Анализ
доходов населения и сложившихся
цен на рынке жилья показывает,
что сегодня (без ипотечного
кредитования) лишь 1-1,2% населения обладают
платежеспособным спросом для
приобретения жилья; еще 0,3-0,5%
населения обеспечиваются жильем
за счет средств бюджетов всех
уровней.
Развитие
массового ипотечного кредитования
(без какой-либо государственной
поддержки) увеличивает платежеспособный
спрос населения в 5-6 раз для
приобретения жилья по социальным
нормам и в 10-12 раз – для
улучшения жилищных условий.
В то
же время на рынке жилья
наблюдается острый дефицит предложений.
Существующий
вторичный рынок жилья не может
быть основой массового ипотечного
кредитования, поскольку жилищный
фонд в Российской Федерации
катастрофически стареет. В значительной
степени он уже не соответствует
современным представлениям о
комфортности. Тем более не будет
соответствовать им через 10-15
лет. Это веет к снижению
ликвидности залога и является
существенным фактором, понижающим
надежность ипотечных ценных
бумаг.
В странах,
где развито ипотечное кредитование,
государство не только создает
законодательно-нормативную базу, но
так или иначе активно участвует
в качестве субъекта ипотечных
отношений. На этапе формирования
ипотечной политики для России
очень важно учесть региональный
аспект и специфику государственного
устройства, которая заключается
в его трехуровневости: федеральный,
субфедеральный и муниципальный.
В решении
государством задач, связанных
с макроэкономической, социальной
и кредитно-денежной политикой,
во многом поможет ипотечное
кредитование. Оно может выступить
мощным антиинфляционным механизмом,
препятствующим росту цен на
потребительском рынке, так как отвлечет
средства населения с текущего потребления
в сферу сбережений для приобретения квартиры.
С другой стороны, по мере развития ипотечного
кредита, роста обеспеченности населения
возрастает потребность в товарах для
домашнего потребления, строительных
и отделочных материалах, что стимулирует
развитие соответствующих отраслей промышленности
– эффект влияния на макроэкономическую
политику. Следовательно, задача государства
в становлении ипотечного жилищного кредитования
состоит в поддержании системы ипотечного
кредитования в активном состоянии, путем
использования различных форм и методов
на всех его уровнях.
В настоящее
время выработана стратегия государства
в развитии долгосрочного ипотечного
жилищного кредитования. Ее цель –
создание эффективно работающей системы
обеспечения доступным по стоимости жильем
российских граждан со средними доходами,
основанной на рыночных принципах приобретения
жилья на свободном от монополизма жилищном
рынке. Это позволит: увеличить платежеспособный
спрос граждан и сделать приобретение
жилья доступным ля основной части населения;
активизировать рынок жилья; вовлечь в
реальный экономический оборот приватизированное
жилье; привлечь в жилищную сферу сбережения
населения и другие внебюджетные финансовые
ресурсы; обеспечить развитие строительного
комплекса; активизировать экономику
страны в целом.
Система
долгосрочного ипотечного кредитования
должна опираться на имеющийся
международный опыт, быть адаптирована
к российской законодательной
базе, учитывать макроэкономические
условия переходной экономики
и ограниченную платежеспособность
населения.
Становление
ипотечного жилищного кредитования
предусматривает решение ряда
фундаментальных задач:
- совершенствование
законодательной и нормативной базы для
реализации механизма данного вида кредитования
и эффективного функционирования первичного
и вторичного рынка ипотечных кредитов.
- Создание
и внедрение механизма, обеспечивающего
приток долгосрочных внебюджетных финансовых
ресурсов на рынок ипотечных жилищных
кредитов.
- Налоговое
стимулирование граждан получающих ипотечные
кредиты, кредиторов и инвесторов, обеспечивающих
рефинансирование.
- Создание
равных условий для свободной конкуренции
между субъектами рынка ипотечных жилищных
кредитов.
- Создание
механизма социальной защиты заемщиков
от неправомерных действий кредиторов
и их социальной адаптации при процедуре
выселения в случае невозможности погашения
ипотечного кредита.
Решение
этих задач предусматривает: ориентацию
ипотечного кредитования на ту категорию
населения, которая нуждается в небольшом
ипотечном кредите, что позволит обеспечить
кредитами большое количество заемщиков
(доля населения, нуждающегося в небольших
ипотечных кредитах, составляет не менее
трети желающих улучшить свои жилищные
условия), а также возможность оплаты нового
жилья за счет продажи имеющегося в собственности
жилья.
Решающим
шагом в развитии федерального
законодательства по вопросам
ипотечного жилищного кредитования
стало принятие Гражданского
кодекса Российской Федерации,
который установил общие правила
обеспечения кредитов залогом
недвижимости (в том числе жилой).
В дальнейшем предусмотрено принятие
специальных федеральных законов,
регулирующих вопросы государственной
регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним,
а так же вопросы ипотеки
(залога недвижимости). Кроме того,
в целях создания благоприятной
налоговой среды для развития
ипотечного жилищного кредитования
(как это предусмотрено Концепцией)
принята и введена в действие
вторая часть Налогового кодекса
Российской Федерации, в которой
решены вопросы налоговых льгот
при определении налоговой базы
для исчисления подоходного налога
с физических лиц.
Важным этапом,
закладывающим организационные основы
функционирования системы ипотечного
жилищного кредитования, явилось создание
(в качестве оператора вторичного рынка
ипотечных кредитов) Агентства по ипотечному
жилищному кредитованию, в форме открытого
акционерного общества с контрольным
пакетом акций принадлежащих государству
(в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 августа 1996
года №1010 «Об Агентстве по ипотечному
жилищному кредитованию»).
Перед
Агентством поставлена задача
разработать и реализовать схему
деятельности по рефинансированию
кредиторов, мониторинг которой
может осуществляться Центральным
банком Российской Федерации,
Федеральной комиссией по рынку
ценных бумаг, потенциальными
и реальными инвесторами, рейтинговыми
агентствами.
Недостаток
собственных средств, а также
отсутствие лицензии на осуществление
кредитных операций стали препятствием
на пути расширения деятельности
Агентства как самостоятельного
оператора вторичного рынка. В
целях привлечения ресурсов для
рефинансирования ипотечных кредитов
Агентство заключило соглашение
с инвестиционным фондом «США
– Россия» (TASRIF) об открытии кредитной
линии на сумму 5 млн. долларов США. Согласно
условиям соглашения, Агентство проводило
отбор банков – партнеров, а также андеррайтинг
кредитов в соответствии с установленными
требованиями и стандартами.
В настоящее
время в рамках программы инвестиционного
фонда «США – Россия» выдано
ипотечных жилищных кредитов
на сумму свыше 4 млн. долларов
США. Условия предоставления кредитов:
срок до 10 лет, валюта кредита
– доллар США, ставка – 15%
годовых, сумма кредита до 150 тыс.
долларов.
Распространение
этого опыта с помощью филиалов
Агентства, а также путем сотрудничества
с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
позволит создать условия для
развития единого рынка жилищных
кредитов, снизить возможные кредитные
риски, повысить надежность механизма
рефинансирования и в конечном
итоге уменьшить стоимость кредитов
для заемщиков, сделав их доступными
для большинства российских семей.
На сегодняшний
день заложены основы законодательной
базы ипотечного кредитования
в России и регламентирована
деятельность всех субъектов
ипотечного рынка (банки, оценочные,
риэлторские и страховые компании).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее
время ипотека вызывает много
разноречивых мнений. Одни утверждают,
что при нынешнем уровне жизни
этот способ решения жилищной
проблемы еще долго останется
непопулярным. Другие – что ипотека
пришла в нашу страну как
раз вовремя. А между тем
существующие в стране программы
развития ипотеки не работают,
да и доверия у населения
эти программы вызывают не
много.
Макроэкономические
условия, сложившиеся в России
в результате финансового кризиса
1998 года, еще более усиливают важность
развития долгосрочного ипотечного
жилищного кредитования населения
уже не как отдельных инициатив
коммерческих банков или регионов,
а как целостной системы при
непосредственном воздействии государства.
Ипотечное кредитование – один
из самых надежных и проверенных
в мировой практике способов привлечения
частных инвестиций в жилищную сферу.
Именно ипотека позволяет наиболее выгодно
сочетать интересы населения в улучшении
жилищных условий, коммерческих банков
и других кредиторов – в эффективной и
прибыльной работе, строительного комплекса
– в ритмичной загрузке производства
и, конечно же, государства, заинтересованного
в экономическом росте. Однако не следует
забывать – жизнь не стоит на месте, поэтому
необходимо дальнейшее совершенствование
правовых механизмов жилищной ипотеки
и создание условий для эффективной работы
институтов жилищного рынка. В настоящий
момент главное, чтобы данное постановление,
концепция и федеральная программа заработали,
находясь под постоянным контролем государства.
Развитие
ипотечного кредитования в нашей
стране способствовало бы оживлению
в инвестиционной сфере, повышению
социальной стабильности в обществе,
преодолению глубокого социально-экономического
кризиса в целом. С другой
стороны этот финансово-экономический
кризис затрудняет создание в
России национальной системы
ипотечного кредитования. Но если
условия ипотечного кредитования
будут приспособлены к платежеспособному
спросу населения, а источником
финансирования ипотечных кредитов
станут дополнительные доходы
бюджета, возникающие в результате
подъема жилищного строительства, то
развитие и становление системы ипотечного
кредитования возможно и в условиях экономической
нестабильности.
В данной
курсовой работе были изучены
основные вопросы в области
ипотечного кредитования, выявлены
наиболее значительные проблемы
в функционировании ипотечного
кредитования в Российской Федерации
и рассмотрены возможные пути
их решения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гражданский
кодекс Российской Федерации.//Издательский
дом «Ажур», 2008г.
- Федеральный
закон «Об ипотеке» от 16 июля 1998 года. -
№102-ФЗ.
- Владимир
Пономарев. Система ипотечного кредитования.//Экономика
России: XXI век, учебное пособие, 2003.
- Ваксман С.А.,
Воробьева О.Е. Ипотечное кредитование
и его участники на рынке жилья США. –
Екатеринбург: Уральский Государственный
Экономический Университет, учебник для
ВУЗов, 1998.
- Журкина Н.Г.
Современная ипотека: состояние, проблемы,
решения.//Финансы 2002, №6.
- Иванов В.В.
Учебное пособие «Все об ипотеке». – М.:
МТ-Пресс, 2000.
- Кесельман
Г.М. Ипотечное кредитование жилья: состояние
и перспективы// Деньги и кредит. – 2000.
- №9.
- Сапожников
Н.П. Развитие ипотечного кредитования
в России.//Деньги и кредит 2001, №1.
- Цылина Г.А.
Ипотечное кредитование и риски// Жилищное
строительство. – 2001г. - №5.