата, сведения об их имуществе на праве собственности, а также об обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга и детей в виде копий деклараций о доходах за два года, предшествующих выборам Президента. Инициативная группа избирателей вправе выдвинуть только одного кандидата. Кандидат может дать согласие баллотироваться только одной инициативной группе. Если он уже дал согласие баллотироваться избирательному объединению или блоку, по закону он не может дать согласие баллотироваться инициативной группе избирателей. Инициативная группа регистрируется в течение пяти дней. Если инициативной группе отказано в официальной регистрации, то это решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который рассматривает данное дело в трехдневный срок. Избирательное объединение или избирательный блок могут выдвинуть только одного кандидата на пост президента на своем съезде путем тайного голосования делегатов съезда. При этом должно быть письменное согласие кандидата баллотироваться на указанный пост. В случае обладания кандидатом на пост президента другого гражданства необходимо указать время приобретения и основания приобретения второго гражданства и требуемые сведения об имуществе.

     Все зарегистрированные кандидаты на пост президента обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, занимающие государственные или муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (привлечение к своей избирательной кампании лиц, находящихся у кандидатов в непосредственном подчинении и т.д.). Эти ограничения не распространяются на транспортные средства лиц, пользующихся транспортом в соответствии с законом о государственной охране.

     Для регистрации кандидата на должность  президента инициативная группа избирателей должна собрать не менее одного миллиона подписей избирателей при условии, что на один субъект Федерации должно приходиться не более 70 тысяч подписей. В случае, если подписи собраны за рубежом, их общее число не должно превышать 70 тысяч. Законом запрещено принуждать избирателя ставить свою подпись в поддержку того или иного кандидата, а также производить сбор подписей в местах и в дни выдачи заработной платы. Запрещено в какой-либо форме осуществлять вознаграждение граждан за их подписи. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов на пост президента, но только одну подпись в поддержку одного и того же кандидата. В случае проведения досрочных или повторных выборов президента, количество требуемых подписей избирателей сокращается наполовину.

     Собранные подписи избирателей должны быть представлены в Центральную избирательную  комиссию не ранее, чем за 90 дней и  не позднее, чем за 55 дней до дня голосования  до 18.00 часов по московскому времени. Списки должны быть представлены в папках по субъектам Федерации. Количество собранных подписей может превышать установленный законом лимит, но не более чем на 15%. Проверке подлежат не менее 20% от необходимого для регистрации количества подписей. Если количество недостоверных подписей составит не менее 15% от проверенных подписей, тогда дополнительно проверяется еще 10% от необходимого количества подписей. Если количество недостоверных сведений в сумме будет превышать 15% от общего числа подписей, то дальнейшая проверка достоверности подписей не осуществляется и регистрация кандидата на пост президента не происходит. Не позднее 10 дней с момента подачи документов происходит регистрация. Основаниями для отказа в регистрации может быть отсутствие сведений о доходах, превышающих минимальный размер оплаты труда в 200 раз, а также о денежных вкладах. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который рассматривает данный иск не позднее пяти дней с момента его официальной подачи.

Информация о работе Конституционный статус Президента Российской Федерации