Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:17, курсовая работа
Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе конституции любого демократического государства – «основные права и свободы человека и гражданина» и гарантий по защите этих прав и свобод Конституцией Российской Федерации. Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина – обязанность государства»
1. Введение
с. 3
2. Основные права человека и гражданина по Конституции РФ с. 4
3. Гражданство РФ, как основание возникновения прав с. 5
4. Классификация основных прав и свобод с. 7
5. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод с. 8
6. Механизм осуществления гарантий прав и свобод с. 9
7. Заключение
с. 27
регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и
жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может
служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан,
предусмотренных Конституцией. Однако для претворения в жизнь данного Закона
пока отсутствуют все необходимые условия. Его реализации препятствуют
жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, безработица и другие
условия. Важно учесть, что многие гарантии осуществления основаны на
требованиях международно-правовых обязательствах России (ратификация
Европейской конвенции). Прежде всего, появились гарантии на свободу смены места
жительства, институт прописки больше не является ограничение в осуществлении
любых прав человека и гражданина на территории РФ. Ограничения могут быть
вызваны только незаконным проживанием на данной территории, ограничениями по
ст. 55,56 КРФ, но только в той мере, в какой это необходимо. Могут быть
ограничения, связанные с нахождением в местности, прилегающей к государственной
границе, в территории санитарно-эпидемиологического бедствия и т.д. Но все эти
ограничения регулируются только нормативно-правовыми актами.
-
Право на свободу совести,
быть принужден в выборе религии, смене вероисповедания. Допускается религиозное
многообразие. Закон «О свободе вероисповеданий» 1990 г. соответствует данной
статье Конституции и гарантирует, что данные права и свободы не будут
ограничиваться, что государство (так как РФ – светское государство) не будет
вмешиваться в дела религиозных объединений. В Федеральном законе от 26 сентября
1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена широкая
система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.
[26] Нарушение данных прав ведет к ответственности, предусмотренной в
Российском законодательстве
-
Право на свободу мысли и
слова, получение,
распространение информации (ст. 29) – положение данной статьи говорит о
Российской Федерации
как государстве
мнений. Тем не менее, пожалуй, данная статья имеет большее число ограничений,
чем другие. Это не случайно – свобода мысли и слова не может быть абсолютной.
В общих чертах ограничения сформулированы в ст. 55 КРФ. Кроме того, ГК РФ,
КоАП РФ, УК предусматривают меры наказания за публичные призывы к национальной
вражде, насильственному захвату власти и т.д. Гарантиями осуществления данного
права является то, что оно не только декларируется, но и создаются возможности
его реализации. «Закон о средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с
последующими изменениями.[27]
Предполагает предоставление возможности публично заявить о своем мнении,
федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной
власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. предполагает
гарантии свободы получения информации для каждого. Право каждого свободно
искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым
законным способом обеспечено и нормами Федерального закона «Об информации,
информатизации и защите информации»
[28] (1995 г.). В данном законе предусмотрено что граждане обладают равными
правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны
обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения
запрашиваемой ими информации.
Отказ в доступе к
быть обжалован в суд. Ограничения существуют только для информации
конфиденциальной; для сведений, составляющих государственную тайну и т.д. Все
эти ограничения также регулируются и точно определяются в нормативно-правовых
актах.
Гарантии политических прав и свобод
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические
права и свободы (ст. 30—33 Конституции) связаны с обладанием гражданством
государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права
каждому, политические — гражданам.
Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они
вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы
выступают как естественные
права и свободы каждого
государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя
рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же,
как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и
защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2
Конституции РФ.
Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что
носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа
конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через
политические права и свободы каждого гражданина.
-
Право на объединение, включая
право создавать
(ст.30) – международные
правовые документы и
право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены
в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной
или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Важной вехой в
развитии системы общественных объединений явились отмена ст. 6 Конституции
СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества,
и признание принципа многопартийности.
[29] Федеральный закон «Об общественных объединениях» был принят в 1995 г.
[30] Он определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных
объединений (кроме коммерческих и религиозных).Закон предусматривает принятие
и других законов об отдельных видах общественных объединений (в частности, о
политических партиях, профсоюзах, благотворительных).В ст. 5 Федерального
закона общественное объединение определяется как добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения.Учитывая разнообразный
характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные
объединения, Федеральный закон предусматривает пять различных
организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся:
общественная организация; общественное движение; общественный фонд;
общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Общественные
отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение
в политические партии, особенностями создания, деятельности, реорганизации и
ликвидации последних, регулируются Федеральным законом «О политических партиях»
(2001 г.)[31]. Право на
объединение включает в себя: право создавать на добровольной основе
политические партии, вступать или воздерживаться от вступления в них,
участвовать в их деятельности, а также право беспрепятственно выходить из
партий. Одной из массовых форм общественных объединений являются
профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих
прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом
от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности».Конкретизируется это право и закрепляются гарантии на него в
Федеральных законах «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г., «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях» от 12 января 1996 г., «о
благотворительной деятельности
и благотворительных
1995 г. Деятельность этих
организаций и объединений
устанавливаются правовые гарантии их существования.
- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и
демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит
только гражданам РФ. Только в 1988 г. был впервые принят Указ Президиума
Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов,
уличных шествий и демонстраций в СССР». Он предусмотрел разрешительный
порядок их проведения «в целях укрепления и развития социалистического строя».
Заявления уполномоченных лиц должны были подаваться в письменной форме за 10
дней в исполком. Последний не позднее чем через пять дней выносил решение о
разрешении или отказе. Отказ мог быть обжалован в вышестоящий исполком. 25 мая
1992 г. принят Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения
митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». В нем установлено,
что впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка проведения
этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод
человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., о праве
граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные
мероприятия при условии предварительного уведомления властей.
Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц,
запрещается использование указанного права для насильственного изменения
конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой,
религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Указ определил, что до
принятия соответствующего российского закона упомянутый выше союзный Указ на
территории России применяется в части, не противоречащей Декларации прав и
свобод человека и гражданина. Следует отметить, что многие формы участия
граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в
достаточной мере эффективно. С одной стороны, об этом свидетельствуют такие
факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной
власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности
избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного
рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации
прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий
уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная
закрытость их деятельности, отсутствие достаточно действенной политики,
направленной на развитие общественной активности граждан.Осуществление данного
права не должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать
статье 55 КРФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий
может быть обжаловано в суд.
-
Право на участие в управлении
делами государства как
так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ
к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия (ст. 32) –
это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам
международных документов и реализуется прежде всего в избирательном праве
граждан – право избирать и быть избранными. Для осуществления этого права
необходим определенный статус личности – наличие дееспособности, достижение
определенного возраста, состояние здоровья и т.д. – исходя из этих требований
могут возникать ограничения в осуществлении данных прав. Согласно Федеральному
закону от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской
Федерации»[32], при поступлении
на государственную службу (и при ее прохождении) не допускается установление
каких бы то ни было прямых или
косвенных ограничений или
зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Еще одной
гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных
граждан в референдуме («Закон о референдуме Российской Федерации» от 10 октября
1995 г.). Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской
Федерации» от 31 декабря 1996 г. раскрывает конституционное положение об
участии граждан в осущетсвлении правосудия в качестве присяжных, народных,
арбитражных заседателей.
-
Право граждан обращаться
и коллективные обращения в государственные органы и органы местного
самоуправления (ст. 33) – важное средство осущетсвления и охраны прав
личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин
может обратиться в гсударственные органы с ходатайством, жалобой заявлением.
Рассмотрение обращений граждан гарантируется. В России пока не принят
федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан и действует акт
бывшего Союза ССР — Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968