отстаивает
геополитические интересы Российской
Федерации, защищает граждан Российской
Федерации за пределами ее территории;
осуществляет
регулирование и государственный
контроль в сфере внешнеэкономической
деятельности, в сфере международного
научно-технического и культурного
сотрудничества.
Правительство
РФ осуществляет иные полномочия, возложенные
на него Конституцией, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами
Президента РФ.
Исключительно
на заседаниях Правительства РФ:
принимаются
решения о представлении Государственной
Думе федерального бюджета и отчета
об исполнении федерального бюджета, а
также бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
рассматриваются
проекты программ экономического и
социального развития, связанных
с созданием свободных экономических
зон;
устанавливается
номенклатура товаров, в отношении
которых применяется государственное
регулирование цен;
устанавливаются
объемы выпуска государственных
ценных бумаг;
принимаются
решения о внесении Правительством
РФ законопроектов в Государственную
Думу;
рассматриваются
проекты программ приватизации федеральной
государственной собственности;
рассматриваются
вопросы предоставления дотаций, субсидий,
оказания иной поддержки на безвозвратной
основе за счет средств федерального
бюджета, а также вопросы оказания
финансовой поддержки на возвратной
основе при сроке возврата более
двух лет;
рассматриваются
вопросы приобретения государством
акций;
рассматриваются
вопросы заключения подлежащих ратификации
международных договоров РФ;
принимаются
решения о подписании соглашений
с органами исполнительной власти субъектов
РФ;
образуется
Президиум Правительства РФ;
утверждаются
положения о федеральных министерствах
и об иных федеральных органах
исполнительной власти;
устанавливается
порядок создания и обеспечения
деятельности территориальных органов
федеральных органов исполнительной
власти;
утверждается
Регламент Правительства РФ;
утверждается
Положение об Аппарате Правительства
РФ.
Акты
Правительства РФ делятся: на правовые
акты, имеющие нормативный характер,
издаваемые в форме постановлений
Правительства РФ; акты по оперативным
и другим текущим вопросам, не имеющие
нормативного характера, издаваемые в
форме распоряжений Правительства
РФ; не имеющие правового характера
– обращения, заявления, иные акты.
Раздел
2.3 Система федеральных
органов исполнительной
власти
В
систему федеральных органов
исполнительной власти входят федеральные
министерства, федеральные службы и
федеральные агентства.
Министерство
– федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в установленной актами Президента
РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
Федеральное министерство возглавляет
входящий в состав Правительства
РФ министр РФ (федеральный министр);
Государственный
комитет – федеральный орган
исполнительной власти, который в
установленной для него сфере
деятельности осуществляет функции
по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию,
контролю и надзору, оказанию услуг
и управлению государственным имуществом,
если это предусмотрено положением
об указанном федеральном органе
исполнительной власти.
Федеральная
служба – федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
контролю и надзору в установленной
сфере деятельности, а также специальные
функции в области обороны, государственной
безопасности, защиты и охраны государственной
границы Российской Федерации, борьбы
с преступностью, общественной безопасности.
Федеральную службу возглавляет
руководитель (директор) федеральной
службы. Федеральная служба по надзору
в установленной сфере может
иметь статус коллегиального органа;
Федеральное
агентство – федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
в установленной сфере деятельности
функции по оказанию государственных
услуг, по управлению государственным
имуществом и правоприменительные
функции по контролю и надзору. Федеральное
агентство возглавляет руководитель (директор)
федерального агентства. Федеральное
агентство может иметь статус коллегиального
органа.
Структура
федеральных органов исполнительной
власти выглядит следующим образом.
1.
Федеральные органы исполнительной
власти, руководство деятельностью
которых осуществляет Президент
РФ, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим
федеральным органам исполнительной
власти: Министерство внутренних дел РФ
и подведомственная ему Федеральная миграционная
служба; Министерство РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации
последствий стихийных бедствий; Министерство
иностранных дел РФ; Министерство обороны
РФ и подведомственные ему Федеральная
служба по военно-техническому сотрудничеству,
Федеральная служба по оборонному заказу,
Федеральная служба по техническому и
экспортному контролю, Федеральное агентство
специального строительства; Министерство
юстиции РФ и подведомственные ему Федеральная
служба исполнения наказаний, Федеральная
регистрационная служба, Федеральная
служба судебных приставов, Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости;
Государственная фельдъегерская служба
(федеральная служба); Служба внешней разведки
(федеральная служба); Федеральная служба
безопасности; Федеральная служба по контролю
за оборотом наркотиков; Федеральная служба
охраны; Главное управление специальных
программ Президента РФ (федеральное агентство);
Управление делами Президента РФ (федеральное
агентство).
2.
Федеральные органы исполнительной
власти, руководство деятельностью
которых осуществляет Правительство
РФ, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим
федеральным органам исполнительной
власти: Министерство здравоохранения
и социального развития РФ и подведомственные
ему Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека, Федеральная служба по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития, Федеральная служба по труду
и занятости, Федеральное агентство по
здравоохранению и социальному развитию,
Федеральное медико-биологическое агентство,
Федеральное агентство по высокотехнологичной
медицинской помощи; Министерство информационных
технологий и связи РФ и подведомственные
ему Федеральная служба по надзору в сфере
связи, Федеральное агентство по информационным
технологиям, Федеральное агентство связи;
Министерство культуры и массовых коммуникаций
РФ и подведомственные ему Федеральное
архивное агентство, Федеральное агентство
по культуре и кинематографии, Федеральное
агентство по печати и массовым коммуникациям;
Министерство образования и науки РФ и
подведомственные ему Федеральная служба
по интеллектуальной собственности, патентам
и товарным знакам, Федеральная служба
по надзору в сфере образования и науки,
Федеральное агентство по науке и инновациям,
Федеральное агентство по образованию;
Министерство природных ресурсов РФ и
подведомственные ему Федеральная служба
по надзору в сфере природопользования,
Федеральное агентство водных ресурсов,
Федеральное агентство лесного хозяйства,
Федеральное агентство по недропользованию;
Министерство промышленности и энергетики
РФ и подведомственные ему Федеральное
агентство по промышленности, Федеральное
агентство по техническому регулированию
и метрологии, Федеральное агентство по
энергетике; Министерство регионального
развития РФ и подведомственное ему Федеральное
агентство по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству; Министерство сельского хозяйства
РФ и подведомственная ему Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору; Министерство транспорта РФ и
подведомственные ему Федеральная служба
по надзору в сфере транспорта, Федеральное
агентство воздушного транспорта, Федеральное
агентство геодезии и картографии, Федеральное
дорожное агентство, Федеральное агентство
железнодорожного транспорта, Федеральное
агентство морского и речного транспорта;
Министерство финансов РФ и подведомственные
ему Федеральная налоговая служба, Федеральная
служба страхового надзора, Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора,
Федеральное казначейство (федеральная
служба); Министерство экономического
развития и торговли РФ и подведомственные
ему Федеральное агентство по государственным
резервам, Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом, Федеральное
агентство по управлению особыми экономическими
зонами.
3.
Федеральные органы исполнительной
власти, руководство деятельностью
которых осуществляет Правительство
РФ: Государственный комитет РФ по делам
молодежи, Государственный комитет РФ
по рыболовству, Федеральная антимонопольная
служба, Федеральная аэронавигационная
служба, Федеральная служба по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды, Федеральная
служба государственной статистики, Федеральная
служба по надзору в сфере массовых коммуникаций
и охране культурного наследия, Федеральная
таможенная служба, Федеральная служба
по тарифам, Федеральная служба по финансовому
мониторингу, Федеральная служба по финансовым
рынкам, Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору,
Федеральное агентство по атомной энергии,
Федеральное космическое агентство, Федеральное
агентство по туризму, Федеральное агентство
по физической культуре и спорту, Федеральное
агентство по обустройству государственной
границы Российской Федерации.
Одним
из обязательных элементов системы
исполнительной власти субъектов РФ
выступает высший исполнительный орган,
возглавляющий эту систему и
предопределяющий ее основные параметры.
До установления этого требования в
Федеральном законе лишь несколько
субъектов Федерации (в частности,
Калмыкия) не имели своего высшего
исполнительного органа. Согласно п.
3 ст. 20 ФЗ "Об общих принципах...",
наименование высшего исполнительного
органа, его структура, порядок его
формирования устанавливаются конституцией
(уставом) и законами субъекта РФ с
учетом исторических, национальных и
иных традиций данного региона.
Определяя
понятие высшего исполнительного
органа субъекты Федерации, чаще всего
используют следующие признаки:
а)
возглавляет систему органов
исполнительной власти субъекта РФ;
б)
входит в единую систему исполнительной
власти в РФ;
в)
постоянно действующий;
г)
орган общей компетенции;
д)
распространяет свою деятельность
на всю территорию субъекта РФ;
е)
обладает правами юридического лица.
Проведенный
анализ законодательства субъектов
Федерации показал, что при установлении
юридико-управленческих параметров высшего
исполнительного органа республики,
края, области в основном ориентируются
на две основные модели:
1)
коллегиальный высший исполнительный
орган, именуемый правительством
или кабинетом министров субъекта
Российской Федерации;
2)
единоначальный высший исполнительный
орган, именуемый администрацией субъекта
РФ.
Поскольку
в подавляющем большинстве администрации
субъектов - органы единоначальные, то
говорить о "сильной" или "слабой"
администрации по отношению к полномочиям
ее руководителя можно весьма условно.
Даже в том случае, когда закон закрепляет
основные полномочия по руководству системой
органов исполнительной власти не за главой
администрации, а за самой администрацией,
в реальной практике публичного администрирования
их реализация зависит именно от руководителя
высшего исполнительного органа. То же
самое относится и к актам администрации
- в большинстве субъектов, избравших данный
вид организационно-правовой формы высшего
исполнительного органа, администрация
не обладает правом издания собственного
вида правовых актов. Но и в тех региональных
правовых системах, где отсутствует должность
высшего должностного лица, а следовательно,
основными подзаконными актами становятся
акты высшего исполнительного органа,
единоначальный правовой режим их принятия
и подписания, а также порядок их отмены
не позволяют провести различие между
актами главы администрации и актами самой
администрации.
Тем
не менее мы полагаем, что законодатель
субъекта Федерации должен приложить
максимум усилий для подчеркивания самостоятельной
правосубъектности администрации, для
отделения полномочий администрации от
полномочий ее главы, для разведения организационных
и правовых форм деятельности высшего
должностного лица и высшего исполнительного
органа.
1.
Конституция РФ
2.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации" (с изменениями от 29 июля
2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря
2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11, 29 декабря 2004
г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.)
3.
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное
право Российской Федерации. 4.1. М.:
ТЕИС, 2004
4.
Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник
для ВУЗов. - М.: Издательство БЕК, 2004