Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить систему избирательных комиссий.
Задачи курсовой работы рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть правовой статус избирательных комиссий;
- исследовать основные вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий;
- выделить систему избирательных комиссий.
В работе применены методы анализа, сравнения, обобщения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовое положение избирательных комиссий в РФ………..……….....5
1.1. Статус избирательных комиссий в РФ………………………….………….5
1.2. Порядок формирования, состав и срок полномочий избирательных комиссий…………………………………………………………………………20
2. Система избирательных комиссий в РФ.……………...............................29
2.1. Вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий…29
Заключение……………………………………………………………………...36
Библиография…………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

       В отличие от работников, трудовые отношения которых регулируются исключительно КЗоТом, члены Комиссии не могут быть освобождены до истечения срока своих полномочии по таким основаниям, как, например, соглашение сторон; призыв на действительную военную службу; выявление несоответствия работника занимаемой выборной должности; систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных на него в соответствии с распределением участков работы; прогул, неявка на работу в течение более четырех месяцев подряд, в частности вследствие временной нетрудоспособности.

 

2. Система избирательных  комиссий в РФ

2.1. Вопросы совершенствования  деятельности избирательных  комиссий 

       В систему избирательных комиссий входят: Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации (ЦИК  России), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКС РФ), избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО), окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) комиссии, участковые комиссии. Избирательные комиссии не образуют жесткой, строго централизованной системы комиссий для проведения всех выборов в стране. Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу и Президента Российской Федерации. Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Федерации. Таким образом, при проведении выборов действует определенная система избирательных комиссий, структура и полномочия которой предопределяются уровнем и видом выборов и устанавливаются федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

       Система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной  власти, однако ЦИК России и ИКС  РФ являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации23. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и местного самоуправления.  Федеральный закон обеспечивает самостоятельность комиссий путем установления круга их полномочий и порядка формирования. В частности, решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны не только для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений и органов местного самоуправления, но и для кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, должностных лиц, избирателей. Установленный рамочным Федеральным законом порядок финансирования деятельности ЦИК России, ИКС РФ, ИКМО, территориальных комиссий, действующих на постоянной основе, делает их в финансовом отношении независимыми от органов исполнительной власти и должностных лиц. Расходы комиссий на подготовку и проведение выборов, обеспечение их полномочий производятся за счет средств соответствующего бюджета – федерального, регионального или местного.

       На  практике при проведении выборов независимость избирательных комиссий не только не исключает, но и предполагает их тесное взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными предприятиями, учреждениями и организациями с государственным участием при решении таких вопросов, как регистрация избирателей, выделение необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, бесплатного эфирного времени и др. Обязанность названных органов и их должностных лиц оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий закреплена в федеральных законах. Также установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие телерадиовещание, и (или) редакции периодических печатных изданий, а также их должностные лица обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, в пятидневный срок давать ответы на обращения комиссий, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования – немедленно. Данная норма имеет особое практическое значение, поскольку комиссиям в период избирательных кампаний приходится в сжатые сроки решать большое количество вопросов, связанных с обеспечением и защитой избирательных прав граждан: проверкой достоверности предоставленной им информации о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках; проверкой достоверности сведений, содержащихся в финансовых отчетах кандидатов, избирательных объединений и блоков, и др.

      Система избирательных комиссий и в настоящее время сохраняет свои основные звенья - центральный, региональные и районные избирательные органы. Эта система, сформированная еще в царское время, в российском контексте доказала свою жизнеспособность. Но их функционирование на постоянной основе - новый этап в развитии данной системы. Он связан с большим количеством проводимых выборов федерального, регионального и местного уровней, что объективно требует наличия устойчивых и компетентных избирательных органов. Что касается звена региональных комиссий, то его существование также связано с конституционным принципом федерализма. Избирательная комиссия субъекта РФ является региональным аналогом ЦИК России24.

      Объединение избирательных комиссий в систему  обеспечивает централизацию избирательных  действий в ходе проведения избирательной  кампании соответствующего уровня, в  частности, посредством контроля со стороны вышестоящих комиссий за деятельностью нижестоящих комиссий. Вне рамок избирательной кампании отношения внутрисистемного соподчинения и контроля сохраняются в той мере, в какой это необходимо для выполнения текущих задач по развитию избирательной системы (организация учета избирателей, правовое просвещение и другие направления).

      ЦИК России осуществляет контроль за соблюдением  избирательных прав граждан, обеспечивает реализацию мероприятий, связанных  с подготовкой и проведением  выборов, развитием избирательной  системы Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям, исполняет ряд других полномочий25.

      Избирательные комиссии субъектов РФ и территориальные комиссии находятся во взаимодействии с соответствующими нижестоящими комиссиями, координируют их деятельность, оказывают им содействие. Избирательные комиссии муниципальных образований тоже действуют в системе. Они связаны с вышестоящими комиссиями (прежде всего субъектов РФ) рядом вертикальных связей, о чем речь пойдет ниже. Кроме того, широко практикуется возложение полномочий территориальных комиссий на муниципальные комиссии и наоборот26.

      Принцип системы избирательных комиссий предусмотрен не только в федеральном, но и в региональном законодательстве. После принятия Федерального закона, в котором закреплены соответствующие вертикальные связи между избирательными комиссиями различных уровней, в большинстве субъектов РФ приняты законы, устанавливающие региональную систему избирательных комиссий. В основном это было сделано в специальных законах, регулирующих выборы региональных парламентов, муниципальные выборы и т.д., то есть конкретные виды избирательных кампаний. В 15 субъектах РФ также приняты общие законы о системе избирательных комиссий, в которых закреплена иерархия региональных избирательных органов во главе с избирательной комиссией субъекта РФ.

      Согласно  пункту 1 статьи 1 Закона Краснодарского края, действующие в крае избирательные комиссии, комиссии референдума являются составной частью системы избирательных комиссий, комиссий референдума, действующих в РФ. Такая же норма содержится в Законе Республики Тыва, хотя она сформулирована менее четко (п. 1 ст. 3): "Система избирательных комиссий в Республике Тыва составляет единую систему избирательных комиссий в Российской Федерации".

      В 12 регионах действуют общие законы об избирательных комиссиях, также закрепляющие их систему. Например, в Смоленской области РФ действует система избирательных комиссий, комиссий референдума, возглавляемая Избирательной комиссией Смоленской области.

      Таким образом, на основании Федерального закона, закрепившего принцип системы  избирательных комиссий и установившего  всероссийскую систему комиссий, в регионах были приняты законы, сформировавшие региональные системы комиссий. Между различными звеньями данной системы выстраиваются вертикальные взаимосвязи, соподчиненность избиркомов постепенно усиливается.

      Федеральное законодательство о выборах и  референдумах закрепляет ряд основополагающих принципов деятельности избирательных комиссий. Среди них в первую очередь необходимо назвать принцип независимости и беспристрастности. Согласно пункту 7 статьи 3 и пункту 12 статьи 20 Федерального закона, запрещается вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан.

       Избирательное право Российской Федерации находится  в стадии своего развития. Российская Федерация, следуя международным принципам и стандартам в области избирательного права, в своей Конституции зафиксировала, что “носителем суверенитета и единственным источником власти признается ее многонациональный народ...”. “Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы”.

      В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа  избирательного законодательства, целью  которой является преобразование законодательной  базы избирательного права и избирательной  системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России включает в себя следующие аспекты:

- обеспечение  равенства прав избирателей - граждан Российской

Федерации;

- достижение  представительства в парламенте широкого спектра интересов различных социальных, этно-территориальных и политических групп;

- использование всеми субъектами избирательного процесса демократических методов политической борьбы, исключающих доминирование отдельных политических групп и должностных лиц;

- обеспечение  демократического общественного  и судебного контроля в процессе  организации и проведения выборов  и референдума, в том числе  и путем приглашения иностранных  наблюдателей, создания условий  для их работы.

      Разрабатывая  стратегию совершенствования избирательного законодательства, важно иметь в виду, что на этом пути нет легких и одномерных решений. Так например, много споров вызывает законодательная норма о возможности двойного выдвижения кандидатов. В данной связи может быть полезен опыт немецкого закона о выборах, ряд положений которого послужил моделью при разработке российского избирательного законодательства.

      Согласно  этому закону партия, сумевшая провести своего представителя в Бундестаг и по земельному списку, и по избирательному округу, теряет столько голосов из числа поданных за ее список, сколько отдано в поддержку ее кандидата в избирательном округе. Таким образом, удваивая шансы наиболее ценных своих представителей, партия платит за эту страховку вполне адекватную цену. Подобный принцип предлагалось ввести и в наше законодательство. Однако в новом законе о выборах, принятом в 1997 году было реализовано иное решение: 5 процентный барьер для утверждения кандидатов законодатель заменил на 2-х процентный, сохранив и принцип двойного выдвижения.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Итак, в настоящее время законодательством  урегулирован статус избирательных  комиссий, определена их роль в избирательном  процессе. Формально это роль арбитра, независимого и беспристрастного организатора конкурентной политической борьбы, институционализированной в форме избирательной кампании. Однако на практике избирательные комиссии не всегда отвечают этому своему назначению, они все менее самостоятельны и все более превращаются в заинтересованных участников выборов, играющих "на одну сторону". Этому в немалой степени способствуют недостатки правового регулирования статуса комиссий, а также их восприятие в обществе и во власти, традиции данного института.

       Как представляется, существуют два не зависящих друг от друга пути решения  данной проблемы. Во-первых, необходим действенный, беспристрастный, основанный на принципе верховенства права судебный контроль за выборами. В настоящее время он в значительной степени ослаблен, избирательный процесс подконтролен исполнительной власти. Нужно отметить, что традиций судебного контроля за процессом выборов в России нет. Исторически комиссии действовали "под эгидой" исполнительной власти, и именно последняя так или иначе направляла их работу.

       Во-вторых, для обеспечения независимости  избирательных органов следовало бы постепенно трансформировать их в состоящие из профессиональных юристов судебно-административные органы, формируемые как минимум 3 - 5 различными субъектами на продолжительные сроки полномочий, не привязанные к конкретным электоральным циклам.

Информация о работе Избирательная система