Избирательное право в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Изучить Конституцию РФ и законы, регулирующие избирательный процесс в РФ.
2. Изучить содержание избирательных прав в РФ и рассмотреть пути их реализации в процессе организации выборов.
3. Выявить черты и особенности современного российского избирательного права.

Оглавление

Стр
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
1.1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды…………………..5
1.2. Избирательная система и избирательное право………………………..6
1.3. Принципы избирательного права……………………………………….8
1.4. Гарантии избирательных прав граждан…………………………………11
1.5. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков
избирателей……………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
2.1. Законодательство о выборах…………………………………………….16
2.2. Порядок проведения выборов……………………………………………17
2.3. Порядок формирования избирательных комиссий……………………..19
2.4. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов и предвыборная
агитация………………………………………………………………………...23
2.5. Порядок голосования, подсчёта голосов избирателей, установление
результатов выборов и их опубликование …………………………………..28
2.6. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан…………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

избирательное право.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

      Предвыборная агитация — деятельность граждан Россий­ской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей цепью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). Граждане Российской Федерации, общественные объеди­нения вправе в допустимых законом формах и законными ме­тодами вести агитацию за или против любого кандидата, из­бирательного объединения. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвы­борных мероприятий, в том числе собраний и встреч с изби­рателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право само­стоятельно определять форму и характер предвыборной аги­тации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комис­сий, государственные органы, органы местного самоуправле­ния, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

Журналистам, должностным лицам средств массовой ин­формации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участво­вать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются канди­датами либо доверенными лицами кандидатов. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осу­ществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпа­нией договора получить за плату эфирное время сверх предо­ставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к канди­датам и избирательным объединениям должны быть равными.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материа­лов запрещается. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избира­тельным комиссиям в их пользование помещения, находя­щиеся в государственной или муниципальной собственности для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные воз­можности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нару­шению целостности государства, пропаганда войны. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохра­няться на прежних местах. В течение трех дней до дня выбо­ров, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

 

2.5. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными зако­нами, законами и иными нормативными актами законодатель­ных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. О времени и месте голосования участковые избиратель­ные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массо­вой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избира­тельный участок, где он включен в список избирателей, долж­на быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспе­чить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или спи­ску кандидатов в пользу которых сделан выбор, либо к пози­ции «против всех кандидатов (списка кандидатов)». Каждый избиратель голосует лично, голосование за дру­гих лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъяв­лении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обес­печить всем избирателям возможность участвовать в голосо­вании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой изби­рательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюлле­тени в количестве, соответствующем числу заявлений. Коли­чество заявлений избирателей, использованных и возвращен­ных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При про­ведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения изби­рательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявле­ния избирателя.

Как уже ранее отмечалось, избирательные бюллетени за­полняются избирателем в специально оборудованных кабинах или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получе­ние избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются изби­рателями в избирательные ящики, которые должны нахо­диться в поле зрения членов участковой избирательной ко­миссии и наблюдателей.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными изби­рательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюлле­тени неустановленной формы. Члены участковой избиратель­ной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результа­ты подсчетов бюллетеней. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без пе­рерыва до установления итогов голосования, о которых долж­ны быть извещены все члены участковой избирательной ко­миссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избира­тельная комиссия заполняет протокол об итогах голосования. На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избиратель­ная комиссия устанавливает результаты выборов по избира­тельному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосо­вания или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъ­явления избирателей.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством При это». устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий — менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

 

2.6. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

                Россия пока не имеет значительного опыта проведения избирательных компаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных компаний возникает много споров и даже острых конфликтов  между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и
действия (или бездействие) органов государственной власти, орга-
нов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжа-
лованы в суде. Решение суда по существу жалобы, заявления является
окончательным. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, мо-
гут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соот-
ветственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное
обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обяза-
тельным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, посту-
пившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день
выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жало-
бах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются
не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избира-
тельная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
     Законом установлена ответственность лиц, которые путём насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным. Ответственности подлежат лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, лица, проводящие агитацию в день, предшествующий голосованию и в день голосования, а также препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках. Судебная практика по делам, связанным с нарушением избирательного законодательства пока небогата, хотя нарушений немало. На выборах в Государственную Думу 19 декабря 1999 г. были отмечены многочисленные нарушения в республике Башкортостан и Санкт-Петербурге. Дума обратилась к Президенту и Генеральному прокурору с предложением использовать их полномочия для пресечения и предупреждения нарушений избирательных прав граждан.

             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов является одним из демократических завоеваний в ходе проводимых в России реформ. Демократические выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Однако необходимо помнить, что во многом эти нормы носят формальный характер. Сам факт существования выборов не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии, её красивой упаковкой. С помощью выборов, как известно, пришёл к власти Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. тоже весьма показательная политическая акция, когда вроде бы и выборы, но выбора не было. Результаты предшествующих избирательных компаний в Государственную Думу  также неутешительны: многие лица, избранные во властные структуры государства, не оправдывают доверия своих избирателей, не выполняют своих предвыборных обещаний.

           Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может и столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Авакьян С.А. Выборы-1995 в Государственную Думу М.1995

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Изд. НОРМА-ИНФРА-М. М.1998.

3. Васильев В.И. Постников А.Е. Комментарии к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы М.1995

4. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.  // Права человека. Сборник международных документов. М.: 1986 г., с. 21-30.\\

5. Иванченко А.В.Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика М.1996

6. Конституция Российской Федерации. Изд. ИНФРА-М. М. 2000

7. Конституционное право России. Под ред.А.В.Малько. Юристъ. М.2000.

8. Коваленко А.И. Конституционное право России. Изд. «Право и знание». М. 1997.

9. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России. Юристь. М.2000.

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юристъ. 1996 г.

11. Комментарий к Конституции РФ.  М.:  БЕК, 1994 г.

12. Комментарий к Конституции РФ. Под общей редакцией Ю.В.Кудрявцева, М.:  Фонд «Правовая культура», 1996 г.

13. Постников А.Е. Избирательное право России – М. Изд. Группа ИНФРА: М – норма. 1996г.

14. Сборник законодательств РФ. 1995 г. №№ 26,21., 1997 г. № 38.

15. Федеральный закон РФ от 21 июня 1995 г. « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // «Российская газета» №123 от 28.06.95 г. \\

16. Федеральный закон РФ от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации». // СЗ РФ, 1995 г.,  № 21\\

17. Федеральный закон РФ от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»( с изменениями от 26 ноября 1996 года ). //«Российская газета» №241 от 10.12.94 г.,  \\

 



Информация о работе Избирательное право в РФ