Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель работы: Всесторонний анализ проблемы имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуг.
Цель работы предопределила следующие задачи:
- охарактеризовать понятие ответственности за причинение вреда и условия её возникновения;
- выявить нормативные акты, регулирующие отношения по возмещению вреда;
- охарактеризовать систему правовых способов возмещения вреда;
- рассмотреть понятие возмещения вреда, причиненного имуществу граждан;
- проанализировать понятие имущественного вреда, объем, характер и размер возмещения вреда;
- проанализировать понятие возмещение ущерба, причиненного имуществу граждан;
- охарактеризовать ответственность за вред, причиненный дефектным товаром.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование правового государства включает в себя сложный и достаточно длительный процесс утверждения законности и правопорядка, роста и совершенствования правосознания всех граждан Российской Федерации.
Правовое государство призвано развить как высшие социальные ценности общества в целом: демократию, гуманизм, справедливость, так и стать утилитарным инструментом, обеспечивающим реализацию организациями и гражданами своих прав, а также их защиту в случае нарушения.
Положение дел, складывающиеся с современной России, позволяет утверждать, что причинение вреда (ущерба) от различного рода посягательств – общераспространенный случай нарушения имущественных прав организаций и граждан. На сегодня в РФ проблема возмещения вреда становится всё более актуальной.
Все названные и другие обстоятельства дают повод для рассмотрения проблемы имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуг.
Цель работы: Всесторонний анализ проблемы имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуг.
Цель работы предопределила следующие задачи:
- охарактеризовать
понятие ответственности за
- выявить нормативные акты, регулирующие отношения по возмещению вреда;
- охарактеризовать
систему правовых способов
- рассмотреть
понятие возмещения вреда,
- проанализировать
понятие имущественного вреда,
объем, характер и размер
- проанализировать понятие возмещение ущерба, причиненного имуществу граждан;
- охарактеризовать ответственность за вред, причиненный дефектным товаром.
Объектом исследования является понятие имущественного вреда.
Предметом исследования является понятие имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ или услуг.
Структура работы предполагает введение, две главы и заключение.
Во введении обосновывается актуальность темы, отмечается ее недостаточная научная разработанность, формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования.
В главе первой «Ответственность за причинение вреда гражданину вследствие недостатков товара, работы или услуги» состоит из четырех параграфов, где рассматриваются следующие ключевые вопросы: условия возникновения ответственности за причинение вреда; недостаток товара, как его несоответствие заявленным требованиям; ненадлежащее качество товара; сущность гарантии на товар; видов услуг.
Вторая глава «Возмещение вреда, причиненного гражданину» состоит из трёх параграфов. В ней приводится анализ следующих категорий: понятие имущественного вреда и виды гражданско-правовой ответственности в зависимости от правовых оснований ее возникновения; способы возмещения вреда; моральный вред.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и предложения.
Глава 1. Ответственность за причинение вреда гражданину вследствие недостатков товара, работы или услуги.
Согласно ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества. Слова «без промедления» следует понимать как замену в такой короткий срок, который возможен при обстоятельствах конкретного случая. Этот срок исчисляется с момента получения уведомления (извещения) покупателя о недостатках товаров, направленного в соответствии со ст. 483 ГК РФ.
Право предъявить соответствующие требования, предусмотренные ст. 475 и 503 ГК РФ, предоставлено не только покупателю – стороне договора, но и получателю – третьему лицу, которому передан товар по указанию покупателя и которое, как правило, извещает о выявленных недостатках.1
Согласно ст. 476 продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Правило, предусмотренное п.1 ст.476 ГК РФ, соответствует общим положениям ГК о моменте перехода права собственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара. Поскольку недостатки товара выявлены после перехода к покупателю права собственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара, на нем лежит бремя доказывания того, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
Принципиально
иной подход применяется к товарам,
по которым продавцом
Недостаток определяется как несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству. В то же время критериями качества указаны договор, цель использования товара (обычная и указанная потребителем) и обязательные требования стандарта.
Наличие недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих критериев:
Необходимо также учитывать, что наряду с перечисленными в преамбуле Закона "О защите прав потребителей" документами в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами (ст.469,721 ГК РФ), и именно этим требованиям в первую очередь должно соответствовать качество товаров (работ, услуг);
Недостатки в зависимости от их характера подразделяются на явные и скрытые. Явные недостатки могут быть обнаружены при осмотре товара или же специальными методами, например, путем подключения к электросети. Скрытые недостатки проявляются лишь в процессе использования или хранения товара. Продавец обязан предупредить покупателя как о явных недостатках, так и о скрытых, если они ему известны. В некоторых случаях такая оговорка может явствовать из характера продажи (продажа товаров, бывших в употреблении, в специальных магазинах или отделах, продажа уцененных товаров, лоскутов ткани и т.д.).
Согласно ст.475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
Иные правовые последствия предусмотрены для существенных нарушений требований к качеству товара. На понятие "существенный недостаток" распространяются все характеристики, данные в понятии "недостаток". Это означает, что для признания недостатка существенным, прежде всего, необходимо наличие недостатка. При применении этого правила следует учитывать арбитражную практику, нашедшую, в частности, отражение в информационном письме ВАС РФ от 5 мая 1997 г.2
Наличие существенного недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих признаков:
При таких нарушениях покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать либо возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо замены товара на тот, который будет соответствовать договору, а если качество договором не определено – требованиям, предусмотренным п.2 ст.469 ГК.
Если предъявление предусмотренных п.п.1,2 ст.475 ГК требований не покрывает всех убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества, покупатель в соответствии со ст. 15 и 393 вправе потребовать от продавца возмещения убытков.
Данные
положения применяются также
к товарам ненадлежащего
ГК или другие законы могут устанавливать иные правовые последствия передачи товара ненадлежащего качества, чем предусмотренные ст.475. В этом случае к отношениям сторон будут применяться не ст.475, а нормы этих законов. Так, согласно ст.503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
Дополнительной защитой интересов покупателей по договору розничной купли-продажи служат правила, определяющие порядок возмещения разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества (ст. 504 ГК). При замене недоброкачественного товара не подлежит возмещению со стороны покупателя разница между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существующей на момент замены товара. Однако данное правило не применяется, если вместо недоброкачественного товара покупатель получает аналогичный товар, но иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам.
Покупатель при возврате продавцу товара ненадлежащего качества вправе во всех случаях требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования либо вынесения решения судом.
Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.