Исполнительная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ административно-правового статуса высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- дать понятие, раскрыть состав и структуру высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации;
- охарактеризовать признаки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;

Файлы: 1 файл

Курсовая 1..docx

— 48.42 Кб (Скачать)

     Высший  исполнительный орган по своей природе  является органом общей компетенции. Следует иметь в виду, что президент  или губернатор также наделен  общей компетенцией, что в ряде случаев способно породить компетенционные конфликты. Чья из компетенций более общая? Может ли высшее должностное лицо принять к своему рассмотрению дела, которые отнесены к компетенции высшего исполнительного органа и наоборот? Допустимо ли рассматривать компетенцию высшего исполнительного органа как производную от компетенции высшего должностного лица? Ответы на эти и множество других вопросов пока отсутствуют и в доктрине, и в судебной практике. В ряде субъектов Федерации, в частности в Красноярском крае, при подготовке законов о правительстве столкнулись с проблемой разграничения полномочий между губернатором и правительством. Высказывалось мнение о том, что сильное правительство во главе с председателем правительства, способным проводить самостоятельный политический курс, может существенно ослабить единство исполнительной власти, внести дезорганизацию во взаимоотношения с другими органами государственной власти. Особенно если наделить правительство полномочиями осуществлять независимую от губернатора кадровую политику и т.п.

     По  мнению Н.Ю.Хаманевой, положения ФЗ "Об общих принципах...", касающиеся взаимоотношений высшего должностного лица и высшего исполнительного органа, исключают какую-либо возможность превращения правительства или администрации в противовес исполнительной деятельности высшего должностного лица, не позволяют высшему исполнительному органу проводить не согласованную с высшим должностным лицом политическую, социально-экономическую и административную деятельность . Хотя, конечно, наличие в системе исполнительной власти двух высших органов – высшего должностного лица и высшего исполнительного органа - либо приводит к подавлению властных прерогатив одного из них, фактически низводя его до роли организационно подчиненного субъекта, либо потребует создания особых механизмов взаимодействия между ними, не позволяющих "перетягивать одеяло на себя", обеспечивающих их самостоятельную и согласованную исполнительно-распорядительную деятельность. В качестве элементов такого механизма могут выступать, например, распределение центральных и территориальных органов на подведомственные высшему должностному лицу и высшему исполнительному органу, установление равных полномочий высшего должностного лица и высшего исполнительного органа по руководству системой исполнительной власти, введение согласительных процедур при принятии основных конституционных и административных решений.

     Общая компетенция высшего исполнительного  органа означает, что перечень закрепляемых за ним в законах полномочий не является исчерпывающим. В ряде конституций, уставов и других законах субъектов  встречаются нормы, согласно которым  полномочия правительства или администрации  могут определяться актами президента или губернатора. Верховный Суд  РФ в одном из своих определений  отметил, что подобное регулирование  не соответствует требованиям ФЗ "Об общих принципах...", поскольку  подпункт "з" п. 2 ст. 21 прямо перечисляет  акты, которыми могут быть установлены  полномочия высшего исполнительного  органа. Полагаем, что в данном случае адекватным будет расширительное толкование этой нормы в ее взаимосвязи с  другими положениями данного  закона, гласящими о том, что высшее должностное лицо возглавляет высший исполнительный орган, а следовательно, в определенной степени участвует в формировании его компетенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 1.3 Классификация органов исполнительной власти.

     По  признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные  министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов  РФ (правительства, администрации и  их обособленные структурные подразделения  в субъектах РФ).

     По  территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные  органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для  осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости  от объема и характера компетенции:

     органы  общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;

     органы  межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;

     органы  отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;

     органы  смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального  развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);

     органы  внутриотраслевой компетенции в  рамках отрасли руководят определенными  участками деятельности.

     По  организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные  комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.

     По  порядку и способу образования - создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов  исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого  или опосредованного волеизъявления.

     По  порядку разрешения вопросов - единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).

     По  источнику финансирования - бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности. 
 

     Глава2. Полномочия и функционирование огранов исполнительной власти.

     Раздел  1.2 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

     Президент РФ – глава государства. Президент  РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке  он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти (ч. 1,2 ст. 80 Конституции).

     Полномочия  Президента РФ:

     назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

     имеет право председательствовать на заседании  Правительства РФ;

     принимает решения об отставке Правительства  РФ;

     по  предложению Председателя Правительства  РФ назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

     назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

     назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

     назначает и отзывает после консультаций с  соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических  представителей РФ в иностранных  государствах и международных организациях;

     использует  согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, а также между  органами государственной власти субъектов  РФ;

     имеет право приостанавливать действия актов  органов исполнительной власти субъектов  РФ в случае противоречия этих актов  Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или  нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого  вопроса соответствующим судом;

     осуществляет  полномочия в соответствии с Конституцией и федеральными законами как Верховный  Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ;

     руководит деятельностью федеральных органов  исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, юстиции и др. в  соответствии с Конституцией, федеральными конституционными, федеральными законами.

     Федеральные министерства, федеральные службы и  федеральные агентства, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент РФ: Министерство внутренних дел РФ (подведомственная ему Федеральная миграционная служба), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ (подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ, Федеральное агентство специального строительства), Министерство юстиции РФ (подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости), Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба), Служба внешней разведки (федеральная служба), Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство), Управление делами Президента РФ (федеральное агентство). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел  2.2 Правительство Российской Федерации

     Правительство РФ – высший исполнительный орган  государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

     В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные  министры.

     Председатель  Правительства РФ:

     представляет  Правительство РФ в Российской Федерации  и за пределами территории Российской Федерации;

     ведет заседания Правительства РФ, обладая  правом решающего голоса;

     подписывает акты Правительства РФ;

     представляет  Президенту РФ предложения о структуре  федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность  и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и  федеральных министров, о наложении  на них дисциплинарных взысканий  и об их поощрении;

     распределяет  обязанности между заместителями  Председателя Правительства РФ;

     систематически  информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

     Заместители Председателя Правительства РФ:

     участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке  и реализации политики Правительства  РФ;

     участвуют в подготовке постановлений и  распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

     координируют  в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов  исполнительной власти, дают им поручения  и контролируют их деятельность;

     предварительно  рассматривают предложения, проекты  постановлений и распоряжений, внесенные  в Правительство РФ.

     Федеральные министры:

     участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;

     принимают участие в подготовке постановлений  и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

     принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;

Информация о работе Исполнительная власть