Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:33, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить систему избирательных комиссий.
Задачи курсовой работы рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть правовой статус избирательных комиссий;
- исследовать основные вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий;
- выделить систему избирательных комиссий.
В работе применены методы анализа, сравнения, обобщения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовое положение избирательных комиссий в РФ………..……….....5
1.1. Статус избирательных комиссий в РФ………………………….………….5
1.2. Порядок формирования, состав и срок полномочий избирательных комиссий…………………………………………………………………………20
2. Система избирательных комиссий в РФ.……………...............................29
2.1. Вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий…29
Заключение……………………………………………………………………...36
Библиография…………………………………………………………………..38
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Хакасский
государственный университет
Институт истории и права
Кафедра
государственного права
СИСТЕМА
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовая работа
(по дисциплине:
«Конституционное право»)
Выполнил: Августаева К.Э.
студентка
I курса, гр.ЮС-091
Проверил:
Сергеев Д. Б.
Дата сдачи:______________
Дата защиты:____________
Оценка:_________________
Абакан, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.2. Порядок формирования,
состав и срок полномочий избирательных
комиссий…………………………………………………………
2.
Система избирательных
комиссий в РФ.……………......................
2.1. Вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий…29
ВВЕДЕНИЕ
Трансформация
социально-политического строя
Избирательных комиссий не просто сумма составляющих ее подразделений, а слаженный организм, части которого взаимодействуют друг с другом в формах, четко указанных в законах. Эта система состоит из автономных подсистем, взаимоотношения которых строятся с учетом федеративного устройства государства и особого положения в нем органов местного самоуправления. Не входя, ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой являются государственными органами, а остальные представляют собой пока общественные образования, решения которых в рамках установленных законами полномочий по вопросам, связанным с проведением выборов, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц.
Предметом изучения курсовой работы является система избирательный комиссий в РФ и вопросы совершенствования их деятельности, а объектом – институт избирательных комиссий.
Цель курсовой работы изучить систему избирательных комиссий.
Задачи курсовой работы рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть правовой статус избирательных комиссий;
-
исследовать основные вопросы
совершенствования
-
выделить систему
В работе применены методы анализа, сравнения, обобщения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.
При написании были использованы нормативно-правовые акты РФ, научная литература и специальная литература, материалы судебной практики, а также справочная и учебная литература.
1. Правовое положение избирательных комиссий в РФ
Действующая система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет собой важнейший организационный механизм, обеспечивающий периодическое демократическое обновление избираемых государственных органов и органов местного самоуправления.
Статус
избирательных комиссий в Российской
Федерации как субъектов
Так, согласно статье 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" статус избирательных комиссий в узком смысле представляет собой совокупность их прав и обязанностей по обеспечению надлежащих условий для организации свободного волеизъявления избирателей в ходе проведения выборов и референдумов, порядок образования, способ формирования состава и срок полномочий избирательных комиссий, их подконтрольность и ответственность, гарантии деятельности по осуществлению возложенных на них полномочий2.
В широком же смысле статус избирательных комиссии определяет политико-правовое положение комиссий в структуре и механизме функционирования государственных органов в РФ, особенности взаимодействия комиссии с органами местного самоуправления, общественными объединениями как политическими представителями гражданского общества, иностранными наблюдателями и другими участниками избирательного процесса.
Оформление нового государственно-правового статуса избирательных комиссий связано с переходом государства к устойчивому демократическому развитию, что предполагает необходимость адекватного правового закрепления избирательных процессов и прежде всего статуса его основных участников. Речь идет о таком направлении в развитии федерального и регионального избирательного законодательства, как оформление правового статуса избирательных комиссий в качестве единственных органов, обеспечивающих организацию волеизъявления избирателей в ходе проведения свободных и политически конкурентных выборов. Поэтому принципиально важно, чтобы все виды выборов проводились установленной в законодательстве системой избирательных комиссий, сформированных на демократических принципах. Приоритетным направлением в этой работе должна стать разработка и принятие федерального и региональных законов об избирательных комиссиях, в которых будут комплексно определены юридическая природа этих органов, их функции и полномочия, а также в полном объеме предоставлено право законодательной инициативы по вопросам организации и проведения выборов, обогащены возможности в деле обеспечения избирательных прав и свобод граждан и иных участников избирательного процесса.
Характер деятельности избирательных комиссий и соответственно их правовая природа в значительной мере менялись, в зависимости от особенностей выборов, которые приходилось проводить избирательным комиссиям в те или иные периоды отечественной истории4.
Во-первых, в полный рост встала задача обеспечения независимости и самостоятельности в организации деятельности комиссий. Избирательные комиссии для обеспечения законного и демократического избирательного процесса должны быть в юридическом, организационно-техническом и материально-финансовом отношении независимы от монополизма какой-либо политической партии, государственных органов и их должностных лиц. Для того чтобы сделать планомерной и стабильной работу комиссий, обеспечить преемственность в их деятельности, потребовался перевод их на новый режим, то есть на постоянную основу5. Только постоянно действующие избирательные комиссии в состоянии решать задачи освоения прогрессивных избирательных технологий, создания кадрового потенциала, способного проводить избирательные кампании на уровне мировых демократических стандартов.
В соответствии со статьей 3 Конституции высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Адекватное выражение этой власти опосредуется организационной деятельностью избирательных комиссий, которые обеспечивают подготовку и проведение выборов и референдумов. Статьей 32 Конституции определены основы избирательного права граждан Российской Федерации и их права участвовать в референдуме. Часть вторая этой статьи определяет, что граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, а часть третья — что не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В целях реализации этих конституционных положений указанные государственные органы прежде всего обязаны сформировать избирательные комиссии в порядке, предусмотренном законами и принять все необходимые меры по обеспечению их деятельности6.
Избирательные права граждан подлежат судебной защите. В соответствии со статьей 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в том числе и случаи отказа в создании системы избирательных комиссий могут быть обжалованы в суд. Эта норма распространяется и на выборы и избирательные комиссии всех уровней в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан. В. И. Лысенко характеризует ЦИК РФ как "государственный орган "совместного ведения", на который законодательством возложена задача организации и проведения федеральных выборов и референдумов, координации работы избирательных комиссий в субъектах Федерации" и отмечает, что "определение правовых форм регламентации статуса Центральной избирательной комиссии связано с решением вопросов о правовых основаниях и порядке ее образования, положении в системе федеральных государственных органов"7.
В новой системе избирательных комиссий особое место отводится ЦИК РФ, которая в 1993 году впервые была сформирована на профессиональной и постоянной основе. До принятия в 1994 году Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан статус ЦИК был закреплен в Указе Президента Российской федерации от 21 сентября 1993 года №1400 О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации, а также в Указе от 29 сентября 1993 года № 15058, утвердившем Положение о Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году и ее состав9. В соответствии с данными указами была образована Центральная избирательная комиссия по выборам в Государственную Думу, которой поручалось совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организовать выборы 12 декабря 1993 года в Государственную Думу и обеспечить избирательные права и свободы граждан при проведении выборов. В этом исходном положении, помимо цели создания самой системы комиссий, особо подчеркивалась политико-правовая задача обеспечения избирательных прав и свобод граждан Российской Федерации.
После завершения избирательной кампании 1993 года Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года № 2227 "О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации" ЦИК по выборам в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году была преобразована в ЦИК РФ. При этом устанавливалось, что ЦИК РФ возглавляет систему избирательных комиссии в Российской Федерации, образуемых для проведения выборов федеральных органов государственной власти, выборов представительных и иных выборных органов государственной власти края, области города федерального значения, автономной области, автономного округа, и действует на постоянной и профессиональной основе.
В этих условиях определение порядка образования ЦИК РФ, а также ее правового статуса возможно не только в качестве одной из глав действующего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, в котором комплексно определены и организационные гарантии обеспечения прав избирателей и особое место занимает система избирательных комиссий во главе с ЦИК РФ, но и в иных правовых формах. В настоящее время исходной основой для определения правового статуса избирательных комиссии в РФ является федеральное законодательство.
Важно подчеркнуть, что впервые в российском законодательстве избирательные комиссии представлены не только в качестве одного из субъектов публичных правоотношении, возникающих в связи с проведением выборов, но и в качестве независимой системы государственных органов, которая обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав граждан и иных субъектов избирательного процесса. Так, при несоблюдении Советом Федерации как верхней палатой Федерального Собрания Российской Федерации конституционного положения о назначении выборов Президента на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран действующий Президент, в действие незамедлительно вступает статья 4 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", в соответствии с которой выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента10. На этой основе обеспечиваются не только избирательные права и свободы избирателей и кандидатов на должность Президента, но и устойчивость функционирования государственного механизма и его легитимность