Имущественный вред

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Всесторонний анализ проблемы имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуг.
Цель работы предопределила следующие задачи:
- охарактеризовать понятие ответственности за причинение вреда и условия её возникновения;
- выявить нормативные акты, регулирующие отношения по возмещению вреда;
- охарактеризовать систему правовых способов возмещения вреда;
- рассмотреть понятие возмещения вреда, причиненного имуществу граждан;
- проанализировать понятие имущественного вреда, объем, характер и размер возмещения вреда;
- проанализировать понятие возмещение ущерба, причиненного имуществу граждан;
- охарактеризовать ответственность за вред, причиненный дефектным товаром.

Файлы: 1 файл

имущественный вред.docx

— 69.09 Кб (Скачать)

Исходя  из соображений, высказанных при  анализе требований к качеству работы, можно сформулировать критерии качества услуг, оказываемых гражданам, следующим образом: условия договора, обязательные требования государственных стандартов, обычно предъявляемые требования к соответствующим услугам с учетом предмета договора возмездного оказания услуг. Вместе с тем качество некоторых услуг определяется еще и такими понятиями, как "категория", "класс", "разряд" и т.п., отражающими уровень обслуживания. Соответствующие им требования могут быть зафиксированы в нормативных и иных документах или определяться обычаем. Учитывая большое разнообразие услуг, регулируемых упомянутым договором, основные потребительские требования к качеству этих услуг должны предусматриваться в договоре и в правилах оказания отдельных видов услуг, утверждаемых Правительством РФ. При этом следует иметь в виду, что действующая в России Государственная система стандартизации предусматривает возможность (которая реализуется на практике) установления требований к качеству услуг в государственных стандартах. Однако эти требования имеют различную юридическую силу. Определенные требования, главным образом по безопасности услуг, являются обязательными для всех исполнителей. Оказываемые услуги должны пройти обязательную сертификацию на соответствие требованиям по безопасности, без чего они не могут быть реализованы под страхом ответственности, предусмотренной Законом. Другие характеристики и нормы качества услуг, содержащие, в основном, потребительские показатели, носят рекомендательный характер и не имеют обязательной юридической силы. Соответственно требованиям к качеству услуг, определенных по указанным критериям качества, должны определяться их недостатки (ненадлежащее качество).

Определение существенного недостатка, данное в  Законе, может применяться к услугам с учетом предмета договора возмездного оказания услуг и других договоров об оказании услуг.

В принципе к услугам применимы все указанные  в Законе характеристики существенного недостатка. В зависимости от предмета договора к некоторым услугам применимы понятия явных и скрытых недостатков, например, при оказании некоторых медицинских услуг. При регулировании вопросов установления сроков службы, годности, гарантийных сроков Закон (ст. 5) предусматривает возможность их установления лишь на товары и работы (результат работы). Неприменимость этих понятий к услугам соответствует характеру предмета договора об оказании услуг, которые, как правило, оказываются либо непрерывно в течение длительного периода времени (например, услуги связи, услуги по обучению), либо, наоборот, в течение ограниченного времени, после чего их предоставление заканчивается (например, услуги аудиторские, туристические).

Кроме того, следует учитывать, что Законом  «О защите прав потребителей» усилена  ответственность исполнителей и  за недостатки, допущенные при выполнении работ и услуг (ст. 29): введено право потребителей требовать от исполнителей полного возмещения убытков, причиненных им в связи с недостатками произведенных работ (услуг); а такие последствия, как возможность потребителю предъявлять к исполнителю требования о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги), теперь могут сопровождаться одновременно и требованием об уменьшении их цены.

По  договору на выполнение научно-исследовательских  работ, опытно-конструкторских работ и технологических работ упущенная выгода возмещается лишь в случаях, предусмотренных договором. Убытки же, причиненные заказчику в связи с выполнением работ с недостатками, возмещаются в пределах стоимости этих работ, если договором не предусмотрено, что они подлежат возмещению в пределах общей стоимости работ по договору (ст. 777 ГК).

Согласно  п. 3 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей»  требования потребителя в связи с недостатками работы (услуги) могут быть предъявлены в случае их обнаружения при сдаче-приемке выполненной работы (услуги), в ходе ее выполнения, а также после ее окончания в установленные Законом сроки. В последнем случае речь идет только о так называемых скрытых недостатках, которые невозможно обнаружить при приемке работы (услуги). Нарушение этих сроков, т.е. обнаружение недостатков работы (услуги) после их истечения, означает утрату права на удовлетворение соответствующего требования.

Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ п.3 ст.29 Закона, определяющий сроки обнаружения недостатков работы (услуги), изложен в новой редакции, соответствующей правилам ст. 737 ГК. В этой редакции сохранены прежние этапы, на которых возможно обнаружение недостатков, но изменены сроки для обнаружения скрытых недостатков в тех случаях, когда гарантийный срок не установлен. Вместо шести месяцев (два года для недвижимости) этот срок определен как "разумный срок в пределах двух лет" со дня принятия выполненной работы (услуги), а для недвижимости – пять лет. В новой редакции п. 1 ст. 19 Закона для обнаружения недостатков товаров установлены такие же сроки, но предусмотрено, что они могут быть увеличены законом или договором.

В отношении работ и услуг такая оговорка не сделана.

В ГК установлены правила приемки  заказчиком результата работы, выполненной  по договору подряда. Этот порядок распространяется на отношения по договору бытового подряда и в принципе на договор  возмездного оказания услуг, поскольку нормы ГК об этих договорах, также как и Закона, не регулируют упомянутый порядок.

Статьей 720 ГК установлено, что заказчик обязан немедленно заявить подрядчику о недостатках работы, обнаруженных при приемке ее результата. Это заявление должно быть зафиксировано в специальном акте или другом документе, удостоверяющем приемку, путем указания конкретных недостатков или возможности последующего предъявления требований об их устранении. Если это не сделано, либо работа принята без проверки, заказчик не вправе ссылаться на недостатки. Их наличие не может также устанавливаться свидетельскими показаниями.

Изложенные  правила относятся, однако, лишь к  явным недостаткам, которые могли  быть обнаружены при обычном способе  приемки работы. Если после приемки работы обнаружены скрытые недостатки, т.е. которые не могли быть обнаружены при обычном способе приемки, то заказчик также обязан известить подрядчика об этом, но уже в разумный срок. При возникновении спора по поводу недостатков или их причин, по требованию любой стороны должна быть назначена экспертиза (в аналогичной ситуации при купле-продаже товара на продавца (изготовителя, третье лицо) возлагается обязанность провести экспертизу без каких либо требований).

Расходы на проведение экспертизы несет подрядчик. Однако он вправе потребовать от заказчика (когда экспертиза назначена по требованию заказчика) возмещения этих расходов, если экспертизой установлено отсутствие нарушений договора подрядчиком или причинной связи между его действиями и обнаруженными недостатками, т.е. отсутствие его вины. Если экспертиза назначена по соглашению сторон, расходы на ее проведение стороны несут поровну.

Когда исполнитель не установил на результат  работы (услуги) гарантийный срок, он несет ответственность за ее недостатки лишь в том случае, если потребитель докажет, что они возникли до принятия им работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. В том случае, когда гарантийный срок установлен, бремя доказывания причины возникновения недостатков возложено на исполнителя. Он должен доказать, что недостатки возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы. Если исполнитель этого не докажет, он несет ответственность за недостатки работы (услуги).

Пункт 5 ст. 29 Закона регулирует условия предъявления потребителем требований, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (5 лет для недвижимости) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух (пяти) лет. В этом случае потребитель вправе предъявить соответствующие требования, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Таким образом, в указанном случае вопрос решается аналогично случаю, когда гарантийный срок не установлен. В результате такой ситуации потребитель должен выбирать: приобретать ли ему товар (работу, услугу) с гарантией, которая может быть и менее двух (пяти) лет, либо с правом обнаружения недостатков в течение двух лет, согласно закону, но с обязанностью доказывания времени возникновения недостатков.

В случае обнаружения существенных недостатков  потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков при соблюдении следующих двух условий: существенный недостаток обнаружен по истечении двух (пяти) лет со дня принятия работы (услуги), но в пределах установленного срока службы или в течение десяти лет с этого момента, если срок службы не установлен; потребитель должен доказать, что существенный недостаток возник до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. В случае, если ремонт не произведен в течение 20 дней со дня предъявления требования или недостаток является неустранимым, потребитель вправе предъявить одно из требований, предусмотренных п. 6 ст. 29.

Размер  и порядок исчисления неустойки  за нарушение сроков устранения недостатков работы (услуги) идентичен ее размеру и порядку исчисления при нарушении сроков выполнения работы (услуги). В случае нарушения сроков устранения недостатков потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные Законом в случае обнаружения недостатков в работе (услуге), в установленные для соответствующих требований сроки и порядке.

В результате проведенного исследования можем сделать твердое  утверждение, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если на товар (результат работы) должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем  товара по выбору потерпевшего.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Возмещение вреда, причиненного гражданину.

 

Статья 1064 ГК РФ предусматривает  общие условия ответственности  за причинение вреда. Следовательно, для  возникновения всякого обязательства из причинения вреда требуется наличие названных в указанной статье условий. И только в случаях, установленных законом, должны приниматься во внимание некоторые иные условия.

К общим условиям относятся:

1) наступление вреда; 

2) противоправность поведения причинителя вреда;

3) причинная связь между  противоправным поведением и  вредом;

4) вина причинителя вреда.

Вред представляет собой  любое умаление (уменьшение) личного  или имущественного блага потерпевшего, охраняемого правом.

Вред, причиненный личности, может состоять в умалении чести  и достоинства потерпевшего либо в понижении его трудоспособности из-за болезни или увечья, присвоении определенным лицом авторства потерпевшего на изобретение и т.п.

Материальный вред – это нанесение имущественного ущерба, либо ущерба здоровью гражданина. Согласно действующему гражданскому законодательству возмещение материального вреда формулируется как компенсирование этого самого ущерба, нанесенного вследствие ряда причин – кража, пожар и иной форс-мажор, если затопили соседи, либо здоровью причинен ущерб вследствие какого-то происшествия и так далее.

Имущественный вред - это  вред, выраженный в денежной сумме. Вред, не выраженный в форме убытков, взысканию не подлежит. Следовательно, возмещению подлежат не всякие отрицательные последствия, а только те, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего. В случаях, установленных законом, может взыскиваться моральный вред.

Статья 1064 ГК РФ устанавливает  ответственность за вред, причиненный личности или ее имуществу, говорит не о разных вариантах вреда, а о различных видах благ, которым причиняется ущерб. Дело в том, что понятие вреда не может быть одним в отношении вреда, причиненного личности, а другим - в отношении вреда, причиненного имуществу. Таким образом, понятие вреда в любом случае является однозначным. Закрепляя правило об объеме, характере и размере возмещения вреда, законодатель имеет в виду возможность взыскания убытков, как в форме понесенных расходов, так и неполученных доходов. Согласно ст. 1083 ГК РФ суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином в зависимости от его имущественного положения. Следовательно, речь может идти только об уменьшении, но не о полном освобождении причинителя вреда от возмещения. В случае же, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно, суд не вправе уменьшить размер возмещения вреда.

Информация о работе Имущественный вред