История дипломатического права России до конца XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:32, автореферат

Краткое описание

История дипломатического права в науке международного права на сегодняшний день в комплексе не изучена, а работы по исследованию дипломатического права России отсутствуют вообще. Поэтому история дипломатического права, в том числе Российского государства, до сих пор не стала предметом специального исследования. Отдельные аспекты истории дипломатического права прослеживаются в научных трудах, посвященных истории международных отношений, внешней политике, дипломатии, истории международного права, а также материалах по истории России.

Файлы: 1 файл

История дипломатического права России до конца XIX века (2).doc

— 170.00 Кб (Скачать)

      АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Ряд положений диссертационной работы были освещены в публикациях, в частности, в статьях: "Российское государство и дипломатическое право. История и современность"

      14

      (М., 2000); "Наука международного права  о возникновении дипломатического  права" (Казань, 2000); "Правовые основы  дипломатической деятельности Российского государства в период его возникновения и начального этапа функционирования" (Казань, 1995); "Опыт многосторонней дипломатии на примере первой конференции мира в Гааге 1899 года" (Казань, 2000).

      СТРУКТУРА РАБОТЫ обусловлена темой, целью  и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

      СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ••>

      i - Во введении диссертационной работы обосновывается актуальность темы исследования, дается оценка состоянию ее научной разработанности, а также обосновывается объект и предмет диссертационного исследования, указывается цель и формулируются задачи работы, раскрываются научная новизна и научно-практическая значимость исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, представляются сведения по апробации результатов исследования, анализируются основные подходы к вопросу о возникновении дипломатического права, в частности дипломатического права России, определяется возможность разграничения процесса формирования норм международного права и его отрасли - дипломатического права, подчеркивается существование дипломатического права отдельно взятого государства.

      Первая  глава диссертационной работы "История  формирования статуса, структуры и функций органов внешних сношений России до конца XIX в." состоит из трех параграфов.

      В первом параграфе "Общая характеристика дипломатических сношений Русского государства" дается краткий обзор дипломатических сноше-

      15

      ний Русского государства, начиная с  первых сведений о дипломатической практике предков восточных славян VI - нач. VII в.н.э. и заканчивая Гаагской конференцией мира 1899 г. В параграфе отмечаются особенности дипломатических сношений России после официального признания Руси Византией в 860 г., при политической раздробленности Руси XII - ХШ вв., в период взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, с момента образования централизованного государства. Подчеркивается географический спектр дипломатических связей Руси с иностранными государствами.

      В работе прослеживается история возникновения в России постоянных дипломатических представителей (послов - резидентов). Так отмечается, что в первой половине^!! века были попытки организовать постоянные посольства, но такие посольства просуществовали недолго. Позднее, в декабре 1634 г. русские дипломаты были отправлены в Швецию, а в 1660 году в чине резидента "в разные государства" был послан толмач Посольского приказа Иван Гебдон, который пробыл за границей в основном в Англии и Голландии. Первое посольство было отозвано через 1,5 года, а второе вернулось в Москву через 4 года.

      Первая  постоянная миссия была учреждена в  Польше. В 1668 г. туда был направлен  в качестве постоянного резидента  В. Тяпкин но, ввиду междуцарствия, он вскоре возвратился в Москву. Через 5 лет московским правительством вновь был поднят вопрос о назначении постоянных представителей соответственно в Варшаве и в Москве. В сентябре 1673 г. в Москву прибыл польский резидент П.Свидерский, а в ноябре в Польшу вновь отправился В. Тяпкин с переводчиком, там он пробыл до мая 1677 г. После его отъезда 11 лет не было российских представителей в Польше.

      С 1688 г. в Варшаве создано постоянное российское представительство, и этот же год считается годом учреждения первой русской постоянной дипломатической миссии за границей. В 1699 г. были учреждены еще 2 постоянные миссии. В эпоху Петра I начался качественно новый этап в развитии диплома-

      16

      тической  службы России. Менее чем за четверть века было создано 15 постоянных дипломатических представительств.

      Анализируя общую характеристику дипломатических сношений Русского государства, делается вывод:

      многообразие  дипломатических сношений России с  определенным количеством иностранных государств зависело от общей внешнеполитической ситуации, а также от экономического уровня развития государства; это подтверждалось, совершенствованием института постоянного дипломатического представительства (посла - резидента), официальным признанием иностранными державами титула главы Российского государства, возникновением и развитием "многосторонней дипломатии", сложностью положений, норм, содержащихся в заключаемых международных договорах и соглашениях, активным проявлением инициатив в международной жизни.

      Во втором параграфе "История русских посольств: иерархия дипломатических представителей, их права и обязанности" освещаются полномочия лиц, профессионально занимающихся дипломатической деятельностью Российского государства. В параграфе также представлена история формирования иерархии дипломатических представителей.

      Так отмечается, что лица, профессионально занимающиеся дипломатической деятельностью возникли не сразу. До образования централизованного государства все международные отношения России поддерживались непосредственно самими князьями. И лишь постепенно, когда князья по каким-либо причинам не могли принимать непосредственного участия в переговорах с иностранными дворами, появилось обыкновение вести личные переговоры посредством послов с государем иностранного государства.

      С образованием в конце XV века Русского централизованного государства, послы приобрели характер государственных лиц. С этого момента только государь мог посылать посольства, а также предоставлять им посредством государственных грамот дипломатический характер.

      17

      В практике обмена посольств в России с иностранными государствами на основе обычных норм существовало правило равенства. То есть степень и ранг иностранных послов, определяли равнозначные степень и ранг послов русской миссии.

      В связи с чем в работе представлена существовавшая иерархия дипломатических представителей. Так, например, в 944 году послу Ивору, возглавлявшему русскую миссию в Константинополе, был придан особый статус. Он был главным, первым послом. "На это указывают и его место при перечислении состава посольства, и его титул - "соль" великого князя, и фраза договора, говорящая, что, кроме него, все остальные члены посольства были "объчии ели", т.е. обычные, рядовые послы...".1

      Только  к началу XVI века в России были сформированы 3 основных разряда дипломатических представителей: послы, посланники, гонцы. Причем, послы и посланники имели более широкие полномочия. Статус и ранг дипломата, как правило, подтверждались определенным количеством свиты.

      В дальнейшем статус и ранг дипломата  влиял также на правила аккредитования. Так, например, при Елизавете Петровне (1741-1761 гг.) установился обычай допускать к аудиенции только дипломатических представителей высшего ранга. Остальные аккредитовывались при ведомстве иностранных дел. Приоритет дипломатических представителей высшего ранга как принцип дипломатического права утверждается Венским (1815г.) и Аахенским (1818г.) международно-правовыми актами., в которых закрепляется, что послы, посланники и министры-резиденты аккредитуются при главах государств, а поверенные в делах - при министре иностранных дел.

      Так, вышеуказанными документами иерархия дипломатических представителей была юридически закреплена и выглядела следующим образом. Дипломатические агенты разделялись на 3 класса:

      Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси: LX - первая половина X в - М.: Мысль. 1980. - С. 236.

      18

      1. Класс Послов и Папских Легатов  или Нунциев;

      2. Класс Посланников, Министров  и иных уполномоченных при  госуда-р*х;

      2. Класс Поверенных в делах, "кои  уполномочены при Министрах, управляющих делами иностранными".

      Только  представители первого класса являлись представителями своих государей.1

      В параграфе выделяются права (т.е. привилегии и иммунитеты), которыми обладали дипломатические представители Российского государства в исследуемый период. Приводятся примеры из дипломатической практики, взятые (в том числе) из ряда международных договоров, заключенных Россией с иностранными державами. Среди них - право представлять собой особу государя, право ведения переговоров, право на безопасность, право на неприкосновенность, право на уважение, право требовать содержания, право на провоз багажа, право свободного проезда.

      Представлены  также дипломатические документы, отражающие полномочия дипломатических представителей. Среди них особый интерес вызывает "верюшая грамота". Русская дипломатика относит верительные ("верющие") грамоты к разряду публично - правовых актов удостоверительного и договорно -удостоверительного вида. Отмечена также трансформация "отпускной грамоты" в "отзывную". В работе выделяются также обязанности дипломатических представителей. Отмечено формирование института агремана с понятием "персона нон грата" в XIX веке. В конце параграфа предложен соответствующий вывод о состоянии норм дипломатического права, регулирующих иерархию дипломатических представителей, их права и обязанности.

      1 Документы зля истории дипломатических сношений россии с Западными державами европейскими от заключения Всеобщего мира в 1814 г. до Конгресса в Вероне в 1822 г. - М: СПб.. 1823 - 1825. - 4.1, т.1. - С 541 -543.

      I

      19

      В третьем параграфе "Формирование структуры дипломатической  службы России" изложен материал о формировании и особенностях работы специального ведомства, осуществляющего внешнюю политику Российского государства.

      Отмечается, что на начальном этапе нет точных сведений о существовании какого-либо специального органа по управлению внешней политикой Русского государства. Все вопросы внешней политики были в ведении великого князя, а начиная с XIII века - и Боярской думы. В конце XV - начале XVI веков иностранными делами ведали дьяки. 1549 г. считается годом учреждения Посольского приказа. Однако акт об учреждении Посольского приказа и другие документы, описывающие круг обязанностей Посольского дьяка, не сохранились. Среди документов дипломатического ведомства особо отмечаются посольские книги, являющиеся богатейшим материалом, особым источником, составившим значительную часть архивного материала Российского государства.

      В начале XVIII в. в Петербурге была образована "Походная Посольская канцелярия". К ней начинают переходить все функции Посольского приказа.

      В декабре 1712 г. - сделаны первые распоряжения Петра I об образовании Коллегии иностранных дел. Царским указом от 5 апреля 1716 г. был установлен коллегиальный порядок решения дел в Посольской коллегии, ас 1717 г. название Посольской коллегии заменяется на Коллегию иностранных дел. 15 декабря 1717 года были назначены штаты Коллегии иностранных дел. Однако данное учреждение весьма долго не имело самостоятельного регламента. 11 апреля 1720 года была издана Инструкция об обязанностях секретарей экспедиции КИД. Одно из первых мест отводилось Коллегии иностранных дел и в "Генеральном регламенте всех коллегий" от 28.02.1720 г.

      13. 02. 1720 года был принят Указ "О  присутствующих в Коллегии иностранных дел, о порядке рассуждения по делам особенной важности и по бумагам текущим, и о назначении числа чиновников с распределением должностей между ними".

Информация о работе История дипломатического права России до конца XIX века