Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить систему избирательных комиссий.
Задачи курсовой работы рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть правовой статус избирательных комиссий;
- исследовать основные вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий;
- выделить систему избирательных комиссий.
В работе применены методы анализа, сравнения, обобщения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовое положение избирательных комиссий в РФ………..……….....5
1.1. Статус избирательных комиссий в РФ………………………….………….5
1.2. Порядок формирования, состав и срок полномочий избирательных комиссий…………………………………………………………………………20
2. Система избирательных комиссий в РФ.……………...............................29
2.1. Вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий…29
Заключение……………………………………………………………………...36
Библиография…………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Хакасский  государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

Институт  истории и права

Кафедра государственного права 
 
 
 
 
 

СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 

Курсовая  работа

(по дисциплине: «Конституционное право») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил: Августаева К.Э.

      студентка I курса, гр.ЮС-091 

      Проверил: Сергеев Д. Б. 

      Дата  сдачи:______________

      Дата  защиты:____________

      Оценка:_________________ 
 
 

Абакан, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Правовое положение избирательных комиссий в РФ………..……….....5

1.1. Статус избирательных комиссий в РФ………………………….………….5

1.2. Порядок формирования, состав и срок полномочий избирательных комиссий…………………………………………………………………………20

2. Система избирательных комиссий в РФ.……………...............................29

2.1. Вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий…29

Заключение……………………………………………………………………...36

Библиография…………………………………………………………………..38

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Трансформация социально-политического строя в  нашей стране сопровождается появлением многих новых государственных и  общественных институтов и учреждений. Тем не менее общественное мнение, сфокусированное на кардинальных проблемах государства, власти, демократии, выборов, до самого последнего времени обходило своим вниманием некоторые государственные и общественные структуры, без учета которых невозможно не только понимание всей сложности разрешения названных проблем, но и реальное их решение. К ним, безусловно, относятся избирательные комиссии как совершенно новый институт, организующий на основе Конституции Российской Федерации выборы органов государственной власти и местного самоуправления. К сожалению, в Конституции Российской Федерации нет даже упоминания об избирательных комиссиях. Между тем они играют существенную роль в обеспечении важнейших конституционных прав граждан — права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, свободного выражения политической воли, мирной, цивилизованной передачи государственной власти, с учетом складывающихся социально-экономических и политических условий1. Поэтому рассмотрение данной работы «Система избирательных комиссий и вопросы совершенствования их деятельности» очень актуально.

     Избирательных комиссий не просто сумма составляющих ее подразделений, а слаженный организм, части которого взаимодействуют друг с другом в формах, четко указанных в законах. Эта система состоит из автономных подсистем, взаимоотношения которых строятся с учетом федеративного устройства государства и особого положения в нем органов местного самоуправления. Не входя, ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой являются государственными органами, а остальные представляют собой пока общественные образования, решения которых в рамках установленных законами полномочий по вопросам, связанным с проведением выборов, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц.

       Предметом изучения курсовой работы является система  избирательный комиссий в РФ и вопросы совершенствования их деятельности, а объектом – институт избирательных комиссий.

      Цель  курсовой работы изучить систему  избирательных комиссий.

      Задачи  курсовой  работы  рассмотреть  следующие  вопросы:

       - рассмотреть правовой статус избирательных комиссий;

       - исследовать основные вопросы  совершенствования деятельности  избирательных комиссий;

       - выделить систему избирательных  комиссий.

      В  работе  применены  методы анализа,  сравнения, обобщения.

       Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.

       При написании были использованы нормативно-правовые акты РФ, научная литература и специальная  литература, материалы судебной практики, а также справочная и учебная  литература.

 

      1. Правовое положение  избирательных комиссий  в РФ

    1. Статус  избирательных комиссий
 

       Действующая система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет собой важнейший организационный механизм, обеспечивающий периодическое демократическое обновление избираемых государственных органов и органов местного самоуправления.

       Статус  избирательных комиссий в Российской Федерации как субъектов избирательного процесса определяет их правовое положение по отношению к государству и его органам, а также к другим субъектам правоотношений в сфере организации и проведении выборов и референдумов.

       Так, согласно статье 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" статус избирательных комиссий в узком смысле представляет собой совокупность их прав и обязанностей по обеспечению надлежащих условий для организации свободного волеизъявления избирателей в ходе проведения выборов и референдумов, порядок образования, способ формирования состава и срок полномочий избирательных комиссий, их подконтрольность и ответственность, гарантии деятельности по осуществлению возложенных на них полномочий2.

       В широком же смысле статус избирательных  комиссии определяет политико-правовое положение комиссий в структуре  и механизме функционирования государственных органов в РФ, особенности взаимодействия комиссии с органами местного самоуправления, общественными объединениями как политическими представителями гражданского общества, иностранными наблюдателями и другими участниками избирательного процесса.

       Оформление  нового государственно-правового статуса избирательных комиссий связано с переходом государства к устойчивому демократическому развитию, что предполагает необходимость адекватного правового закрепления избирательных процессов и прежде всего статуса его основных участников. Речь идет о таком направлении в развитии федерального и регионального избирательного законодательства, как оформление правового статуса избирательных комиссий в качестве единственных органов, обеспечивающих организацию волеизъявления избирателей в ходе проведения свободных и политически конкурентных выборов. Поэтому принципиально важно, чтобы все виды выборов проводились установленной в законодательстве системой избирательных комиссий, сформированных на демократических принципах. Приоритетным направлением в этой работе должна стать разработка и принятие федерального и региональных законов об избирательных комиссиях, в которых будут комплексно определены юридическая природа этих органов, их функции и полномочия, а также в полном объеме предоставлено право законодательной инициативы по вопросам организации и проведения выборов, обогащены возможности в деле обеспечения избирательных прав и свобод граждан и иных участников избирательного процесса.

  • Современная организация демократического избирательного процесса и гарантированность избирательных прав и свобод граждан предопределяют содержание правового статуса избирательных комиссий и основные направления его развития3.

       Характер  деятельности избирательных комиссий и соответственно их правовая природа в значительной мере менялись, в зависимости от особенностей выборов, которые приходилось проводить избирательным комиссиям в те или иные периоды отечественной истории4.

       Во-первых, в полный рост встала задача обеспечения  независимости и самостоятельности в организации деятельности комиссий. Избирательные комиссии для обеспечения законного и демократического избирательного процесса должны быть в юридическом, организационно-техническом и материально-финансовом отношении независимы от монополизма какой-либо политической партии, государственных органов и их должностных лиц. Для того чтобы сделать планомерной и стабильной работу комиссий, обеспечить преемственность в их деятельности, потребовался перевод их на новый режим, то есть на постоянную основу5. Только постоянно действующие избирательные комиссии в состоянии решать задачи освоения прогрессивных избирательных технологий, создания кадрового потенциала, способного проводить избирательные кампании на уровне мировых демократических стандартов.

      В соответствии со статьей 3 Конституции высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Адекватное выражение этой власти опосредуется организационной деятельностью избирательных комиссий, которые обеспечивают подготовку и проведение выборов и референдумов. Статьей 32 Конституции определены основы избирательного права граждан Российской Федерации и их права участвовать в референдуме. Часть вторая этой статьи определяет, что граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, а часть третья — что не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В целях реализации этих конституционных положений указанные государственные органы прежде всего обязаны сформировать избирательные комиссии в порядке, предусмотренном законами и принять все необходимые меры по обеспечению их деятельности6.

       Избирательные права граждан подлежат судебной защите. В соответствии со статьей 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в том числе и случаи отказа в создании системы избирательных комиссий могут быть обжалованы в суд. Эта норма распространяется и на выборы и избирательные комиссии всех уровней в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан. В. И. Лысенко характеризует ЦИК РФ как "государственный орган "совместного ведения", на который законодательством возложена задача организации и проведения федеральных выборов и референдумов, координации работы избирательных комиссий в субъектах Федерации" и отмечает, что "определение правовых форм регламентации статуса Центральной избирательной комиссии связано с решением вопросов о правовых основаниях и порядке ее образования, положении в системе федеральных государственных органов"7.

       В новой системе избирательных комиссий особое место отводится ЦИК РФ, которая в 1993 году впервые была сформирована на профессиональной и постоянной основе. До принятия в 1994 году Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан статус ЦИК был закреплен в Указе Президента Российской федерации от 21 сентября 1993 года №1400 О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации, а также в Указе от 29 сентября 1993 года № 15058, утвердившем Положение о Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году и ее состав9. В соответствии с данными указами была образована Центральная избирательная комиссия по выборам в Государственную Думу, которой поручалось совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организовать выборы 12 декабря 1993 года в Государственную Думу и обеспечить избирательные права и свободы граждан при проведении выборов. В этом исходном положении, помимо цели создания самой системы комиссий, особо подчеркивалась политико-правовая задача обеспечения избирательных прав и свобод граждан Российской Федерации.

       После завершения избирательной кампании 1993 года Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года № 2227 "О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации" ЦИК по выборам в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году была преобразована в ЦИК РФ. При этом устанавливалось, что ЦИК РФ возглавляет систему избирательных комиссии в Российской Федерации, образуемых для проведения выборов федеральных органов государственной власти, выборов представительных и иных выборных органов государственной власти края, области города федерального значения, автономной области, автономного округа, и действует на постоянной и профессиональной основе.

      В этих условиях определение порядка  образования ЦИК РФ, а также  ее правового статуса возможно не только в качестве одной из глав действующего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, в котором комплексно определены и организационные гарантии обеспечения прав избирателей и особое место занимает система избирательных комиссий во главе с ЦИК РФ, но и в иных правовых формах. В настоящее время исходной основой для определения правового статуса избирательных комиссии в РФ является федеральное законодательство.

      Важно подчеркнуть, что впервые в российском законодательстве избирательные комиссии представлены не только в качестве одного из субъектов публичных правоотношении, возникающих в связи с проведением выборов, но и в качестве независимой системы государственных органов, которая обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав граждан и иных субъектов избирательного процесса. Так, при несоблюдении Советом Федерации как верхней палатой Федерального Собрания Российской Федерации конституционного положения о назначении выборов Президента на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран действующий Президент, в действие незамедлительно вступает статья 4 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", в соответствии с которой выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента10. На этой основе обеспечиваются не только избирательные права и свободы избирателей и кандидатов на должность Президента, но и устойчивость функционирования государственного механизма и его легитимность

Информация о работе Избирательная система