Информационные системы в правовой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Информационные технологии (ИТ) стали одним из ведущих факторов прогресса цивилизации, а их повсеместное использование сформировало новую сферу общественных отношений. Информационные технологии оказывают воздействие на самые различные стороны социального и экономического развития, государственного управления, повседневной жизни людей. Они, наряду с телекоммуникационными технологиями, составляют основу процессов информатизации, движения к информационному обществу

Оглавление

Введение
1. Цели и принципы развития правового регулирования в сфере ИТ
2. Основные направления совершенствования и развития правового регулирования в сфере информационных технологий
3. Первоочередные меры по развитию правового регулирования сферы информационных технологий

Файлы: 1 файл

информационные системе в правовой сфере.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

 Введение

1. Цели и принципы развития правового регулирования в сфере ИТ

2. Основные направления совершенствования и развития правового регулирования в сфере информационных технологий

3. Первоочередные меры по развитию правового регулирования сферы информационных технологий

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

Информационные  технологии (ИТ) стали одним из ведущих  факторов прогресса цивилизации, а  их повсеместное использование сформировало новую сферу общественных отношений. Информационные технологии оказывают воздействие на самые различные стороны социального и экономического развития, государственного управления, повседневной жизни людей. Они, наряду с телекоммуникационными технологиями, составляют основу процессов информатизации, движения к информационному обществу. В Российской Федерации развитие и эффективное использование ИТ является одним из приоритетных направлений государственной политики.

С возникновением новых общественных отношений, связанных  с использованием информационных технологий, особую значимость приобретает правовое регулирование, обеспечивающее устойчивое и динамичное развитие этой сферы. Значительное количество правовых актов и активный нормотворческий процесс, возрастающий общественный интерес к данной проблематике обуславливают необходимость системного анализа действующего законодательства с целью выявления пробелов и противоречий, а также определения приоритетов в государственном регулировании.

Актуальность  проблемы развития законодательства в  сфере ИТ определяется также существенным влиянием соответствующих правовых норм на эффективность правового регулирования во всех сферах жизни общества. Любая деятельность человека, как правило, сопровождается обработкой, передачей и использованием информации. В то же время любой нормативный акт, регулирующий правоотношения в какой-либо области общественной жизни, обязательно затрагивает информационные связи участников этих отношений. Расходы государства и бизнеса на информационное обеспечение своей деятельности, на создание и эксплуатацию дорогостоящих информационных систем, растут с каждым годом. При этом возникают правовые отношения, связанные с необходимостью более точного определения специфики создаваемых объектов комплексного характера (информационные базы; регистры, кадастры, реестры и классификаторы; интернет-ресурсы и сетевые интерактивные услуги) и организации их надлежащего учета. В гражданском обороте в настоящее время находятся большие объемы разнообразных информационных продуктов, их производители и пользователи заинтересованы в законодательной защите своих прав на эти продукты.

Теоретические и методологические основы государственного регулирования в сфере ИТ целесообразно  сосредоточить в едином документе  концептуального характера, определяющем вектор развития законодательства и  государственной политики в данной области. Настоящая Концепция развития правового регулирования в сфере информационных технологий разработана для решения этой задачи.

Концепция отражает состояние законодательства, определяет цели и принципы, а также приоритетные направления совершенствования правового регулирования в сфере информационных технологий. Указанные направления соответствуют задачам развития сферы ИТ, содержащимся в Конституции Российской Федерации (1993 год), посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2000–2004 годов), Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2000 год), Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)», международных актах, подписанных Российской Федерацией, включая Хартию глобального информационного общества (Окинава, 2002 год) и Декларацию принципов и План действий первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 год).

В приложении к  Концепции приводятся предложения по разработке нормативных правовых актов в сфере информационных технологий.

1. Цели и принципы развития правового регулирования в сфере ИТ

 

Целью правового  регулирования отношений, связанных  с информационными технологиями, является создание эффективной правовой основы для реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в указанной сфере, а также для стимулирования использования новейших информационных технологий при решении задач социально-экономического развития и повышения эффективности государственного управления. Достижение указанной цели требует координации и согласованности правотворческой деятельности органов власти, ее соответствия государственной политике Российской Федерации в сфере развития и использования информационных технологий.

Правовое обеспечение  государственной политики в сфере  ИТ должно осуществляться по следующим  направлениям:

– принятие новых законодательных и иных нормативных правовых актов, заполняющих пробелы в регулировании;

– внесение изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты в целях их адаптации к требованиям современного развития сферы ИТ;

– участие в выработке международно-правовых документов (включая межгосударственные соглашения) в сфере информационных технологий.

Принципы правового  регулирования в сфере ИТ определяются положениями Конституции Российской Федерации (ст. 29) о праве каждого  на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения  информации любым законным способом; особенностями правовых отношений, связанных с информацией как отдельным объектом гражданских прав (ст.128 Гражданского кодекса Российской Федерации); государственной политикой, направленной на приоритетное развитие информационных технологий в процессах модернизации экономики и повышения эффективности государственного управления; необходимостью обеспечения информационной безопасности, защиты интеллектуальной собственности и предотвращения правонарушений, совершаемых как в сфере ИТ, так и с их использованием в других сферах.

Важнейшими  общими принципами развития законодательства в сфере ИТ являются верховенство закона, а также системность и  согласованность правовых норм. Это  означает как обязательность точного  и безусловного исполнения норм законодательства всеми участниками информационных правоотношений, так и необходимость своевременной кодификации и актуализации законодательства, принятия новых правовых актов с учетом анализа действующих нормативных правил и их взаимного согласования. Наряду с системной целостностью законодательства, его структурной упорядоченностью необходимо учитывать устойчивость (стабильность) регулирования, исключающую поспешные и малообоснованные изменения в действующем законодательстве. Принципом общего характера является также последовательная гармонизация правового регулирования, обеспечение соответствия российского законодательства общемировой практике регулирования соответствующих правоотношений.

К принципам  правового регулирования, специфическим  для сферы ИТ, относятся презумпция открытости информации (доступ к которой может быть ограничен лишь в соответствии с федеральным законом); обеспечение достоверности, сохранности и эффективного использования информации, являющейся объектом правовых отношений; технологическая нейтральность. Последний из перечисленных принципов подразумевает отказ от законодательного закрепления использования отдельных технологических решений и от создания каких-либо нормативных запретов для развития и (или) применения новых технологий.

Соответствие  нормативных правовых актов в сфере ИТ указанным принципам является одним из важнейших факторов эффективности применения соответствующих правовых норм.

 

2. Основные направления совершенствования и развития правового регулирования в сфере информационных технологий

 

Фундаментом для развития законодательства в сфере информационных технологий является Конституция Российской Федерации, содержащая более 30 нормативных правил, устанавливающих основные права и обязанности участников информационных правоотношений. Так, закрепляются конституционные права на свободу информации (ст. 29), на неприкосновенность частной жизни, включая тайну переписки и сообщений (ст. 23); обязанность органов власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24); гарантии свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности (ст. 44).

Правовые механизмы  и процедуры, обеспечивающие реализацию конституционных норм в сфере  информационных отношений, должны быть детализированы в нормах законодательства, включая нормативные правовые акты органов государственной власти. Действующие федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О средствах массовой информации» и некоторые другие создавались более 10 лет назад. За это время возникла необходимость их существенной корректировки, согласования содержащихся в них правовых норм с положениями российского гражданского законодательства, учета появления новых информационных технологий, а также необходимость борьбы с антиобщественными явлениями при использовании таких технологий. При этом часть предлагавшихся в действующих законодательных актах подходов к решению проблем информационных правоотношений либо не получила своего подтверждения в реальной практике деятельности хозяйствующих субъектов и органов власти, либо устарела в связи с быстрым развитием информационных технологий.

Так, Федеральный  закон «Об информации, информатизации и защите информации» был призван  урегулировать правоотношения в трех сравнительно независимых областях, которые указаны в его названии. В то же время из определения сферы действия Закона (ст. 1) следует, что предметом его регулирования являются, соответственно, «информационные ресурсы», «информационные технологии» и защита «прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации». Из определений содержащихся в нем терминов вытекает, что понятием «информационные ресурсы» подменяется документальная форма представления информации, а понятие «информационные технологии» вообще не определено никак – вместо него предлагается использовать менее очевидный по своему содержанию термин «информатизация». Таким образом, неоднозначность объема понятий, используемых в законе, и неопределенность их содержания заложены уже на уровне базовой терминологии. Следует отметить, что в законодательстве зарубежных стран понятия, аналогичные «информатизации», «информационному ресурсу», «информационным процессам» и тому подобные, не используются. В указанном Законе содержится большое число декларативных, а также отсылочных норм, в том числе к нормативным актам, до сих пор не принятым. В результате сколько-нибудь однозначные ответы на практические вопросы, возникающие при использовании информации, информационных технологий и информационных систем в правовых отношениях, в указанном законе отсутствуют.

Требует содержательного  раскрытия и положение Гражданского кодекса Российской Федерации об информации как отдельном объекте  гражданских прав, а также сложившееся в теории и практике регулирования представление об информационных правах (таких, как право на доступ к информации и на ограничение такого доступа, на свободное распространение информации, на защиту от недостоверной и незапрошенной информации и т.д.) как отдельной области регулятивного воздействия. Необходимо систематизировать и унифицировать терминологию, употребляемую в действующих и разрабатываемых нормативных правовых актах (особого внимания требуют понятия «информационные технологии», «информационная система», «информационное общество», «информационная услуга», «электронное правительство», «документ», «электронный документооборот», «электронная торговля»). Целесообразно было бы уточнить пределы взаимодействия правовых институтов «информации» и «права собственности», а также охраны результатов творческой деятельности («интеллектуальной собственности»). Новыми для правового регулирования стали вопросы, связанные с развитием и повсеместным использованием сети Интернет, часть из которых требует решения с учетом сложившейся системы общественного саморегулирования на национальном и международном уровнях. Так, подлежат уточнению правовые вопросы использования информационно-коммуникационных технологий для дистанционного предоставления социально значимых услуг (включая образовательные, медицинские, юридические, консультационные и иные).

Применительно к защите конституционных  прав граждан в информационной сфере  необходимо регламентировать механизм реализации прав на доступ к информации, открытость которой гарантируется законом, а также внести изменения в законодательство о средствах массовой информации, вызванные широким распространением в сфере СМИ новейших технологий.

Вопросы законодательной  регламентации доступа к информации могут быть решены разработкой единого, консолидированного законодательного акта «О праве на информацию» (аналогичные законы в некоторых зарубежных странах носят название «О свободе информации»), который должен включить основное содержание разрабатывавшегося законопроекта «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти». В этом законе следует определить понятие «официальная информация», а также определить перечень сведений, к которым органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ, уточнить правовой статус производителей и распространителей официальной информации, определить их обязанности по организации хранения официальной информации и доступа к ней. По отношению к официальной информации положения закона должны следовать презумпции открытости информации, устанавливающей, что разрешен доступ к любой информации кроме той, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Регламентация использования  информации с ограниченным доступом осуществляется целым рядом действующих  федеральных законов (включая законы «О государственной тайне», «О банках и банковской деятельности», «О связи», «О коммерческой тайне», «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). В то же время вопросы регулирования отношений, которые связаны с защитой информации, не составляющей государственной тайны, по-прежнему недостаточно отражены в законодательстве. В частности, до сих пор не принят предусмотренный Гражданским кодексом закон «О служебной тайне» и не проведена унификация подходов к регулированию информации с ограниченным доступом в гражданском, налоговом, семейном, трудовом и процессуальном законодательстве.

Законодательно неурегулированной  остается и проблема персональных данных. Вопросы использования и оборота  данных о гражданах предлагается разрешать в соответствии с федеральными законами «Об информации персонального характера» и «О федеральной службе безопасности», проекты которых подготовлены. В этих законах предусмотрено определить обязанности лиц, собирающих в законном порядке персональные данные, по обеспечении их сохранности и защиты от несанкционированного использования и распространения.

Информация о работе Информационные системы в правовой сфере