Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 12:31, курсовая работа
Информационные технологии (ИТ) стали одним из ведущих факторов прогресса цивилизации, а их повсеместное использование сформировало новую сферу общественных отношений. Информационные технологии оказывают воздействие на самые различные стороны социального и экономического развития, государственного управления, повседневной жизни людей. Они, наряду с телекоммуникационными технологиями, составляют основу процессов информатизации, движения к информационному обществу
Введение
1. Цели и принципы развития правового регулирования в сфере ИТ
2. Основные направления совершенствования и развития правового регулирования в сфере информационных технологий
3. Первоочередные меры по развитию правового регулирования сферы информационных технологий
Требуют отражения в законодательстве и те изменения, которые произошли в практике деятельности средств массовой информации после принятия Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Серьезным препятствием для реализации положений этого закона в современных условиях является отсутствие в нем норм, касающихся правового регулирования отношений при использовании СМИ современных информационных технологий, включая сеть Интернет. В этой связи применяемые в законе понятия «средство массовой информации», «регистрация СМИ» нуждаются в уточнении. Необходимо также определить статус «электронных СМИ», использующих в качестве среды распространения сеть Интернет.
Правовые вопросы
Указанный подход обуславливает
необходимость своевременной
Интернет-технологии
являются мощным и доступным инструментом
повышения эффективности
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» ориентирован исключительно на использование ЭЦП с открытым и закрытым ключами при условии выдачи сертификата ключа подписи лицензированным удостоверяющим центром. Такая модель регулирования жестко привязана к конкретной (причем не самой широко используемой) технологии. В зарубежном законодательстве на сегодняшний день преобладают технологически нейтральные модели регулирования электронных подписей, которые в большей степени отвечают потребностям гражданского оборота. Помимо этого, в указанном Федеральном законе присутствует ряд непоследовательных и неоднозначных формулировок, влекущих за собой возможность неверного толкования и снижение эффективности правоприменения (например, соотношение понятий «информационная система общего пользования» и «корпоративная информационная система»).
Поскольку правовая регламентация применения электронной подписи и других аналогов подписи необходима для эффективного участия России в мировой системе электронной торговли и для дальнейшей работы над регулированием правоотношений в сфере информационного обмена, было бы целесообразно вернуться к тексту Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», удалив из него наименее обоснованные ограничения и распространив его действие на иные электронные аналоги подписи.
С целью стимулирования деятельности российских производителей информационных технологий на внешнеэкономических рынках было бы также желательно принять специальный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы, связанные с экспортом и импортом программ для ЭВМ и баз данных, и внести соответствующие изменения в таможенное и налоговое законодательство. В настоящее время использование сети Интернет в качестве среды распространения программных и иных продуктов, вывозимых за пределы территории страны либо закупаемых за рубежом, практически выводит соответствующие операции из сферы регулирования законодательства, что приводит к неоправданным потерям и сложностям для участников рынка.
Существенное значение для развития правового регулирования в сфере ИТ имеет законодательство об охране результатов творческой деятельности (интеллектуальной собственности). Несмотря на вносимые в него в последнее время отдельные изменения, направленные на усиление охраны ряда объектов интеллектуальной собственности (в частности, на недопущение использования средств обхода систем защиты авторских прав), в целом российское законодательство в области интеллектуальной собственности еще в слабой степени адаптировано к охране прав авторов в условиях распространения новейших информационных технологий. Так, нуждаются в уточнении нормы, касающиеся защиты баз данных, которые приведены в Законе Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Подлежит также урегулированию использование таких важных для образовательных, культурных и научных целей сетевых ресурсов, как электронные библиотеки. Наконец, для повышения эффективности регулирования было бы целесообразно дать определения и уточнить правовую специфику новых объектов охраны – интернет-сайтов и веб-порталов.
Значительный объем правовых отношений, возникающих при использовании информационных технологий, связан с деятельностью органов государственной власти. В связи с проведением административной реформы, созданием профильного федерального министерства, ответственного за разработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ИТ, а также подведомственных ему органов власти, актуальным становится вопрос об уточнении полномочий указанных федеральных органов исполнительной власти. Исходя из принципа верховенства закона, необходимые изменения в нормативные правовые акты должны раскрывать положения соответствующих федеральных законов, устанавливающих объем функций и компетенцию органов государственной власти в сфере развития и использования информационных технологий.
Большое количество информационных ресурсов создается и используется в составе государственных автоматизированных информационных систем. Дальнейшее развитие электронного документооборота и желательность более точной регламентации вопросов, связанных с его внедрением в органах власти, созданием и эксплуатацией государственных информационных систем, обеспечением их совместимости, установлением единообразных требований по информационной безопасности, обуславливает целесообразность разработки и принятия федерального закона «Об электронном документообороте». Наряду с указанным федеральным законом потребуется также разработать и утвердить указом Президента Российской Федерации Порядок электронного документооборота в системе федеральных органов исполнительной власти. Наконец, вопросы взаимодействия органов власти и их подразделений в процессе исполнения ими различных государственных функций целесообразно закрепить в системе нормативных правовых актов об электронных административных регламентах.
Объективная потребность в использовании современных технологических средств информационного обмена в процессе организации и проведения торгов и конкурсов, в свою очередь, вызывает необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты о закупке товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Важными также являются вопросы повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на разработку и применение информационных технологий, что требует корректировки бюджетного законодательства.
Ряд федеральных законов устанавливает необходимость формирования, ведения и использования различных регистров, реестров и кадастров, но при этом в них недостаточно четко определены формальные различия видов информации, ответственность ведомств за их формирование, порядок их ведения и использования. Нередки случаи дублирования сведений в составе различных баз данных. Указанные обстоятельства требуют внесения корректировок в целый ряд законодательных актов, таких как Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» и Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.
Важной является задача приведения нормативной базы в сфере ИТ в соответствие с положениями Федерального закона «О техническом регулировании». Необходимо с этой целью провести анализ действующих правовых актов и определить основные направления их корректировки, разработки новых стандартов и технических регламентов.
В настоящее
время наблюдается
Отдельной проблемой, причем не только в сфере государственного управления, является признание электронных документов (сообщений) в качестве судебных доказательств. Отсутствует законодательная база, детализирующая принципиальную возможность использования таких доказательств, что требует внесения соответствующих изменений и дополнений в процессуальные кодексы и законы.
При совершенствовании нормативной базы в сфере ИТ следует устранять противоречия в регулировании вопросов информационных правоотношений, возникающие при принятии законодательных и иных нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации. Нарушения, отмеченные в заключениях по результатам юридических экспертиз нормативных правовых актов регионального уровня, включают:
– превышение полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии ими нормативных правовых актов;
– нарушения норм Гражданского кодекса Российской Федерации;
– необоснованное
ограничение круга пользователе
– нарушения законодательства Российской Федерации о лицензировании;
– несоответствие определений основных понятий аналогичным определениям, данным в федеральных законах, и введение в ряде нормативных правовых актов новых терминов и понятий, отсутствующих в федеральном законодательстве.
Одним из эффективных инструментов гармонизации законодательных актов регионального уровня с федеральным законодательством является последовательная унификация терминологии и методологических основ регулирования федеральных законов, что послужит ясным ориентиром и стимулирующим фактором для корректировки правовых актов субъектов Российской Федерации. Также важно более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти в сфере информационных технологий.
3. Первоочередные меры по развитию правового регулирования сферы информационных технологий
Совершенствование
нормативно-правового
– внесение изменений в базовые законодательные акты, относящиеся к информационным правоотношениям, отмена нормативных правовых актов (их отдельных положений), явившихся неэффективными или противоречащих основополагающим принципам правового регулирования;
– принятие новых нормативных правовых актов, относящихся к законодательству в сфере ИТ;
– принятие подзаконных нормативных правовых актов, реализующих меры, предусмотренные федеральными законами;
– решение вопросов о целесообразности и форме корректировки законодательных актов общего характера, включая Гражданский кодекс Российской Федерации.
К числу федеральных законов, подлежащих разработке и принятию в первую очередь, следует отнести законы, обеспечивающие:
– единый концептуальный подход к урегулированию базовых вопросов правоотношений, связанных с использованием информации («О внесении изменений и дополнений в федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене»);
– доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления («О праве на информацию»);
– защиту персональной информации («Об информации персонального характера»);
– регулирование общественных отношений, связанных с развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий, включая сеть Интернет («Об электронной торговле», внесение изменений и дополнений в законы «О средствах массовой информации», «О рекламе», «Об электронной цифровой подписи»);
– правовую основу для развития электронного документооборота («Об электронном документообороте»).
Разработка
и принятие новых нормативных
правовых актов, корректировка действующей
нормативной базы должны сопровождаться
проведением научно-
Основные усилия должны быть сосредоточены на теоретическом осмыслении и практическом разрешении следующих принципиальных вопросов:
– возможность, целесообразность и границы применения зарубежного опыта правового регулирования информационных отношений;
– пути решения новых правовых проблем, появившихся в связи с использованием сети Интернет;
– решение теоретических проблем правового статуса информации как объекта гражданских прав, введенного Гражданским кодексом Российской Федерации;