Положительным
в данной схеме является следующее.
Нахождение квартиры в собственности
связанной риэлторской фирмы
гарантирует, что в случае необходимости
ее реализации квартира будет
свободна от обязательств и
не упадет в цене. Продажа квартиры
может быть осуществлена сравнительно
быстро. Риск признания сделки
купли-продажи недействительной
по иску заемщика незначителен,
так как сделка реально направлена
на создание соответствующих
ей правовых последствий, а
использование векселя в качестве
средства платежа широко применяется
в гражданском обороте. Этот риск будет
снижен, если цена продажи квартиры заемщиком
риэлтору будет приближена к рыночной.
- Схема ипотечного
кредитования, разработанная ЦБРФ, через
выпуск банками ипотечных облигаций.
Данная схема
заключается в следующем:
- Клиент берет
в банке ипотечный кредит и закладывает
недвижимость с оформлением закладной,
которая переходит к банку;
- Банк выпускает
ипотечные облигации, которые работают
на вторичном рынке (для этого необходимо
жестко закрепить за ипотечными облигациями
залоговое обеспечение недвижимостью,
при продаже облигаций права на залог
должны будут переходить к новому владельцу
автоматически);
- На вырученные
от реализации облигаций средства банк
может выдать очередной ипотечный кредит
и т.д.;
- Клиент гасит
кредит банку, а банк гасит соответствующую
облигацию ее нынешнему держателю;
- Ипотечные
облигации, в случае банкротства банка-эмитента,
не будут включаться в конкурсную массу,
и недвижимость переходит в собственность
инвесторов (нынешних обладателей облигаций),
либо ее хозяину при полном погашении
им облигаций.
- Государственная
регистрация ипотеки.
Ипотека
подлежит государственной регистрации
учреждениями юстиции в едином
государственном реестре прав
на недвижимое имущество в
порядке, установленном федеральным
законом о государственной регистрации
прав на недвижимое имущество
и сделок с ним. Государственная
регистрация ипотеки осуществляется
по месту нахождения имущества,
являющегося предметом ипотеки.
Государственная регистрация ипотеки
осуществляется на основании
заявления залогодателя.
Для государственной
регистрации ипотеки должны быть
предоставлены:
- нотариально
удостоверенный договор об ипотеке и его
копия;
- документы,
названные в договоре об ипотеке в качестве
приложений;
- доказательства
уплаты регистрационного сбора;
- документ,
подтверждающий возникновение обеспеченного
ипотекой обязательства.
Если
в договоре об ипотеке указано,
что права залогодержателя удостоверяются
закладной, в орган, осуществляющий
государственную регистрацию ипотеки,
предоставляются также: закладная
и ее копия; документы, названные
в закладной в качестве приложений,
и их копии.
Ипотека
должна быть зарегистрирована в
течение одного месяца со дня поступления
необходимых для ее регистрации документов
в орган, осуществляющий государственную
регистрацию ипотеки.
Государственная
регистрация ипотеки осуществляется
путем совершения регистрационной
записи об ипотеке в едином
государственном реестре прав
на недвижимое имущество.
Датой
государственной регистрации ипотеки
является день совершения регистрационной
записи об ипотеке в едином
государственном реестре прав
на недвижимое имущество. Регистрационные
записи в едином государственном
реестре прав на недвижимое
имущество совершаются в очередности,
определяемой на основании дат
поступления всех необходимых
документов в орган, осуществляющий
ведение указанного реестра.
Регистрационная
запись об ипотеке в едином
государственном реестре прав
на недвижимое имущество должна
содержать сведения о первоначальном
залогодержателе, предмете ипотеки
и сумме обеспеченного ею обязательства.
Если договор об ипотеке предусматривает,
что права залогодержателя удостоверяются
закладной, на это также указывается
в регистрационной записи об
ипотеке.
Эти данные
вносятся в регистрационную запись
об ипотеке на основании договора
об ипотеке.
Государственная
регистрация ипотеки удостоверяется
путем надписи на договоре
об ипотеке, содержащей полное
наименование органа, зарегистрировавшего
ипотеку, дату, место государственной
регистрации ипотеки и номер,
под которым она зарегистрирована.
Эти данные заверяются подписью
должностного лица и скрепляются печатью
органа, осуществившего государственную
регистрацию ипотеки.
Орган,
осуществивший регистрацию, оставляет
в своем архиве копию договора
об ипотеке, а если договор
предусматривает выдачу закладной,
также и копию закладной с
приложениями.
Расходы
по уплате сборов за государственную
регистрацию ипотеки и внесению
дополнений и изменений в регистрационную
запись об ипотеке возлагаются
на залогодателя, если соглашением
между ним и залогодержателем
не установлено иное.
Государственная
регистрация ипотеки является
публичной. Любое лицо вправе
получить в органе, осуществляющем
государственную регистрацию прав
на недвижимое имущество, сведения
о том, имеется ли регистрационная
запись об ипотеке соответствующего
имущества, и заверенную выписку
из регистрационной записи об
ипотеке.
Копия
закладной, хранящаяся в архиве
органа, осуществившего государственную
регистрацию ипотеки, не относится
к документам публичного характера.
- Проблемы
ипотечного кредитования
в РФ на современном
этапе.
В настоящее
время в Российской Федерации
существует пять основных проблем,
сдерживающих развитие ипотеки:
- Сроки кредитования.
По своей логике кредит на приобретение
жилья должен быть долгосрочным, на 10-15
лет, как это было принято в мировой практике.
Однако реальные сроки предоставляемых
кредитов большинством отечественных
банков составляют 3-4 года (несмотря на
то, что в рекламных материалах декларируется
срок до 10 лет).
- Отсутствие
ресурсной базы. Для того чтобы сделать
долгосрочное кредитование массовым продуктом
кредитной организации и в то же время
соблюсти все требования ликвидности,
банк должен привлечь денежные средства
на такой же длительный срок. Сегодня это
сделать практически невозможно. Единственный
выход в данном случае – привлечение целевого
финансирования от иностранных фондов
(например, Американский инвестиционный
фонд или средства местных бюджетов).
- Трудности
оценки кредитоспособности заемщика.
Как известно, оценка платежеспособности
физического лица базируется на сопоставлении
доходов (заработной платы, дивидендов,
арендных платежей и т.п.) и расходов (на
питание, одежду, оплату квартиры, отдых,
выплаты по другим кредитам и т.п.). Однако
подтвердить величину зарплаты – основного
источника доходов – могут немногие граждане.
Это, в основном, сотрудники инофирм и
госбюджетных организаций. Главная же
целевая группа – сотрудники российских
коммерческих структур – получают заработную
плату по страховым, кредитным схемам
или просто наличными денежными средствами
и не могут представить официальной справки,
подтверждающей реальную ее величину.
- Валюта кредитования.
В настоящее время стоимость квадратного
метра жилья фиксируется в долларах США.
Банки предпочитают выдавать кредиты
также в иностранной валюте, в то время
как у большинства населения заработная
плата установлена и выплачивается в рублях.
В данной ситуации, как банки, так и граждане
опасаются повторения ситуации 1998 года,
когда зарплата за 3 месяца уменьшилась
в валютном эквиваленте в 4 раза, что повлекло
за собой резкий рост невозврата кредитов.
- Неадаптированность
ряда ипотечных программ, финансируемых
зарубежными инвесторами, к российским
условиям. Например, программа ипотечного
кредитования российских банков совместно
с Американским инвестиционным фондом
слишком «идеальна» для отечественного
рынка в современных условиях. Кредит
может получить лишь тот, у кого зарплата
(причем высокая) выплачивается официально.
- Ипотечные
риски.
Вступая
в любые договорные отношения,
стороны договора несут определенные
риски, связанные с неисполнением
этого договора или его нарушением.
Правоотношения, возникающие в связи
с ипотечным кредитованием, не
являются исключением и также
влекут ряд рисков для участников
таких правоотношений:
Риски
кредитора:
Кредитный риск;
Риск ликвидности;
Риск процентной
ставки;
Валютный риск;
Инфляционный
риск;
Социально политический
риск;
Риск законодательных
изменений.
Риски заемщика:
Риск утраты
и повреждения предмета ипотеки;
Риск утраты
и понижения дохода;
Валютный риск;
Инфляционный
риск;
Социально-политический
риск;
Риск законодательных
изменений.
- Ипотечная
махинация.
Сплошь
и рядом ведутся разговоры
о том, что ипотека становится
все доступнее и доступнее.
Этим и пользуются мошенники,
предлагая услуги по ипотеке
под небывало низкие проценты:
6-7 % для приобретения квартиры
в новостройке и 8-9 % - для
вторичного рынка. Есть один
нюанс, который очень хорошо
отрабатывает: «клиента», как правило,
заставляют весьма тщательно
готовить и собирать документы.
Психологически это очень успокаивает
человека.
Надо
только внести аванс 20% от стоимости
квартиры. Договор оформляется «на
оказание юридических услуг», по
которому обязуется принять и
проверить бумаги клиента, определить,
сможет ли он получить заем,
подготовить нужные документы,
проверить юридическую чистоту
квартиры. Клиент находит подходящую
ему квартиру, его просят внести
20-30% от продажной стоимости жилья
непосредственно в фирму, которая
обещает выдать кредит, а она уже
сама перечислит их продавцу. Данная схема
встречается даже в крупных агентствах
недвижимости.
- Необходимость
и перспективы
развития ипотечного
кредитования в России.
Система
ипотечного кредитования является
одним из приоритетных направлений государственной
жилищной политики. К началу экономических
реформ в России отсутствовал рыночный
механизм, основывающийся на активном
участии населения в решении жилищной
проблемы. Свободного рынка жилья практически
не было, а долгосрочные кредиты населению
составляли незначительную долю в общем
объеме финансирования жилья. Данные кредиты
предоставлялись в основном индивидуальным
застройщикам, жилищно-строительным и
жилищным кооперативам на строительство
нового, а не на покупку готового жилья.
Государственная
жилищная политика должна ориентироваться
не только на нужды социально
незащищенных групп населения,
но и на решение жилищных
проблем основной части работающего
населения, располагающего средними
доходами, накоплениями и имеющими
жилье в собственности в результате
приватизации. Одним из способов
решения жилищной проблемы для этой
части населения является долгосрочное
ипотечное жилищное кредитование на основе
государственных программ. В связи с этим
Правительством Российской Федерации
была разработана Концепция развития
системы ипотечного жилищного кредитования
в РФ, одобренная Постановлением Правительства
от 11 января 2000 года №28. В ней были определены
основные цели и принципы формирования
системы ипотечного жилищного кредитования
с учетом российского законодательства
и существующих социально-экономических
условий, намечены конкретные направления
деятельности.
Развитие
ипотеки невозможно без тех
или иных форм государственной
поддержки:
- принятие
нормативных правовых актов;
- оптимальное
налогообложение;
- совершенствования
проектирования и технологий строительства;
- государственные
гарантии, способствующие привлечению
внебюджетных средств в жилищную сферу;
- адресные
жилищные субсидии гражданам.
Действительно,
строительный комплекс страны
в состоянии сегодня увеличить
объемы жилищного строительства
лишь в 2,5-3 раза, в то время
как платежеспособный спрос на
жилье за счет введении механизмов
ипотечного кредитования увеличился
не менее чем в 5 раз.
Поэтому
без государственного регулирования
это жилье будет выкуплено
гражданами с высокими доходами.