Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:16, реферат
Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах, объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Отражению в законе прав на использование произведения предшествовало длительное
Вне авторского
договора реализуется право на вознаграждение
и тех авторов, которые передают
свои полномочия организациям, управляющим
имущественными правами на коллективной
основе. В соответствии с прямым
указанием п. 2 ст. 45 Закона РФ "Об
авторском праве и смежных
правах" договоры, заключаемые авторами
с такими организациями, не являются
авторскими и на них не распространяются
положения ст. 30—34 указанного Закона.
Организации, управляющие имущественными
правами на коллективной основе, сами
согласовывают с пользователями
размер вознаграждения, осуществляют
его сбор и распределяют между
представляемыми ими
Особый случай выплаты авторского вознаграждения предусматривает ст. 26 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", посвященная воспроизведению аудиовизуальных произведений и звукозаписей в личных целях. Распространение современной звуко- и видеозаписывающей аппаратуры создало широкие возможности для простого и дешевого воспроизведения выпущенных в свет произведений. В условиях, когда определить масштабы фактического использования таких произведений практически невозможно, Россия, как и многие другие страны, ввела в свое законодательство правила, разрешающие воспроизведение аудиовизуальных произведений и звукозаписей в личных целях, но с обязательной выплатой вознаграждения авторам, исполнителям и производителям фонограмм. Поскольку же какой-либо индивидуальный контроль за использованием произведений невозможен, установлено, что вознаграждение за воспроизведение в указанных выше целях выплачивается изготовителями и импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофонов, иного оборудования) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленок и кассет, лазерных дисков, компакт-дисков, иных материальных носителей), используемых для такого воспроизведения. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашениями между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, — специально уполномоченным органом РФ. В свою очередь, изготовители оборудования и материальных носителей включают выплаченное ими вознаграждение в себестоимость выпускаемой ими продукции, что означает повышение ее цены для конкретных потребителей. Если оборудование и материальные носители являются предметом экспорта или не предназначены для использования в домашних условиях (профессиональное оборудование), их изготовители обязанностей по выплате вознаграждения не несут.
Сбор и распределение
рассматриваемого вознаграждения должны
осуществляться одной из организаций,
управляющих имущественными правами
авторов, производителей фонограмм
и исполнителей на коллективной основе
в соответствии с соглашением
между ними. Если этим соглашением
не предусмотрено иное, указанное
вознаграждение распределяется в следующей
пропорции: 40% — авторам, 30% — исполнителям,
30% — производителям фонограмм. Следует
заметить, что предусмотренный Законом
механизм сбора и распределения
данного вида вознаграждения только
сейчас запускается в действие. Более
чем пятилетняя задержка объясняется
организационной
Наконец, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" предусматривает выплату автору музыкального произведения (с текстом или без текста) специального вознаграждения за публичное исполнение его произведения при публичном исполнении аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 13). Речь идет об особом праве композитора, отличном от тех прав, которые он приобретает как один из соавторов аудиовизуального произведения. Впрочем, рассматриваемым правом обладают авторы любых музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальных произведениях, а не только тех, которые специально созданы для последних. Данное право появилось в российском законодательстве лишь с принятием Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" и на первых порах эта новелла столкнулась с непониманием как пользователей аудиовизуальных произведений, так и судебных органов. Показательно в этом отношении дело композитора Т. Когана, автора музыки к кинофильму "Ширли-мырли". Спор возник из-за того, что ни один из кинотеатров С.-Петербурга, в которых демонстрировался фильм, а также другие организации, причастные к его прокату (кинокомбинат "Мосфильм", ГП "Петербург-кино"), не пожелали приобрести у РАО лицензию на публичное исполнение музыкального произведения или вступить в прямые договорные отношения с самим композитором. Северо-Западное отделение РАО в интересах композитора предъявило иски к ряду кинотеатров о взыскании авторского вознаграждения и (или) выплате денежной компенсации. Дела рассматривались несколькими районными судами С.-Петербурга, которые по разным основаниям (в частности, со ссылками на отсутствие у композитора подобного права, неисключительный характер данного права, переход всех прав композитора к изготовителю аудиовизуального произведения и т.п.) отказали в исках. Городской суд г. С.-Петербурга первоначально занял ту же позицию, однако после вмешательства прокуратуры, наконец, удовлетворил абсолютно бесспорное требование композитора1.
Как представляется,
столь затянувшийся конфликт возник
из-за непонимания и пользователями
аудиовизуальных произведений, и
судьями причин того, почему за автором
музыки, которая использована в аудиовизуальном
произведении, признано право на получение
какого-то дополнительного
На наш взгляд, в настоящее время достаточных объективных предпосылок для сохранения в законодательстве исследуемого права композиторов не имеется. Однако с учетом того, что подобным правом композиторы пользуются во всех развитых странах, его закрепление в российском законодательстве следует признать оправданным. Во всяком случае, как бы ни относиться к данному праву, с ним необходимо считаться и, в частности, учитывать его при построении договорных отношений в сфере проката кинофильмов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассматриваемое право композиторов действует лишь в отношении публичного исполнения аудиовизуальных произведений и не распространяется на другие способы их использования. Данный вывод, который разделяется Э.П. Гавриловым1, находится в причинной связи с происхождением данного права и подтверждается буквальным текстом п. 3 ст. 13 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Поэтому встречающиеся на практике попытки придать этому праву более широкое значение, в частности распространить его действие на передачу аудиовизуального произведения в эфир, на наш взгляд, не основаны на законе. Примером подобного подхода служит следующее дело.
В 1994 г. по каналу ВГТРК "Российские университеты" были показаны кинофильмы "Поцелуй", "Два гусара" (2 серии), "Волны Черного моря" (8 серий), в которых использована музыка композитора X. Российское авторское общество, членом которого является X., обратилось к ВГТРК с претензией об уплате компенсации за бездоговорную передачу музыки X. в эфир, опираясь на п. 3 ст. 13 и п. 5 ст. 49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Поскольку претензия была отклонена, РАО предъявило иск в суд. Последний признал требования РАО обоснованными и взыскал с ВГТРК компенсацию в размере 20 млн. руб.1
Принимая данное решение, суд допустил явное смешение различных способов использования музыки, включенной в аудиовизуальное произведение, а именно публичного исполнения и передачи в эфир, чем искусственно расширил объем принадлежащего композиторам права по сравнению с тем, как он определен Законом.
К имущественным
правам, прямо не названным в Законе
РФ "Об авторском праве и смежных
правах", но вытекающим из него, могут
быть отнесены все права, связанные
с использованием авторских произведений
в тех формах и теми способами,
которые в Законе не перечислены.
Примером может служить такое
доведение произведения до сведения
публики с помощью специальных
технических средств, которое в
строгом смысле не подпадает ни под
передачу в эфир, ни под сообщение
для всеобщего сведения по кабелю.
Например, нередко в поездах, самолетах,
гостиницах и т. д. посредством внутренних
акустических и видеосистем для
пассажиров и проживающих передаются
специально подготовленные программы.
Вне всякого сомнения, в данном
случае имеет место дополнительное
использование произведения, поскольку
оно сообщается новой аудитории.
Такого рода использование охраняемых
законом произведений может происходить
только с согласия авторов и с
выплатой им дополнительного
В качестве примера
способа использования
1 СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.
2 См., напр.: Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 15 апреля 1985 г. № 48// Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1985. № 9. С. 13-18.
1 См., напр.: Антимонов Б. С., Флейшиц Е.А. Авторское право. С. 125—126; Камышев В. Г. Права авторов литературных произведений. М., 1972. С. 40; Никитина М. И. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства. С. 78; Савельева И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. С. 93; и др.
2 См., напр.: Грингольц И. А. Права авторов сценического произведения в СССР: Автореф. канд. дис. М., 1953. С. 7; Никитина М. И. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства. С. 81.
3 Дозорцев В.А. Природа вознаграждения за изобретательское предложение// Учен. зап. Всесоюзн. научно-исслед. ин-та советск. законодат. Вып. 14.1968. С. 160.
4 Дозорцев В. А. Авторское право на новый уровень// Проблемы совершенствования советского законодательства. Вып. 29. М., 1984. С. 164.
1 Никитина М. И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. С. 75—76.
2 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. № 2. С. 12.
1 Гаврилов Э. П.: 1) Новеллы в авторском праве // Советская юстиция. 1993. № 17. С. 12; 2) Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 1996. С. 77-78.
1 См., напр., ст. 8 Патентного закона РФ, ст. 7 Закона РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем".
1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 13.
1 СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6016.
1 Архив Северо-Западного отделения РАО за 1998 г.
1 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М, 1996. С. 70-71.
1 Силонов И. ВГТРК, ты не права! // Интеллектуальная собственность. 1998. № 2. С. 58.