Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:24, курсовая работа
Информация и коммуникация занимают важное место в жизни человека, гражданина и государства, наличествуют в работе всех общественных институтов. Коммуникационным процессам отводилось немного места в научной и публицистической литературе. На данный момент изучение коммуникации, её видов и элементов, представляет большой интерес для науки о государственном управлении. Нашему государству необходимо налаживать диалог (то есть осуществлять коммуникацию) и с западными государствами, и с восточным миром. Безусловно, без мощного апробированного инструментария по осуществлению коммуникации, такие процессы бы неизбежно зашли в тупик.
Введение 3
1.Коммуникация в системе государственногоуправления 7
1.1.Теоритические аспекты коммуникации в системе государственногоуправления 7
1.2.Сущность коммуникации в системе государственногоуправления, виды 10
1.3.Функции коммуникации в системе государственного управления 13
2. Информация, как система государственного управления172.1.Понятие информация и её значение для государственного управления 172.2.Классификация признаков информации в государственном управлении 19
Заключение 30
Список использованных источников32
Приложение А
Преодолеть возможные
Таким образом, коммуникация в системе государственного управления - это обмен информацией посредством общей системы символом, социальное взаимодействие, обладающее рядом свойств и признаков и направленное на регулирование поведения людей, работы государственных институтов ради достижения общей цели.
1.2. Сущность коммуникации в системе государственного управления
В зарубежной литературе коммуникация и государственное управление зачастую противопоставляются. В соответствии с одним из взглядов на данную проблему, эффективно управлять можно только воплощая свою тактику управления, не отвлекаясь на чужое мнение. На наш взгляд, это неправильно, ведь коммуникация нужна даже для воплощения в жизнь тоталитарных режимов, деспотичной власти. Другой вопрос, что тогда она будет сильно затруднена[2.12,c.199].
Проблемы коммуникации, коммуникативных связей всегда были достаточно актуальны. Еще Аристотель считал, что способность вступать в общение (коммуникацию) отличает человека и от "недоразвитых в нравственном смысле существ", и от "сверхчеловека". Поэтому "тот, кто не способен вступать в общение... уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством". Западные исследователи давно заметили, что процессы коммуникации, занимая у человека до 70% времени, не могут не влиять на его мотивацию. Немаловажно и то, что, по данным американских исследователей, успех руководителя в условиях рынка на 85% определяется его коммуникативными качествами и лишь на 15% - профессиональными знаниями. Если представить коммуникацию в виде сегмента, площадь которого условно взять за 100%, то 85% этого сегмента будут занимать невербальная коммуникация и лишь 15% - вербальная (из них 10% отведено речевой характеристике и 5% - обслуживанию речи).
Изучение коммуникации основывается во многом на теоретико-методологических принципах исследования социальной коммуникации. Коммуникация возникла в человеческом обществе как потребность одного индивида передать другому необходимую для совместного действия информацию. Хотя сам термин "коммуникация" (лат.communicatio "делаю общим, связываю") появляется в научной литературе лишь в начале XX века, проблемы коммуникации как связующего процесса и механизма речевого взаимодействия изучались еще мыслителями Античного мира. Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику и красноречие, а особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова. Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь - логос.
Коммуникацией принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков) - в частности языковых знаков. В науке имеется более 40 различных подходов к определению коммуникации [2.17,c.227].
Чем сложнее и разветвлённее становится деятельность общества, социальных организаций и институтов и чем больше в связи с этим накапливается объем информации - научной, художественной, политической, бытовой и т.п., тем более важную роль в процессах управления начинает играть социальная коммуникация. Особую значимость она приобретает в современных условиях, когда осуществляется подлинная информационная революция - стремительное, количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся коренной трансформацией не только технической, но и социальной, социокультурной основы складывающегося в нашу эпоху постиндустриального, информационного сообщества, базирующегося на многосторонней и многоярусной системе планетарных коммуникационных процессов. На приоритетные позиции в мире начинают выходить не те страны, которые производят наибольшее количество вооружения или извлекают из земли наибольшее количество энергетических и иных ресурсов, а те, которые, опираясь на новейшие научные и технические идеи, реализуя их в разнообразных потоках информации и соответствующих технических средствах, движутся быстрее других в создании и эффективном использовании коммуникационных систем и сетей, в их практическом применении в процессах управления.
Для того чтобы раскрыть сущность коммуникации в системе государственного управления, я считаю целесообразным уделить внимание понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.
В коммуникативных актах
Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (правительства, партии, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель [2.21,c.463].
Обычно сообщения - это высказывания
или тексты. Но в невербальной коммуникации
сообщением может быть изображение
(дорожный знак поворота или фотография
встречи политических лидеров), физический
предмет (цветок на окне явочной квартиры
как сообщение о провале или
архитектурное сооружение как сообщение
о его предназначении, подарок
как знак признательности или
черная метка как знак приговора).
Сообщениями можно также
Государственные органы и институты
вступают в коммуникацию для того,
чтобы информировать, воздействовать,
убеждать субъект коммуникации либо
с целью описать текущую
Таким образом, коммуникация является важным объектом управления, являясь не только процессом обмена информации, задачами, ценностей, но и своеобразным зеркалом происходящего в государстве. Управляя коммуникацией, активно воздействуя на её компоненты, государство реализует свои сильные стороны и нейтрализует слабые. Только своевременно налаженная коммуникация позволяет ориентироваться в государственных процессах и воздействовать на них.
1.3. Функции коммуникации в системе государственного управления
Теперь коснёмся функций коммуникации в системе государственного управления более системно. Опираясь на научную литературу по данной тематике, можно выделить следующее:
-обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
-совершенствование отношений между субъектами коммуникации на различном уровне в процессе обмена информацией.
-создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
-регулирование и рационализация информационных потоков.
Кроме того, в литературе существует и другая классификация функций государственных коммуникаций. В соответствии с ней, функции подразделяются на следующие:
-консервативную, направленную на сохранение статус-кво государственной системы, способствующей стабильному существованию социального организма;
-координирующую, призванную обеспечивать координацию властных воздействий субъекта управления в соответствии с параметрами объекта управления, и их возможными изменениями;
-интегрирующую, связанную с осуществлением такой государственной политики, которая бы учитывала интересы всех элементов общественной системы, способствовала выработке и принятию согласованных управленческих решений;
-мобилизационную, направленную на обеспечение легитимности существующего общественного порядка, получение поддержки и одобрения общества по поводу принимаемых управленческих решений;
-социализирующую, связанную с усвоением в процессе информационного обмена социально-политических норм, ценностей и традиций государства, повышением уровня политической компетентности граждан;
-управленческая функция. (Приложение А).
Рассуждая о различных типах коммуникации в системе государственного управления, мы говорим о горизонтальных (на одном уровне, к примеру, Республика Беларусь - Российская Федерация) и вертикальных (на разном уровне, Премьер-Министр - Министр труда и социальной защиты) коммуникациях. Функционирование вертикальной коммуникации невозможно без восходящих и нисходящий потоков информации, от высшего уровня к низшему и наоборот. Всё это свидетельствует о грамотном подходе к управлению, о чётком и сбалансированном обмене информацией как руководству к действию в государстве.
Коммуникация в системе
Во-первых, это информационно-
Во-вторых, важнейшей функцией коммуникации
в системе государственного управления
является регулятивно-управляющая
функция. Благодаря данной функции
коммуникации, можно регулировать не
только собственное поведение, но и
поведение других людей. Кроме того,
данная функция позволяет
Говоря о функциях коммуникации в системе государственного управления, необходимо упомянуть и идеологическую функцию. Грамотно налаженная обратная связь с населением располагает граждан к доверию действующей власти. Если вспомнить наше государство, то одним из примеров такой коммуникации является служба "Одно окно" и правовая информатизация, о которой я расскажу во второй части своей работы.
Однако наше сообщение о сущности коммуникации будет неполным, если не вспомнить и коммуникативные барьеры, препятствия, возникающие перед субъектами коммуникации.
К таким барьерам относится целый ряд элементов и категорий. Это и языковой барьер, разница в уровне субъектов коммуникации, перенасыщенность информацией, неправильный адресат, отсутствие обратной связи. Обобщая, отмечу, что есть преграды, зависящие от носителя информации, и, напротив, от получателя. К примеру, если Приказ министерства Торговли попадёт на месте к чиновникам, которые не разбираются в экономике, не исключена неверная интерпретация руководства к действию и, как следствие, неверное их воплощение. Увы, с такими явлениями приходилось сталкиваться любому обществу и государству на протяжении всего времени их существования. Эти и многие другие факторы могут свести на нет работу государственных органов по налаживанию коммуникации, обратить позитивные шаги вспять. Именно поэтому барьерам коммуникации необходимо уделять повышенное внимание.
Как отмечается в научной литературе,
превращение информации в лимитирующий
фактор производства меняет характер
хозяйственной власти: объектами
собственности, дающими их субъектам
хозяйственную власть, становятся информация
и знания. "Информация и знания
имеют принципиально иную природу
по сравнению с традиционными
символами хозяйственной
2. Информация, как система государственного управления
2.1. Понятие информация и её значение для государственного управления
Информация является одним из основных
элементов социального
В общеупотребительном смысле
под информацией понимается любое сообщение,
содержащее какие-либо сведения о предметах,
явлениях, событиях и т.д. Однако несмотря
на видимую простоту и очевидность, общепринятого
определения понятия информации пока
еще нет.
В литературе по социальному управлению
различают понятия "данные" и "информация".
Данные означают первичные
сведения, получаемые методом прямого
наблюдения за событиями в объекте управления
или процессе, фиксируемые в виде чисел,
символов, знаков и слов. Под информацией
понимаются сведения, полученные в результате
переработки данных2. Другими словами,
понятия "данные" и "информация"
являются близкими по содержанию, но не
тождественны. Данные представляют собой
сигналы, из которых извлекается информация.
Следовательно информация является продуктом
управленческой деятельности.
В теории информации она
определяется как конечные сведения, являющиеся
объектом хранения, передачи, преобразования.
При этом теория информации изучает информационные
процессы как вероятностные, используя
методы математической статистики.
Важное
значение для понимания сущности социальной
информации имеет ее смысловое содержание.
Не всякое знание может рассматриваться
как информация[2.15,c.110].
С точки зрения
классической теории информации понятие
информации определяется через меру уменьшения
неопределенности знания о совершенствовании
какого-либо события.
Информация
выступает связующим звеном между объектом
и субъектом управления, характеризуя
состояние объекта управления в статике
и динамике, и обеспечивая подготовку
управляющего воздействия в виде управленческого
решения и характеристику результата
его реализации. Чем полнее и объективнее
информация, тем эффективней принимаемые
управленческие решения и, следовательно,
результаты от их реализации.
Информационное обеспечение является
базой, на которой сроится управленческая
деятельность государственного аппарата.
Информацию здесь следует рассматривать
как некую совокупность различных сообщений,
сведений, данных о соответствующих предметах,
явлениях, процессах, отношениях и т.д.
Эти сведения будучи собранными, систематизированными
и преобразованными в пригодную для использования
форму играют в управлении исключительную
роль.
Как научная категория
информация в управленческих структурах
характеризуется рядом признаков (свойств),
к числу которых относится известная самостоятельность
данных; возможность их многократного
использования, сохранения у передающего
или получающего субъекта; пригодность
к обработке, интеграции и "сжатию"
объема за счет изживания дублирующей,
повторной и параллельной информации;
допустимость математического анализа;
системность, коммуникативность.
Информация, циркулирующая в органах государственного
управления, разнородна и разнообразна.
Она может относится к внешнеполитической,
экономической, социально-политической
и экологической обстановке. Информация
этих видов имеет самостоятельную ценность
также для соответствующих региональных
управленческих структур, когда они выступают
как органы, принимающие решения в пределах
своей компетенции. Кроме того, она служит
в качестве основы для нормативных документов.
Необходимые сведения могут содержаться
законах, иных нормативных актах, юридических
решениях, письмах, справках, сводках,
обзорах, информационных бюллетенях, сознании
работников госаппарата и т.д.
Информация о работе Информация и коммуникация в государственном муниципальном управлении