Изготовитель, продавец и исполнитель, как сторона потребительского правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:16, реферат

Краткое описание

Проблема договорных отношений с участием потребителей уже давно приобрела международно-правовой характер и актуальность ее исследования не может вызывать сомнения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные понятия потребительских правоотношений…………………4
Глава 2. Изготовитель, продавец и исполнитель,
как сторона потребительского правоотношения………………………...7
Глава 3. Основные обязанности изготовителя, продавца и исполнителя………11
Глава 4. Примеры судебной практики по делам, связанным
с нарушением потребительских правоотношений
изготовителем, продавцом и исполнителем…………………………....16
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...…29

Файлы: 1 файл

Реферат по ЗПП.doc

— 157.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридическая школа

 

Специальность «Юриспруденция»

Кафедра Правосудия и прокурорского надзора

 

 

 

 

 

 

 

Изготовитель, продавец и исполнитель,

как сторона потребительского правоотношения

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

студента

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основные понятия потребительских правоотношений…………………4

Глава 2. Изготовитель, продавец и исполнитель,

как сторона потребительского правоотношения………………………...7

Глава 3. Основные обязанности изготовителя, продавца и исполнителя………11

Глава 4. Примеры судебной практики по делам, связанным

с нарушением потребительских правоотношений

изготовителем, продавцом и исполнителем…………………………....16

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...…29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема договорных отношений с участием потребителей уже давно приобрела международно-правовой характер и актуальность ее исследования не может вызывать сомнения. В мировой практике выработан целый комплекс важнейших прав потребителей, к числу которых относятся права: на получение качественных и безопасных товаров, работ и услуг, на просвещение, информацию, на полное возмещение причиненного вреда, включая компенсацию физических и нравственных страданий, на судебную защиту, право на объединение в общественные организации и ряд других прав, которые необходимо рассматривать в качестве основы развития российского национального законодательства.

Набирает силу общественное движение потребителей – при ООН создан Всемирный союз потребителей, включающий в себя с 1991 г. Международную конфедерацию обществ потребителей, являющуюся неправительственной общественной организацией, в которую входят около 90 российских организаций.

Наблюдаемая в последние годы нормотворческая активность в области защиты прав потребителей свидетельствует о важности этого направления для общества. Принятие 07 февраля 1992 года Закона Российской Федерации (РФ) «О защите прав потребителей» № 2300-1» (далее – Закон РФ № 2300-1) ознаменовало собой тенденцию усиления законодательных гарантий соблюдения договорных прав потребителей.

В тоже время анализ судебной практики свидетельствует о том, что в судах рассматривается значительное число дел, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей. При этом суды испытывают значительные трудности, связанные, в первую очередь, с проблемой определения круга отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, особенно по договорам возмездного оказания услуг. Это обусловлено как динамичным изменением законодательства, так и ростом многообразных услуг, развитием договорных форм, опосредующих их оказание. Возникла настоятельная потребность в проведении дальнейших научных исследований с целью теоретического обоснования совершенствования законодательства, регулирующего договорные отношения с участием потребителей, установления и преодоления имеющихся недостатков в правоприменительной практике.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Потребительское правоотношение есть специфическая форма социального (частноправового) и властного (публично-правового) взаимодействия субъектов потребительского права в сфере потребительского рынка с целью реализации интересов и достижения результатов, предусмотренных заключенными договорами, потребительским законодательством и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также технико-юридическими нормами.

Структура потребительских правоотношений, ничем не отличается от структуры других видов правоотношений, поскольку слагается из трёх общеизвестных составляющих (элементов), именуемых обобщенно:

- субъектами;

- объектами;

- содержанием (субъективными правами и обязанностями).

Потребительские отношения, наряду с общими чертами, присущими любым общественным правоотношениям имеют характерные особенности, первая из которых затрагивает волевую сторону правоотношения. Если индивидуальная воля того или иного участника (участников) правоотношения не всегда является обязательным признаком, скажем, гражданского правоотношения, поскольку имеют место случаи, когда отдельные гражданско-правовые отношения возникают, существуют и даже прекращаются помимо воли их участников, например при причинении вреда жизни и здоровью гражданина (когда ни потерпевший, ни причинитель вреда не желали возникновения правоотношения, а потому здесь воля может проявляться уже в процессе осуществления возникшего правоотношения, к тому же как на всех, так и на различных его стадиях), то относительно потребительских правоотношений такие случаи исключены – здесь индивидуальная воля всегда наличествует, причем изначально. Потребители вступают в правовые отношения осознанно, проявляя свою волю не только непосредственно в этом отношении, но еще в преддверии его возникновения (например, при намерении потребителя приобрести товар).

Вторая особенностью потребительских правоотношений заключается в тех формах (способах), при помощи которых обеспечивается реализация субъективных прав и выполнение юридических обязанностей участниками потребительских правоотношений. Наряду с государственными мерами, «обеспечительными» являются также общественные меры – прямо прописанные в законодательстве. Применение этих мер влечет конкретные отрицательные последствия для нарушителей потребительских прав, также предусмотренные законодательством.

Третья особенность потребительских правоотношений связана с особенностями их правового регулирования. Дело в том, что субъекты потребительских правоотношений, в отличие от субъектов гражданских правоотношений, где методом правового регулирования является юридическое равенство сторон, - юридически неравноправны. Это происходит в силу того, что одни из них, потребители, экономически слабее, другие, предприниматели, экономически более сильны, что оказывает влияние на их отношения. Именно наличие такого неравенства и экономической зависимости служит обоснованием необходимости регулирования потребительских отношений в основном императивными нормами. Очевидно, что более слабые субъекты потребительского права нуждаются в дополнительной защите. Потребительское законодательство содержит специальные императивные нормы, направленные на защиту более слабого контрагента - потребителя. Таким образом, потребительское законодательство необходимо и достаточно выравнивает юридическими средствами (привилегиями) относительную экономическую слабость потребителей.

Вывод о публично-правовом методе защиты экономической слабости гражданина-потребителя вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1998 года[1], в котором он разъяснил: «граждане как сторона в договоре (присоединения) лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин, как экономически слабая сторона в этих правоотношениях, нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны... Осуществляя правовое регулирование отношений..., законодатель должен следовать статьям 2 и 18 Конституции РФ, в соответствии с которыми признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. При этом, исходя из конституционной свободы договора, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне, с тем, чтобы не допустить недобросовестную конкуренцию... и реально гарантировать в соответствии со статьями 19 и 34 Конституции РФ соблюдение принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности».

Ещё одной особенностью потребительских правоотношений является их длящийся характер в течение срока, когда государство и договор гарантируют качество, безопасность и надежность товаров, работ и услуг[2].

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ИЗГОТОВИТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ И ИСПОЛНИТЕЛЬ, КАК СТОРОНА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

Согласно преамбуле Закона РФ № 2300-1:

изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Из вышеизложенного следует, что изготовитель, исполнитель, продавец – это, прежде всего, организации, независимо от их организационно-правовых форм.

Под организацией обычно подразумевается юридическое лицо, однако не всякое юридическое лицо можно признавать изготовителем (исполнителем, продавцом)[3].

Так, Гражданский кодекс (ГК) РФ допускает создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (п. 4 ст. 50 ГК РФ), также являющихся юридическими лицами. Согласно ст. 121 ГК РФ возможно создание ассоциаций (союзов), объединяющих коммерческие организации. Ассоциация (союз), объединяющая коммерческие организации, сама по себе остается некоммерческой организацией, основные функции которой состоят в осуществлении координации предпринимательской деятельности входящих в ее состав коммерческих юридических лиц, а также представительстве и защите их общих имущественных интересов. В таком виде ассоциация (союз) не может быть признаваема изготовителем (исполнителем, продавцом) применительно к Закону РФ № 2300-1, поскольку в этом случае она непосредственно каких-либо предпринимательских функций не осуществляет (предпринимательских действий не производит). Это одна сторона дела.

Другая заключается в том, что в Законе РФ № 2300-1 термин «юридическое лицо» не употребляется, содержание Закона не дает оснований понимать под организацией только юридическое лицо. Сказанное позволяет прийти к заключению, согласно которому изготовителями, исполнителями, продавцами в потребительских правоотношениях могут быть объединения (образования), не являющиеся юридическими лицами, одним из которых следует считать, например, простое товарищество, предусмотренное главой 55 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Из приведенного легального определения договора следует, что соглашение между товарищами не приводит к образованию юридического лица; соглашение заключается преимущественно для достижения общей цели – извлечения прибыли, то есть для осуществления предпринимательской деятельности. Сфера применения данного договора, как показывает обзор юридической литературы и судебной практики, достаточно широка. Наиболее часто он заключается, например, при совместном долевом строительстве зданий, сооружений, дорог, а также гаражей и жилых домов. Причем, как утверждают некоторые цивилисты (со ссылкой непосредственно на судебную практику), нередко договоры о долевом участии в строительстве с участием граждан квалифицируются судами как договоры бытового подряда, что дает дополнительные гарантии защиты прав граждан при помощи норм Закона РФ № 2300-1[4].

Таким образом, простое товарищество, не будучи юридическим лицом, при осуществлении предпринимательской деятельности может выступать, следует полагать, в качестве одной из сторон в правоотношениях с участием граждан-потребителей.

Аналогично выступает в потребительском правоотношении и крестьянское (фермерское) хозяйство, когда оно являет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих в соответствии с п. 1 ст. 1 и п. 1ст. 19 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», например, реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства гражданам по договору розничной купли-продажи. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (абз. 1 п. 3 ст. 1 Закона РФ № 2300-1).

Таким образом, юридическое лицо – не единственная форма участия в потребительском правоотношении: его участником может выступать также группа (совокупность) лиц, осуществляющих тот или иной вид предпринимательской деятельности совместно и солидарно отвечающих по всем общим обязательствам. До принятия части первой ГК РФ такова была юридическая природа полных товариществ, не являвшихся юридическими лицами.

В роли изготовителя либо исполнителя или продавца может выступать и индивидуальный предприниматель (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Исходя из смысла п. 2 ст. 23 ГК РФ таковым гражданином следует считать также главу крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если это хозяйство создано одним гражданином (п. 2 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

В настоящее время не до конца урегулированным остается вопрос о возрасте, по достижении которого гражданин вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Более того, имеет место явная «несостыковка» относительно возраста, дающего право несовершеннолетнему зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя для самостоятельного ведения предпринимательской деятельности, между ГК РФ, с одной стороны, и некодифицированным гражданским законодательством – с другой. Так, по смыслу п. 2 (абз. 1) ст. 21 ГК РФ снижение брачного возраста допускается в соответствии с федеральным законом, каковым является СК РФ и которым этот возраст определен в шестнадцать лет; с этого времени несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объеме и вправе стать индивидуальным предпринимателем. То же самое и с того же возраста может сделать несовершеннолетний в результате осуществленной эмансипации (объявления его полностью дееспособным в соответствии с п. 1 ст. 27 ГК). В то же время региональное законодательство допускает снижение брачного возраста до 14-ти лет (например, в Вологодской области такой Закон был принят в августе 1996 года – Закон Вологодской области «О снижении брачного возраста»), и, стало быть, по его достижении (в случае вступления в брак) несовершеннолетний в состоянии быть индивидуальным предпринимателем. Это положение нашло закрепление в главе VII. 1. «Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей» Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которой впервые в новейшей истории России право заниматься самостоятельным бизнесом с 1 января 2004 г. получили подростки, достигшие 14 лет.

Информация о работе Изготовитель, продавец и исполнитель, как сторона потребительского правоотношения