Юридические лица как субъекты гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – охарактеризовать сущность юридического лица как субъекта гражданского права. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- определить понятие, признаки, правоспособность и дееспособность юридического лица,
- рассмотреть правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридических лиц,

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Общие положения о юридических лицах………………………...5
1.1. Понятие и признаки юридического лица………………...………5
1.2. Правоспособность и дееспособность юридических лиц….10
Раздел 2. Правоотношения, возникающие по поводу
образования и прекращения юридических лиц……………………………….12
2.1. Сущность образования юридических лиц…………………………12
2.2. Способы образования юридических лиц……………………….….13
2.3. Порядок ликвидации юридических лиц…………………….………16
2.4. Реорганизация юридических лиц………………………………….….20
Раздел 3. Виды юридических лиц………………………………………………………22
3.1. Классификация юридических лиц…………….………………………22
3.2. Хозяйственные товарищества и общества………………………..24
3.3. Производственные кооперативы………………………………………32
3.4. Государственные и муниципальные предприятия………….…33
Заключение………………….………………………………………………………………………35
Список используемой литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

0964596_53716_yuridicheskie_lica_kak_subekty_grazhdanskogo_prava.docx

— 199.30 Кб (Скачать)

К должнику — юридическому лицу могут быть применены следующие  процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Под наблюдением следует понимать процедуру банкротства, применяемую с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Конкурсное производство — процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. И, наконец, на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждению арбитражным судом. Для отдельных категорий должников—юридических лиц установлены особенности банкротства (градообразующие организации, сельскохозяйственные организации, кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг)1.

Несостоятельное юридическое  лицо следует считать ликвидированным  с момента исключения его из единого  государственного реестра по определению  о завершении конкурсного производства, вынесенному арбитражным судом, или по представлению собрания кредиторов о ликвидации юридического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Реорганизация  юридических лиц

 

Реорганизация представляет собой способ прекращения юридических  лиц с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства (кроме  случаев выделения из состава  юридического лица другой организации). Существует    пять форм реорганизации (ст. 57, 58 ГК РФ)1                     (см. Приложение № 4):

1) слияние нескольких  юридических лиц в одно новое;

2) присоединение юридического  лица к другому;

3) разделение юридического  лица на два или более новых;

4) выделение из юридического  лица новых юридических лиц;

5) преобразование юридического  лица одной организационно-правовой  формы в другую.

По общему правилу, юридическое  лицо реорганизуется добровольно, т. е. по решению его учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Однако возможна реорганизация и в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, когда организации занимают доминирующее положение на рынке и совершают два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе обязать их принудительно разделиться или выделить из своего состава одну либо несколько организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Решением уполномоченного  государственного органа определяется срок такой реорганизации. Если учредители юридического лица, назначенный ими  орган или орган, уполномоченный на реорганизацию учредительными документами, не осуществят ее в указанный срок, суд (по иску указанного государственного органа) назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию. Внешний управляющий составляет разделительный баланс и передает его  на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникающих  в результате реорганизации. Эти  документы становятся, после утверждения  судом, основанием для государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц.

Реорганизация в форме  слияния, присоединения или преобразования в случаях, установленных судом, возможна лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

При слиянии, присоединении  и преобразовании юридических лиц  составляется передаточный акт, при  разделении и выделении — разделительный баланс. Указанные документы должны содержать положения о правопреемстве по всей совокупности обязательств реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются лицами, принявшими решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникающих или изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Реорганизация в форме  слияния, разделения, выделения и  преобразования считается завершенной  с момента государственной регистрации, а в форме присоединения —  только с момента внесения в единый государственный реестр записи о  прекращении деятельности присоединенного  юридического лица1.

Основаниями для отказа в  государственной регистрации вновь  возникших юридических лиц являются непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а  также отсутствие в них положений  о правопреемстве по обязательствам.

Обеспечение прав кредиторов юридического лица при его реорганизации  достигается правилами ст. 60 ГК РФ. На учредителей (участников) или орган, принявший решение о реорганизации  юридического лица, возлагается обязанность  письменного уведомления об этом всех кредиторов. Каждый кредитор может  потребовать прекращения или  досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает  это юридическое лицо, и возмещения убытков, причиненных досрочным  прекращением обязательства. Если же разделительный баланс не дает возможности установить правопреемника, то вновь возникшие  юридические лица отвечают по обязательствам реорганизованного юридического лица солидарно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Виды юридических лиц

 

 

3.1. Классификация  юридических лиц

 

 

Юридическое лицо, являясь  весьма сложным по своей природе  правовым явлением, может рассматриваться  в самых различных аспектах. Поэтому  и различных классификаций юридических  лиц может быть тем больше, чем  шире перечень юридических лиц и  чем значительнее отличия одних  организаций от других1.

 

Юридические лица могут классифицироваться:

 

1) по формам собственности.  В зависимости от формы собственности,  лежащей в основе юридического  лица, выделяются государственные  и частные (негосударственные)  юридические лица. К числу государственных (в широком смысле, т. е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организации на юридические лица публичного и частного права.

2) по целям деятельности. Коммерческие и некоммерческие  организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также  ее распределение между участниками,  либо иные цели, не связанные  с предпринимательством. По общему  правилу, некоммерческие организации  вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку,  поскольку это необходимо для  достижения их уставных целей.  При этом они не вправе распределять  полученную прибыль между своими  участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

3) по составу учредителей.  В зависимости от состава учредителей  можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать  только юридические лица (союзы  и ассоциации), только государство  (унитарные предприятия и государственные  корпорации) или же любые, за  отдельными исключениями, субъекты  права (все остальные юридические  лица).

4) по характеру прав  участников. Различный характер  прав участников в отношении  имущества юридического лица  позволяет выделить:

— организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;

— организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации;

— организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и автономные некоммерческие организации.

5) в зависимости от  объема вещных прав организации.  В зависимости от объема прав  самого юридического лица на  используемое им имущество можно  различать:

— юридические лица, обладающие правом оперативного у правления  на имущество: учреждения и казенные предприятия;

— юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные  унитарные предприятия (кроме казенных);

— юридические лица, обладающие правом собственности на имущество: все другие юридические лица.

6) в зависимости от  личного или имущественного участия.  Хозяйственные товарищества и  общества можно классифицировать  по тому, что более важно для  участников: объединение их личных  усилий для достижения предпринимательских  целей (товарищества) или объединение  капиталов (общества). Наряду с  этим по степени увеличения  предпринимательского риска участников  хозяйственные общества и товарищества  могут выстраиваться в следующую  цепочку: полное товарищество, товарищество  на вере, общество с дополнительной  ответственностью, общество с ограниченной  ответственностью, акционерное общество.

7) по порядку образования.  Порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

8) по составу учредительных  документов. По составу учредительных  документов разграничиваются договорные  юридические лица — хозяйственные  товарищества, договорно-уставные —  общества с ограниченной или  дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также  уставные юридические лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Хозяйственные  товарищества и общества

 

 

Хозяйственные товарищества и общества — это родовое понятие, обозначающее несколько самостоятельных  видов коммерческих юридических  лиц, общим для которых является то, что их уставный (складочный) капитал  разделяется на доли. Именно это  отличает хозяйственные товарищества и общества от других коммерческих организаций1.

Гражданский кодекс РФ предусматривает  достаточно широкий спектр правовых форм коллективного хозяйствования, который отвечает как современным  международным стандартам, так и  отечественным экономическим реалиям. Организационно-правовые формы хозяйственных  товариществ или обществ способны обслуживать интересы и индивидуальных коммерсантов, и малых семейных коллективов, и гигантских групп незнакомых друг с другом акционеров.

Хозяйственные товарищества в российском законодательстве понимаются как договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения  предпринимательской деятельности под общим именем.

Хозяйственные общества —  это организации, создаваемые одним  или несколькими лицами путем  объединения (обособления) их имущества  для ведения предпринимательской  деятельности.

Главное действующее лицо любого товарищества — полный товарищ  — несет неограниченную ответственность  по обязательствам фирмы всем своим  имуществом. Поэтому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают личное участие  в делах предприятия. По этой же причине  лицо может являться полным товарищем  лишь в одном товариществе. Круг учредителей обычно гораздо уже, чем в обществах, в силу лично-доверительных  отношений между ними2. Принципиальные положения, определяющие возможный состав участников хозяйственных обществ и товариществ, содержатся в п. 4 ст. 66 ПС. Предпринимательство всегда связано с повышенным имущественным риском, поэтому законодатель считает правовое положение граждан и некоммерческих организаций несовместимым со статусом полного товарища.

Для хозяйственных обществ  характерным является объединение  не столько личных усилий участников, сколько их имуществ. Участники не отвечают по обязательствам фирмы (за исключением обществ с дополнительной ответственностью), и их предпринимательский  риск ограничен суммой вкладов в  уставный капитал. Поэтому именно размер уставного капитала общества является основной гарантией интересов кредиторов и приобретает особое значение, нехарактерное  для товариществ. Уменьшение размера  уставного капитала общества возможно лишь после уведомления всех его  кредиторов, которые в этом случае приобретают право требовать  досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков (как и при реорганизации).

Основные права и обязанности  участников хозяйственных обществ  и товариществ в общем виде закреплены ст. 67 ГК и могут дополняться  в учредительных документах. Участники  имеют право управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деятельности, участвовать в распределении  прибыли и получать часть имущества, оставшегося после ликвидации предприятия (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать  в образовании имущества предприятия  и не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности. Нормы ст. 67 ГК носят императивный характер, поэтому  лишить участника какого-либо из перечисленных  прав или освободить от обязанности  невозможно.

Информация о работе Юридические лица как субъекты гражданского права