Юридические лица как субъекты гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – охарактеризовать сущность юридического лица как субъекта гражданского права. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- определить понятие, признаки, правоспособность и дееспособность юридического лица,
- рассмотреть правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридических лиц,

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Общие положения о юридических лицах………………………...5
1.1. Понятие и признаки юридического лица………………...………5
1.2. Правоспособность и дееспособность юридических лиц….10
Раздел 2. Правоотношения, возникающие по поводу
образования и прекращения юридических лиц……………………………….12
2.1. Сущность образования юридических лиц…………………………12
2.2. Способы образования юридических лиц……………………….….13
2.3. Порядок ликвидации юридических лиц…………………….………16
2.4. Реорганизация юридических лиц………………………………….….20
Раздел 3. Виды юридических лиц………………………………………………………22
3.1. Классификация юридических лиц…………….………………………22
3.2. Хозяйственные товарищества и общества………………………..24
3.3. Производственные кооперативы………………………………………32
3.4. Государственные и муниципальные предприятия………….…33
Заключение………………….………………………………………………………………………35
Список используемой литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

0964596_53716_yuridicheskie_lica_kak_subekty_grazhdanskogo_prava.docx

— 199.30 Кб (Скачать)

Общество или товарищество (именуемое основным), повлиявшее на решения другого общества (дочернего) в силу преобладающего участия в  его уставном капитале, в соответствии с договором или по иным основаниям несет солидарную с дочерним обществом  ответственность по сделкам, совершенным  в результате такого влияния. Акционеры  дочернего общества вправе требовать  возмещения причиненных основным обществом  убытков. В случае несостоятельности  дочернего общества по вине основного  последнее субсидиарно отвечает по его долгам.

Зависимые общества выделяются по чисто формальному критерию: принадлежности более 20% их уставного капитала (а  в акционерных обществах —  более 20% голосующих акций) другому  хозяйственному обществу (преобладающему).

Аффилированные общества и товарищества (а точнее — аффилированные лица, поскольку таковыми могут быть и граждане) также не являются особой организационно-правовой формой юридических лиц.

Основной обязанностью преобладающих  и аффилированных лиц является предоставление (в том числе — опубликование) соответствующей информации компетентным государственным органам и (или) зависимым от них организациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Производственные  кооперативы

 

 

Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц  для совместного ведения предпринимательской  деятельности на началах их личного  трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

В производственном кооперативе, как и в хозяйственных товариществах, решающее значение имеет личное участие  его членов в деятельности организации.

В фирменном наименовании вместо слов «производственный кооператив»  можно использовать слово «артель», поскольку законодатель считает  их синонимами1.

Участниками производственного  кооператива являются, по общему правилу, граждане. Причем, в отличие от полных товарищей, им абсолютно не требуется  статуса индивидуального предпринимателя. Наряду с ними участвовать в кооперативе  могут и юридические лица, если это допускается уставом кооператива. Число членов кооператива не может  быть менее пяти.

Имущество кооператива первоначально  складывается из паевых взносов его  членов, которые не идентичны долям  в уставном капитале хозяйственных  обществ и товариществ. Права  члена в отношении кооператива  отнюдь не обусловлены величиной  его пая. Так, независимо от величины пая каждый член кооператива имеет  один голос на общем собрании участников (п. 4 ст. 110 ГК, ч. 3 п. 2 ст. 15 Закона «О производственных кооперативах»). Распределение прибыли  и ликвидационного остатка между  членами кооператива обычно производится в соответствии с их трудовым участием (п. 4 ст. 109 ГК, п. 1 ст. 12 Закона «О производственных кооперативах»). В случае образования  неделимого фонда пай и вовсе  перестает соответствовать доле в имуществе кооператива. При  выходе из кооператива его член имеет  право лишь на выплату ему пая, но никак не на выплату доли во всем имуществе.

Члены кооператива несут  субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке  и размерах, установленных уставом  и законом о производственных кооперативах (п. 2 ст. 107 ГК).

Система кооперативных органов  состоит из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета (образование которого, в отличие  от АО, не обязательно) и исполнительных органов: правления и (или) председателя (ст. 110 ГК). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его органов только из числа членов, что чересчур категорично.

 

 

 

 

 

 

3.4. Государственные  и муниципальные предприятия

 

 

Государственные и муниципальные  предприятия как особая разновидность  коммерческих организаций. Специфика  этих субъектов гражданского права  состоит в том, что их имущество  находится соответственно в государственной  или муниципальной собственности  и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических  лиц, которые имеют не право собственности  на принадлежащее им имущество, а  вторичное вещное право. Государственные  и муниципальные предприятия  являются унитарными, а их имущество  неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях  или в целях выпуска особо  значимых товаров (производства работ  или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами  государственных и муниципальных  предприятий являются решение собственника, как правило, его представителя  в лице соответствующего органа Министерства имущественных отношений и устав.

Имущество государственного унитарного предприятия находится  в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе  между работниками предприятия. В состав имущества предприятия  не может включаться имущество иной формы собственности.

Природа государственных  и муниципальных предприятий  находит свое выражение в их фирменном  наименовании, которое должно содержать  указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных  и муниципальных предприятий  не отличаются от аналогичных средств  иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских  юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных  предприятий, как правило, носят  единоличный характер. Возглавляет  предприятие руководитель (генеральный  директор, директор), который назначается  на должность и освобождается  от должности собственником либо уполномоченным собственником органом  и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),

В настоящее время правовое положение государственных и  муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных  нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических  лиц.

 

 

 

 

Различают:

 

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения 

Такое предприятие создается  по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятии) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной  обособленности рассматриваемого предприятия  определяется содержанием права  хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества  унитарного предприятия имеет широкие  полномочия по вопросам его деятельности.

До государственной регистрации  унитарного предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, его  собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное  формирование уставного фонда для  унитарных предприятий, в отличие  от других коммерческих организаций, не допускается.

 

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

 

Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве  оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие  создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной1. Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению  Правительства Российской Федерации  на базе имущества, находящегося в федеральной  собственности (п. 1 ст. 115 ГК).

Кроме рассмотренных видов  существуют еще некоммерческие организации, которые не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п. 1 ст.50 ГК).

 

Заключение

 

 

В данной работе мною была осуществлена попытка всестороннего освещения  такого специфического и имеющего первостепенное значение для экономического оборота  субъекта права, каким является юридическое  лицо. Появление юридических лиц  связано с насущной потребностью удовлетворения потребностей человека при ведении хозяйственной деятельности. И со времен Древнего Рима необходимость  существования юридических лиц  не отпала. Потенциал развития и  совершенствования юридического лица позволил приспособить это изобретение  античной эпохи к экономическим  реалиям нового времени, более того, именно в эпоху капиталистических  отношений в экономике, этот субъект  права достиг своего расцвета.

Ученым так и не удалось  прийти к общему мнению, которое  бы не вызывало споров и максимально  точно раскрывало сущность юридического лица.

Юридические лица, наряду с  гражданами, являются субъектами гражданских  правоотношений, их регулированию посвящено  значительное число норм законодательства и подзаконных нормативных актов.

В юридической науке существуют различные теории юридического лица. Первая- теория фикции (искусственным  образом возможно создание юридического лица, которое физически не существует, а поэтому рассматривается в  качестве субъекта права лишь в силу воли государства, воплощенной в  законе или акте о создании юридического лица). Другая теория – теория "целевого имущества", суть которой в том, что какое-либо имущество или  право может принадлежать не только кому-нибудь, но и чему-нибудь. Поэтому  нет нужды в понятии "юридическое  лицо", так как в действительности нет субъектов прав и обязанностей, а есть лишь целевое имущество. Близка по своему существу к теории фикции концепция, выдвинутая Рудольфом фон  Иерингом. По Иерингу, субъектами права могут быть лишь люди (пользователи), интересы которых защищаются законом.

В противоположность теории фикции юридического лица была выдвинута  теория Гирке. Он предложил рассматривать юридическое лицо как некий союз лиц (организм), который не возникает в силу права, а существует реально. Если такое явление существует объективно, но не оформлено правом, то до момента такого оформления оно не может считаться юридическим лицом.

В Советском Союзе также  был разработан ряд теорий юридического лица. Теория коллектива: в основе правосубъектности юридического лица лежит не только единство государственной социалистической собственности, но и оперативное управление ее частями.

В противовес теории коллектива советскими учеными были выдвинуты  три другие теории юридического лица. Согласно теории государства единственным собственником имущества государственного юридического лица является государство, постольку и за государственным  юридическим лицом всегда стоит государство, или "всенародный коллектив", являющийся действительным собственником его имущества. Другое толкование сущности юридического лица (предложено Ю.К. Толстым), заключается в том, что само социалистическое государство является единственным собственником предоставленного юридическому лицу государственного имущества, а руководитель хозяйственного органа является уполномоченным государства по управлению вверенным ему имуществом.

Сегодня, анализируя юридическое  лицо, ученые-цивилисты ограничиваются перечислением, а в лучшем случае- критикой уже высказанных теорий. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что вопрос о сущности юридического лица так и остается открытым.

Юридическое лицо - это субъект  права, созданный для определенных целей по правилам, установленным  законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Действующее законодательство не дает определения юридического лица, но раскрывает его основные признаки. Юридическое лицо должно иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, оно отвечает по своим обязательствам этим имуществом, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от их вида юридические лица создаются по воле либо собственников (например, учреждения и унитарные предприятия), либо их будущих членов (например, хозяйственные  товарищества и общества), либо тех, кто вносит имущественные вклады, не становясь участниками юридического лица (например, фонды). Несмотря на существенное различие отдельных видов юридических  лиц, при их создании государство  всегда осуществляет контроль за этой процедурой. Указанная функция государства реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц.

Перечень документов, которые  необходимо представлять для государственной  регистрации составляют: устав, утвержденный учредителями, решение о создании или договор учредителей, подтверждение  оплаты не менее 50 процентов уставного  капитала предприятия, а также перечисляются  требования, предъявляемые к каждому  из таких документов.

Информация о работе Юридические лица как субъекты гражданского права