Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:33, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить систему избирательных комиссий.
Задачи курсовой работы рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть правовой статус избирательных комиссий;
- исследовать основные вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий;
- выделить систему избирательных комиссий.
В работе применены методы анализа, сравнения, обобщения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовое положение избирательных комиссий в РФ………..……….....5
1.1. Статус избирательных комиссий в РФ………………………….………….5
1.2. Порядок формирования, состав и срок полномочий избирательных комиссий…………………………………………………………………………20
2. Система избирательных комиссий в РФ.……………...............................29
2.1. Вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий…29
Заключение……………………………………………………………………...36
Библиография…………………………………………………………………..38
Конституция создала условия не только для развития национального механизма обеспечения гарантий избирательных прав и свобод граждан, но и предусмотрела учет международно-правовых избирательных стандартов, поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются, в соответствии с Конституцией, составной частью ее правовой системы. Поэтому в случае, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены российским законом, то применяются правила договора. В этих условиях, а также с учетом вступления Российской Федерации в Совет Европы, особое значение имеет реализация подписанной Россией Декларации Межпарламентского Союза "О критериях свободных и справедливых выборов" от 26 марта 1994 года, в которой провозглашается, что избирательные права могут быть ограничены в исключительных случаях, которые предусмотрены законом и обоснованно применяются в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, поддержания общественного порядка, защиты общественного благосостояния и морали, а также защиты прав и свобод граждан, причем данные ограничения должны соответствовать обязательствам государства перед международным правом Допустимые ограничения избирательных прав применяются также в случаях, когда это не связано с дискриминацией на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национальности или социального происхождения, собственности, места рождения или другого положения и нарушения избирательных прав могут быть обжалованы в судебные органы.
Новое федеральное, а также региональное законодательство о выборах и о статусе избирательных комиссий впервые возлагает на избирательные комиссии, во-первых, не только реализацию, но и защиту избирательных прав граждан и в широком смысле слова. В механизме формирования самой системы избирательных комиссий заложена, таким образом, организационная основа их обеспечения и защиты и, следовательно, их гарантированность, в узком же смысле слова законодательство рассматривает обеспечение и защиту прав избирателей в качестве одной из специализированных задач и функций комиссий11. Так, избирательным комиссиям предоставлены полномочия по рассмотрению заявлений (жалоб) на нарушения избирательных прав граждан, при этом в связи с быстротечностью избирательной кампании законодательство устанавливает специальные сокращенные сроки для принятия по ним решений по существу.
Помимо этого, законодательство предоставило вышестоящим избирательным комиссиям контрольные полномочия по обеспечению избирательных прав и свобод граждан. Так, вышестоящие избирательные комиссии наравне с судом вправе отменить решения нижестоящих избирательных комиссий, противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам либо принятые комиссиями с превышением остановленных полномочии12. Вместе с тем законодательство предоставляет вышестоящим избирательным комиссиям дополнительное полномочия не только по отмене незаконного решения нижестоящей избирательной комиссии, но и принятия решения по существу вместо нижестоящей комиссии В дальнейшем необходимо, очевидно, расширить сферу судебной защиты избирательных прав и свобод участников избирательного процесса на основе введения процедуры консультаций ЦИК РФ с Конституционным Судом Российской Федерации об отсутствии правовых препятствий для проведения очередных (досрочных) выборов, особенно по реализации предоставленного федеральным избирательным законодательством ЦИК РФ полномочий по организации и проведению выборов в случае, когда соответствующие федеральные государственные органы не приняли в установленный законом срок решение о назначении выборов.
В части второй статьи 11 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан устанавливается общая система избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в Российской Федерации, а именно: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии В соответствии с федеративной природой российского государства система, полномочия, порядок формирования и деятельности избирательных комиссий устанавливаются, в зависимости от уровня выборов, также законами и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ. При этом система избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации может претерпевать определенные изменения в зависимости от того, какие конкретно федеральные государственные органы выбираются или на каком уровне (федеральном, региональном или местном) организуются и проводятся выборы. Так, окружные и территориальные избирательные комиссии действуют, как правило, не на постоянной основе, а срок полномочий участковых избирательных комиссий ограничен временными рамками избирательной кампании и истекает после официального опубликования общих итогов выборов. В процессе реализации нового избирательного законодательства вносились предложения о необходимости оформления в виде отдельного самостоятельного федерального закона правового статуса не только ЦИК РФ, но и участковой избирательной комиссии.
В рамках общей системы избирательных комиссий в Российской Федерации важное значение имеет обеспечение синхронности в работе избирательных комиссий, особенно по обеспечению избирательных прав граждан и иных участников избирательного процесса. Именно в этой связи федеральное законодательство о выборах особое внимание уделяет координирующей роли ЦИК РФ. Данная работа проводится по нескольким основным направлениям. Первое направление связано с осуществлением ЦИК РФ полномочий по обеспечению правовой гармонизации избирательного процесса на территории России вне зависимости от уровня и вида избирательных кампаний. Так, согласно части пятой статьи 12 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан ЦИК РФ наделен полномочиями, позволяющими совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации участвовать в решении вопросов, касающихся не только организации и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, но и деятельности всей системы избирательных комиссий в Российской Федерации по проведению выборов на региональном уровне и выборов органов местного самоуправления.
Наиболее важные из них — полномочия, связанные с осуществлением контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской федерации. Данному направлению деятельности комиссии посвящена отдельная глава в ее Регламенте, в которой, в частности, отмечается, что ЦИК РФ, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, осуществляет контрольные проверки деятельности избирательных комиссий (избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий), а также органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, связанные с оказанием комиссиям содействия в реализации их полномочий. При этом по решению комиссии к изучению данных вопросов могут привлекаться, помимо работников аппарата комиссии, представители избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, ученые и специалисты научных и учебных заведений. По результатам проверок ЦИК РФ может передавать вопросы на повторное рассмотрение избирательных комиссий, отменять (в случаях, предусмотренных законодательством) их решения, принятые с нарушением требований соответствующих федеральных законов. В целях осуществления эффективного контроля за соблюдением избирательных прав граждан, а также для обобщения практики проведения региональных выборов ЦИК РФ может, согласно Регламенту, запрашивать от избирательных комиссий субъектов Российской федерации необходимую информацию о ходе региональных выборов.
Второе направление связано с тем, что практика организации и проведения выборов выявила необходимость технологического обеспечения избирательных прав граждан и проведения избирательных кампаний с учетом современного уровня развития средств вычислительной техники и телекоммуникаций, а также подтвердила, что реформа избирательной системы без современного технологического обеспечения невозможна. Учитывая положительный опыт использования компьютерной техники и новых информационных технологий в процессе обработки избирательной информации в мировой (прежде всего Германии и Канады) практике, ЦИК РФ 12 июля 1994 года одобрила Концепцию создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". В целях совершенствования информационного обеспечения избирательной системы Российской Федерации, сокращения сроков подведения итогов голосования и финансовых затрат на проведение избирательной кампании и на основе разработанных информационных проектов Президент Российской Федерации издал Указ от 23 августа 1994 года № 1723 "О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
Практика применения этих документов, а также региональное правотворчество позволяет ЦИК РФ, комиссиям субъектов Федерации организовать общегосударственную систему регистрации избирателей, а также разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий. Это предполагает возможность использования не только традиционных стандартных процедур, носителей и процессов обработки избирательной информации, но и новых прогрессивных избирательных технологий, основанных на автоматизированной информационной системе13.
В целом избирательные комиссии субъектов Российской Федерации как юридические лица являются одним из основных звеньев в процессе осуществления хозяйственной деятельности, связанной с подготовкой и проведением федеральных, региональных и местных выборов, переводом избирательного процесса на современную технологическую основу14.Важным направлением организационного развития системы избирательных комиссий в Российской федерации и их правового статуса является зарождение и становление специфической системы вспомогательных органов и служб при ЦИК РФ и иных избирательных комиссиях. Основное назначение вспомогательных органов и служб состоит в том, чтобы оказывать всем звеньям системы избирательных комиссий в РФ содействие в переводе избирательного процесса на современную технологическую (и законодательную) основу в целях создания устойчивой системы гарантий избирательных прав граждан и проведения свободных выборов в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Таким образом, в процессе организации и проведения федеральных, региональных и местных выборов системе избирательных комиссий во главе с ЦИК РФ принадлежит новая роль. Это связано с тем, что избирательные комиссии являются основным и незаменимым звеном в технологической цепочке реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в представительные и выборные исполнительные органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления, выступают единственными органами, которые не только официально извещают общество о результатах голосования и итогах выборов, но и обеспечивают легальный конституционный характер передачи государственной власти победившей на выборах политической силе.
В этих условиях стратегической линией формирования новой избирательной политики и совершенствованию правового статуса избирательных комиссий должно стать, во-первых, развитие координационных и иных форм взаимодействия избирательных комиссий со всеми субъектами политической системы, прежде всего с Конституционным Судом РФ. Что же необходимо сделать на этой основе на национальном конституционном и законодательном уровне?
Во-вторых, повысить до конституционного уровень закрепления статуса избирательных комиссий, являющихся основным инструментом трансформации политической воли избирателей в процессе формирования представительных и выборных исполнительных институтов государственной власти и принятие решений в ходе проведения референдумов. Подготовить пакет предложений по восстановлению в предусмотренном конституционном порядке в Конституции, принятой на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года, Раздела об избирательной системе и основах правового статуса системы избирательных комиссий или, как минимум, отдельной статьи15. Это связано и с необходимостью недопущения оказания какого бы то ни было административного или политического давления (влияния) на беспристрастный характер работы ЦИК РФ и иных звеньев избирательных комиссий1; а также повышения степени доверия избирателей к системе избирательных комиссий в РФ.
Отсутствие
в действующей Конституции