Избирательное право в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Изучить Конституцию РФ и законы, регулирующие избирательный процесс в РФ.
2. Изучить содержание избирательных прав в РФ и рассмотреть пути их реализации в процессе организации выборов.
3. Выявить черты и особенности современного российского избирательного права.

Оглавление

Стр
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
1.1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды…………………..5
1.2. Избирательная система и избирательное право………………………..6
1.3. Принципы избирательного права……………………………………….8
1.4. Гарантии избирательных прав граждан…………………………………11
1.5. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков
избирателей……………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
2.1. Законодательство о выборах…………………………………………….16
2.2. Порядок проведения выборов……………………………………………17
2.3. Порядок формирования избирательных комиссий……………………..19
2.4. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов и предвыборная
агитация………………………………………………………………………...23
2.5. Порядок голосования, подсчёта голосов избирателей, установление
результатов выборов и их опубликование …………………………………..28
2.6. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан…………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

избирательное право.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

        Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными,  а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения являются временными, после отмены решения суда о признании недееспособным или отбытия срока наказания, гражданин вправе избирать и быть избранным в полном объёме.

        Равное избирательное право, этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов. Каждый избиратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Следовательно, процедуры, касающиеся  определения границ избирательных округов, регистрации избирателей и составления  избирательных списков является недопустимым. На каждого депутата должно приходится примерно одинаковое число жителей или избирателей округа.

        Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам непосредственно выбирать тех, кого они знают и кому доверяют. Косвенные выборы, когда избиратели выбирают выборщиков, и им доверяют избирать Президента, как в США, являются менее предпочтительными. Недостатки этой системы красноречиво показали выборы Президента США  2000 года, особенно в штате Флорида, где после долгих пересчётов, всего несколько голосов дали перевес в пользу Дж.Буша. Прямые выборы в большей степени гарантируют волю избирателей от всяких искажений, в том числе от неожиданностей со стороны промежуточных выборных звеньев.

        Тайное голосование – обязательное условие демократической системы выборов. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. Избирателю гарантировано право: никому и никогда не сообщать о своём выборе. В Российской истории тайное голосование появилось с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием. Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабинки для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

         Добровольность, этот принцип заключается в том, что гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах. Никто не вправе  оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок – это гражданский долг каждого человека.          
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами,
обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и кон-
сульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избиратель-
ных прав, установленных законом.


1.4. Гарантии избирательных прав граждан

        Выборы, если они действительно свободны, являются важным показателем демократизма. Гарантии избирательных прав граждан – это условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления. Условия – это политический режим, в котором  проходят выборы. Средства – это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления. Система гарантий избирательных прав граждан состоит из:

-         политических, это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов;

-         организационных, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определённых должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке  и проведении выборов;

-           материальных, имеют немаловажное значение. Расходы по проведению выборов в РФ производятся за счёт бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);

-         правовых, которые позволяют обеспечить свободу выбора  юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.

          Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.


1.5. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков избирателей
     В списки избирателей включаются все граждане Российской Фе-
дерации, обладающие на день голосования активным избирательным
правом. Список избирателей составляется участковой избирательной ко-
миссией отдельно по каждому избирательному участку на основании
сведений, представляемых по установленной форме главой местной
администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей
осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 ян-
варя и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в со-
ответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня
выборов.
     Основанием для включения гражданина Российской Федерации в
список избирателей на конкретном избирательном участке является
его проживание на территории этого избирательного участка, опре-
деляемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим
право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации может быть включен в список
избирателей только на одном избирательном участке. Основания и
порядок составления списков избирателей устанавливаются в соот-
ветствующих федеральных законах, законах и иных нормативных пра-
вовых актах законодательных (представительных) органов государс-
твенной власти субъектов Российской Федерации.
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления
не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избира-
тельным правом, вправе заявить в участковую избирательную комис-
сию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошиб-
ке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участ-
ковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо
устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложе-
нием мотивов отклонения заявления. Решение участковой избиратель-
ной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную
комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд,
которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день
выборов - немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

    Для проведения выборов образуются избирательные округа на
основании данных, предоставляемых исполнительными органами госу-
дарственной власти и органами местного самоуправления. Границы
избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном
округе определяются соответствующей избирательной комиссией и ут-
верждаются соответствующим представительным органом не позднее
чем за 60 дней до дня выборов.

     При проведении выборов в Российской Федерации избирательные
округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:
примерное равенство избирательных округов по числу избирате-
лей с допустимым отклонением от средней нормы представительства
избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдален-
ных местностях - не более 15 процентов; при образовании избира-
тельных округов на территориях компактного проживания коренных
малочисленных народов отклонение от средней нормы представитель-
ства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми ак-
тами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные
пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не
применяется при выборах в федеральные государственные органы в
случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между со-
бой территорий, за исключением случаев, установленных федеральны-
ми законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.

      При соблюдении указанных требований образования избиратель-
ных округов учитывается административно-территориальное деление.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных
удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на
каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Грани-
цы избирательных участков не должны пересекать границ избиратель-
ных округов.  В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных
районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на
полярных станциях могут образовываться избирательные участки в
тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять
дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избира-
тельные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В
воинских частях избирательные участки могут образовываться в слу-
чаях, установленных федеральными законами, законами и иными нор-
мативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при
этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования
всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их
доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы
соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позд-
нее чем за 40 дней до дня выборов.


 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА              

2.1. Законодательство о выборах

            Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. От соблюдения и исполнения этого закона зависит качественный состав депутатского корпуса, его работоспособность и принципиальность в решении государственных дел.

          Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции, Федерального закона «О выборах президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. Внеочередные выборы Президента России, состоявшиеся 26 марта 2000 г. по новому закону, который существенно отличается от старого. Например, теперь кандидат в президенты обязан заполнить декларацию о своих доходах и имеющемся имуществе, а за неточные данные он может быть снят с регистрации. Эти данные публикуются в средствах массовой информации, и каждый избиратель может знать состояние кандидата, за которого он голосует.

           В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» от 21 июня 1995 г. из 450 депутатов – 225 избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 – избираются по партийным спискам. Первые выборы в Государственную Думу 1993 г. проходили в сложной политической обстановке, поэтому было принято решение  избирать Думу и Совет Федерации на два года, хотя по Конституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года (ст. 96 п.1).

     С окончанием холодной войны укрепилась тенденция к демократизации общественного устройства. В связи с этим возрос интерес к стандартам по проведению выборов, выработанным международными организациями. Многие из этих стандартов заимствованы конституционно-правовой системой РФ. Особенно важны три международно-правовых акта:

1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных прав 1952 г.

Закреплённые в этих международных актах принципы организации и проведения выборов не являются исчерпывающими. Они носят самый общий характер, они универсальны и потому абсолютно и во всём подходят для любого демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией избира тельных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества.

 

2.2. Порядок проведения выборов

Проведение выборов состоит из нескольких стадий, от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Избирательный процесс – это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов. В соответствии с Федеральным законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» можно выделить стадии:

1.      Назначение выборов. Эта стадия заключается в установлении дня голосования, который может быть только календарным выходным днём.

2.      Составление списков избирателей. Это избирательные документы, определяющие граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка. Гражданин РФ может быть включён в список избирателей только на одном избирательном участке.

3.      Образование избирательных округов. Территория, которая образована согласно избирательному законодательству и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты и выборные должностные лица. Округа формируются на основе данных, предоставляемых органами исполнительной власти, при соблюдении определённых требований (примерное равенство по числу избирателей, целостность территории и т.д.).

4.      Образование избирательных участков. Они создаются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями, объединяют граждан общим местом голосования. Избирательный участок создаётся из расчёта не более 3000 избирателей и не позднее 30 дней до выборов.

5.        Образование избирательных комиссий, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов (Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые). Важнейший принцип деятельности комиссий всех уровней в том, что при подготовке и проведении выборов они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

6.      Выдвижение кандидатов, определяется круг лиц, из числа которых будут избираться депутаты, губернаторы, президент. Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению. Одновременно в соответствующую комиссию предоставляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата.

7.      Предвыборная агитация, граждане РФ, избирательные объединения имеют право агитировать «за» или «против» любого кандидата. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов. Избирательная комиссия контролирует соблюдение установленного порядка проведения агитации.

Информация о работе Избирательное право в РФ