Юридические лица как субъекты гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – охарактеризовать сущность юридического лица как субъекта гражданского права. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- определить понятие, признаки, правоспособность и дееспособность юридического лица,
- рассмотреть правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридических лиц,

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Общие положения о юридических лицах………………………...5
1.1. Понятие и признаки юридического лица………………...………5
1.2. Правоспособность и дееспособность юридических лиц….10
Раздел 2. Правоотношения, возникающие по поводу
образования и прекращения юридических лиц……………………………….12
2.1. Сущность образования юридических лиц…………………………12
2.2. Способы образования юридических лиц……………………….….13
2.3. Порядок ликвидации юридических лиц…………………….………16
2.4. Реорганизация юридических лиц………………………………….….20
Раздел 3. Виды юридических лиц………………………………………………………22
3.1. Классификация юридических лиц…………….………………………22
3.2. Хозяйственные товарищества и общества………………………..24
3.3. Производственные кооперативы………………………………………32
3.4. Государственные и муниципальные предприятия………….…33
Заключение………………….………………………………………………………………………35
Список используемой литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

0964596_53716_yuridicheskie_lica_kak_subekty_grazhdanskogo_prava.docx

— 199.30 Кб (Скачать)

Статья 51 ГК не предусматривает  никаких исключений из общего правила  о необходимости государственной  регистрации юридических лиц, поэтому  можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования  организаций в настоящее время  в России не применяются.

Разрешительный порядок  образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.

При нормативно-явочном порядке  для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая  государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.

Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с  законодательством являются его  учредительные документы. Именно в  них учредители конкретизируют общие  нормы права применительно к  своим интересам.

Состав учредительных  документов для разных видов юридических  лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют  на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор—это  консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это — самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие  не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Федеральным законом  о  государственной регистрации субъектов  предпринимательской деятельности установлен перечень необходимых документов (заявление о регистрации; устав, утвержденный учредителями; решение  о создании или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала; свидетельство об уплате государственной  пошлины). Размер уставного капитала (фонда) зависит от конкретной организационно-правовой формы юридических лиц.

Состав документов, представляемых для государственной регистрации, определяется Федеральным законом "О государственной регистрации  юридических лиц" и различается  в зависимости от того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лица путем реорганизации, ликвидации юридического лица или об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных законом.

Нарушение установленного законом  порядка образования или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной  регистрации. Отказ по другим мотивам, в том числе нецелесообразности создания юридического лица, не допускается1.

Отказ, а также уклонение  от регистрации обжалуется в арбитражный  суд с учетом правил о подсудности  споров.

За государственную регистрацию  уплачивается государственная пошлина  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах.

Государственная регистрация  является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон  связывает возникновение правоспособности. Государственная регистрация юридического лица может быть признана недействительной только судом, если при создании юридического лица были допущены нарушения закона, при наличии которых в регистрации  должно быть отказано. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Порядок  ликвидации юридических лиц

 

Ликвидация — это способ прекращения юридических лиц  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ)1. Подобно реорганизации, она может быть как добровольной, так и принудительной (см. Приложение № 2).

Добровольный порядок  предполагает, что ликвидация производится по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Примерный  перечень оснований для добровольной ликвидации включает истечение срока, на который создано юридическое  лицо, и достижение цели, ради которой  оно создано. Принудительный порядок  ликвидации по решению суда применяется  при осуществлении юридическим  лицом деятельности без надлежащего  разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными  неоднократными или грубыми нарушениями  закона или других правовых актов, признания  судом недействительной регистрации  юридического лица в связи с допущенными  при его создании неустранимыми  нарушениями законодательства. Общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные или иные фонды  могут быть ликвидированы в таком  же порядке при систематической  деятельности, противоречащей уставным целям. Перечень оснований для принудительной ликвидации, содержащийся в п. 2 ст. 61 ГК РФ, не является исчерпывающим, так  как некоторые виды юридических  лиц подлежат ликвидации и в иных случаях, предусмотренных Гражданским  кодексом. Например, уменьшение стоимости  чистых активов хозяйственного общества ниже определенного законом минимального размера уставного капитала приводит к его ликвидации.

Решение о ликвидации юридического лица выносится судом по иску государственного органа или управомоченного органа местного самоуправления.

Начало ликвидации связано  с тем, что учредители юридического лица или орган, принявший соответствующее  решение, обязаны незамедлительно  известить об этом регистрирующий орган. В единый государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Открытость реестра позволяет использовать эту информацию как кредиторам, так и иным участникам предпринимательской деятельности.

Учредители (участники) юридического лица, его уполномоченный орган или  суд назначают по согласованию с  регистрирующим органом ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают  порядок и сроки ликвидации. К  комиссии с момента ее назначения переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. От его имени она выступает и в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

Процедура ликвидации, установленная  ст. 63 ГК РФ, состоит из пяти этапов, на каждом из которых перед ликвидационной комиссией (ликвидатором) ставятся определенные задачи1 (см. Приложение № 3).

1. Комиссия помещает в  органах печати объявление о  ликвидации юридического лица, порядке  и сроках предъявления его  кредиторами своих требований. Срок  по заявлению таких требований  не может быть менее двух  месяцев с момента публикации. Комиссия влияет кредиторов и  письменно уведомляет их о  ликвидации, определяет должников  и принимает меры к получению  дебиторской задолженности, в  том числе путем предъявления  исков в суд.

2. Когда срок для предъявления  кредиторами своих требований  истек, комиссия составляет промежуточный  баланс, в котором содержатся  данные о составе имущества  ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами  требований и результатах их  рассмотрения.

Промежуточный баланс согласовывается  ликвидационной комиссией с регистрирующим органом, а затем направляется на утверждение участникам (учредителям) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации. Утвержденный баланс — основание для фактической  выплаты денежных сумм кредиторам по признанным ликвидационной комиссией  требованиям.

3. При недостаточности  денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Правило обязательной продажи имущества должника, не обладающего достаточными денежными средствами для расчетов с кредиторами, распространяется на все ликвидируемые юридические лица, кроме учреждений и федеральных казенных предприятий.

4. Ликвидационная комиссия  производит выплаты по признанным  требованиям на основании промежуточного  баланса, начиная со дня его  утверждения. Очередность выплат  установлена ст. 64 ГК РФ.

В первую очередь удовлетворяются  требования граждан, перед которыми юридическое лицо отвечает за причинение вреда жизни или здоровью, путем  капитализации соответствующих  повременных платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выходным пособиям, оплате труда лиц, работающих по трудовому  договору, и выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются  требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты со всеми остальными кредиторами.

Требования каждой очереди  удовлетворяются только после полного  расчета с предыдущей.

Выплата денежных сумм кредитором 1 — 4 очередей производится со дня утверждения  промежуточного ликвидационного баланса, а пятой — по истечении месяца с этой даты. В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора либо уклонения от их принятия последний вправе обратиться с иском  к ликвидационной комиссии в суд, который может удовлетворить  требования за счет оставшегося имущества  ликвидируемого юридического лица.

При недостаточности имущества  оно распределяется между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально  суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами этих учреждений.

5. После завершения расчетов  с кредиторами ликвидационная  комиссия составляет окончательный  баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица  или органом, принявшим решение  о ликвидации, по согласованию  с регистрирующим органом.

Имущество, оставшееся после  удовлетворения всех требований кредиторов, должно быть передано его учредителям (участникам), имеющим вещные права  на это имущество или обязательственное  право в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или  учредительными документами  (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, ликвидация государственных и муниципальных предприятий и учреждений, федеральных казенных предприятий приводит к передаче имущества соответствующему публично-правовому образованию. Имущество общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, направляется на цели, указанные в уставе.

Утверждение ликвидационного  баланса является основанием для  внесения соответствующей записи в  единый государственный реестр юридических  лиц. С этого момента ликвидация считается завершенной, а юридическое  лицо — прекратившим свое существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Особенности ликвидации юридического лица при его несостоятельности (банкротстве) определены ст. 65 ГК РФ и  Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"1.

Несостоятельными могут  быть признаны по решению суда коммерческие организации, за исключением казенных предприятий, потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. Те же организации могут совместно  с кредиторами объявить о своем  банкротстве и о добровольной ликвидации.

Банкротство (несостоятельность) в ст. 2. Федерального закона "О  несостоятельности (банкротстве)" определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным совершить указанные действия, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, если иное не установлено законом.

Информация о работе Юридические лица как субъекты гражданского права