Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель работы: Всесторонний анализ проблемы имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуг.
Цель работы предопределила следующие задачи:
- охарактеризовать понятие ответственности за причинение вреда и условия её возникновения;
- выявить нормативные акты, регулирующие отношения по возмещению вреда;
- охарактеризовать систему правовых способов возмещения вреда;
- рассмотреть понятие возмещения вреда, причиненного имуществу граждан;
- проанализировать понятие имущественного вреда, объем, характер и размер возмещения вреда;
- проанализировать понятие возмещение ущерба, причиненного имуществу граждан;
- охарактеризовать ответственность за вред, причиненный дефектным товаром.
Правовые последствия, предусмотренные ст. 503, наступают, если покупатель обнаружил в приобретенном товаре недостатки, о которых не был предупрежден продавцом.
Из общего правила о замене недоброкачественного товара сделано исключение для технически сложного или дорогостоящего товара. Они заменяются только в случае существенного нарушения требований к качеству. Однако в соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации потребитель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи (в том числе технически сложного или дорогостоящего) независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к его качеству. Учитывая это, положение статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", предусматривающее возможность предъявления требований о расторжении договора в отношении технически сложных товаров только в случае выявления существенных недостатков, применяться не должно.3
Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ установлен срок устранения недостатков – незамедлительно. Таким образом, в Законе предусмотрены как бы два срока для устранения недостатков: 20-дневный для существенных недостатков и "незамедлительно" для простых недостатков. При этом Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что под понятием "незамедлительно" следует понимать минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.4
Предоставление на время ремонта в пользование потребителя аналогичного товара длительного пользования5 осуществляется лишь по его требованию. Федеральным законом № 212-ФЗ установлен 3-дневный срок для доставки указанного товара.
Если потребитель предъявил требование о замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар снят с производства либо его поставки прекращены вследствие действия непреодолимой силы, то обязательство продавца (изготовителя) в части замены прекращается в связи с невозможностью исполнения по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон договора не отвечает (ч. 1 ст. 416 ГК). В этом случае потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные ГК (п. 1 ст. 503) и Законом «О защите прав потребителей» (п. 1, 3 ст. 18). Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от замены товара, а также принятия всех необходимых мер для замены лежит на продавце (изготовителе). Если недостаток обнаружен в основном товаре, то замене подлежит товар в целом, т.е. со всеми составными частями и принадлежностями.
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (модели, артикула) перерасчет цены товара не производится.
При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.
При расторжении договора
купли-продажи потребитель
Потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора купли – продажи возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.
Кроме того, покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При возврате денег продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования, потери им товарного вида или др. подобных обстоятельств, т.е. покупателю должна быть возвращена цена такого же (нового) товара с перерасчетом в соответствии со ст. 504.
Для товаров, свойства которых не позволяют устранить недостатки (продукты питания, лекарства, изделия бытовой химии и т.п.), п.2 ст.503 ГК РФ предусматривает специальные правила. Покупатель по своему выбору может потребовать их замены на доброкачественный товар либо соразмерного уменьшения цены, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы.
Если в результате удовлетворения требований покупателя покрыты не все причиненные ему убытки, то он вправе на основании ст. 393 ГК требовать их возмещения продавцом в полном объеме.
Последствия, предусмотренные ст. 503, наступают в случае, если недостатки товара были обнаружены покупателем в течение сроков, определяемых в соответствии со ст. 477, и он известил продавца о них в порядке, предусмотренном ст. 483. Так как Закон о защите прав потребителей устанавливает иные сроки, чем предусмотренные п. 2 ст. 477, то в соответствии с п. 1 этой статьи должны применяться сроки, указанные в Законе. Правила продажи отдельных видов товаров содержат нормы, конкретизирующие общие положения о договоре купли – продажи в части порядка исчисления сроков, предоставляемых покупателю для обнаружения недостатков в приобретенном товаре. В частности, в соответствии с п. 30 Правил покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара (ст. 503 ГК), если указанные недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Гарантийный срок товара исчисляется со дня продажи товара покупателю. Если день продажи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Если товар нуждается в сборке или специальной установке (подключении), гарантийный срок исчисляется со дня его сборки или установки (подключения). Если день сборки или установки (подключения) установить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора.
Для сезонных товаров (одежда, меховые товары, обувь и др.) гарантийный срок исчисляется с момента начала соответствующего сезона, срок наступления которого определяется уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения покупателей.
В случаях, когда гарантийный срок установлен менее шести месяцев и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, имевшимся до этого момента.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором, а в отношении недвижимости – в течение двух лет.
Учитывая, что к данным правоотношениям наряду с ГК применяется также Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", следует отметить, что потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов по их устранению либо о замене товара не только продавцу, но и изготовителю товара или организации, специально созданной изготовителем для этих целей (ст. 17 Закона).
Кроме того, законодательно установлена обязанность продавца (изготовителя) или организации, выполняющей их функции, произвести экспертизу товара за свой счет; потребитель же стал вправе оспорить ее заключение в судебном порядке. Если же экспертизой будет установлено, что недостаток товара возник по вине потребителя, третьих лиц или непреодолимой силы после его (товара) передачи покупателю, он обязан возместить расходы продавца или изготовителя, связанные с экспертизой.6
Сущность понятия "работа" определена ст. 702 ГК, дающей описание договора подряда: у "работы", в отличие от услуги, имеется конечный результат, выраженный в материальной форме, который можно сдать (передать) заказчику. Ст. 703 ГК уточняет характер работ, выполняемых по договору подряда: изготовление или переработка (обработка) вещи либо другая работа с передачей ее результата заказчику.
В связи
с отсутствием в ранее
Согласно упомянутому ГОСТу материальная услуга (т.е. "работа" по ГК) обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к "работе" могут быть отнесены бытовые работы, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, транспорта и др.
На основании ст.723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
Таким образом, ст. 723 ГК при некачественном выполнении работы наделяет заказчика правом ряда альтернативных требований к подрядчику, применение которых зависит от выбора заказчика. Такие альтернативные права заказчика и порядок их применения определены, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, более полно.
В случае неустранения подрядчиком недостатков работ в разумный срок или существенного и неустранимого характера таких недостатков заказчик в силу п. 3 вправе отказаться от договора и требовать возмещения убытков. Существенные недостатки есть случай существенного нарушения договора, признаки которого названы в п. 2 ст. 450 ГК.
ГК дает перечень некоторых видов услуг, регулируемых гл. 39: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, по обучению, туристическому обслуживанию. Перечень этот не является исчерпывающим, поэтому правила гл. 39 ГК могут применяться и к другим услугам, за исключением тех, которые перечислены в самом ГК (п. 2 ст. 779): подряд (в том числе бытовой, строительный и др.); выполнение научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ; перевозка; транспортная экспедиция; банковский вклад; банковский счет; расчеты; хранение; поручение; комиссия; доверительное управление имуществом. Таким образом, договором возмездного оказания услуг регулируются все услуги, за исключением услуг, имеющих специальное правовое регулирование в ГК. Перечень этих услуг является исчерпывающим.
При решении вопроса о том, подпадает ли данная услуга, оказанная гражданину, под действие Закона «О защите прав потребителей», характер правового регулирования (вид договора) значения не имеет. Определяющим является оказание услуги исключительно для личных (бытовых и других) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Поэтому под действие Закона подпадают находящиеся в разных перечнях услуги, регулируемые различными договорами, такие, например, как медицинские и перевозка пассажиров (багажа), туристические, хранение и т.д.
В связи с установлением в ГК специального договора возмездного оказания услуг, содержание которого состоит в совершении определенных действий или осуществлении определенной деятельности, возникает вопрос о возможности и характере применения к этим отношениям таких понятий и норм, как ненадлежащее качество услуги, срок службы, гарантийный срок, срок годности, явные и скрытые недостатки, существенные недостатки, о сроках их обнаружения и устранения, о сроках исковой давности по спорам, вытекающим из этих договоров, и т.п.
Качество услуги по договору о возмездном оказании услуг ГК специально не регулируется, также как и качество работы, выполняемой по договору бытового подряда. В соответствии с п. 2 ст. 702, п. 3 ст. 730 и ст. 783 ГК качество услуги, оказываемой потребителю, должно регулироваться в соответствии со ст. 721 ГК (качество работы), Законом о защите прав потребителей и иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним.