Имущественные права авторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:16, реферат

Краткое описание

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах, объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Отражению в законе прав на использование произведения предшествовало длительное

Файлы: 1 файл

Великанов.docx

— 63.16 Кб (Скачать)

3. Право на  распространение и право на  импорт

Самостоятельным способом использования произведения является его распространение. Под  распространением, понятие которого в ранее действовавшем законодательстве не раскрывалось, большинство российских ученых понимало запуск в гражданский оборот тех материальных носителей произведения, которые размножены на основе принадлежащего автору права на воспроизведение1. В таком понимании право на распространение действовало только в отношении произведений, зафиксированных на материальных носителях. По мнению Э. П. Гаврилова, объектом распространения могли быть не только размноженные копии произведения, но и сам его оригинал, что, однако, Э. П. Гаврилов подтверждал ссылкой не на российское законодательство, а на законодательство тех стран, которым было известно так называемое право следования2. Однако поскольку российское законодательство такого права не предусматривало, едва ли было можно говорить о распространении единичного материального носителя произведения. Наконец, некоторые специалисты включали в понятие распространения и такие способы использования произведений, которые вообще не связаны с воспроизведением их материальных носителей, например публичное исполнение3 или публичный показ произведения изобразительного искусства4, что явно не согласовывалось с законодательством.

Закон РФ "Об авторских и смежных правах" определяет рассматриваемое право  очень скупо, указывая лишь на то, что  автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т. д. (п. 2 ст. 16). Но опираясь даже на эту формулировку, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе. Это следует хотя бы из того, что продать и сдать в прокат можно лишь сам материальный носитель, на котором зафиксировано произведение, а не само произведение как таковое. Поэтому публичное исполнение, публичный показ, передача в эфир и иные аналогичные способы использования произведения распространением не являются.

Далее, распространение  предполагает наличие копий произведения, которые и пускаются в гражданский  оборот. В самом деле, в законе говорится о продаже, сдаче в  прокат и т. п. экземпляров произведения, т. е. копий, изготовленных в любой  материальной форме. Если произведение не размножено, а существует только в оригинале, оно не может быть распространено. Поэтому даже после закрепления в российском авторском законодательстве права следования (ст. 17 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах") нельзя согласиться с тем, что объектом распространения может быть сам уникальный материальный носитель произведения.

Наконец, право  на распространение закон не связывает  с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумные потребности публики. Распространением будут признаны продажа, сдача в  прокат или введение в гражданский  оборот иным способом ограниченного  числа копий произведения. Этим оно  отличается от опубликования произведения, сущность которого рассматривалась  выше. Например, при рассылке автореферата диссертации происходит распространение  произведения, однако это не считается  опубликованием.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат (внаем) — это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Однако получение платы за передачу копии произведения в собственность или во временное пользование не является обязательным признаком распространения. Экземпляры произведения могут передаваться третьим лицам и бесплатно. Типичным примером такого распространения является деятельность библиотек.

Новый Закон  подчеркивает, что если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается  их дальнейшее распространение без  согласия автора и без выплаты  авторского вознаграждения (п. 3 ст. 16). Иными словами, согласие автора требуется  лишь на первую продажу экземпляров  произведения; в последующем же они  циркулируют в гражданском обороте  свободно, не нарушая авторских прав. Данное правило выражает широко известный принцип, который в патентном праве именуется принципом исчерпания прав. Собственник экземпляра произведения может свободно продать его, обменять, подарить, передать во временное безвозмездное пользование и т. п. Однако закон запрещает ему без согласия автора распространять произведение путем сдачи его в прокат, так как данное право по прямому указанию закона сохраняется за автором, независимо от права собственности на экземпляры произведения.

Право на распространение тесно связано с правом на воспроизведение, поскольку распространяться может лишь то, что предварительно воспроизведено, а воспроизведение обычно осуществляется в целях распространения. В тех случаях, когда автор предоставляет кому-либо право на воспроизведение своего труда, предполагается, что он разрешает и распространение произведения. Однако, несмотря на близость и взаимозависимость рассматриваемых правомочий, каждое из них выступает как самостоятельный способ использования произведения. Правомочия по воспроизведению и распространению могут принадлежать разным лицам, осуществляться независимо друг от друга по месту и времени и нарушаться самостоятельно.

Необходимость четкого разграничения указанных  правомочий наглядно видна из следующего примера. Переводчицей были переведены на русский язык два произведения югославского писателя. Эти переводы были изданы в СССР, один в 1964 г., второй в 1968 г., за что переводчица получила вознаграждение. Затем в 1976 г. по заказу советского объединения "Союзкнига" эти произведения в том же переводе были изданы одним из югославских издательств, завезены в СССР и реализованы "Союзкнигой". Вначале переводчица обратилась к югославскому издательству с просьбой выплатить ей вознаграждение, на что последнее ответило, что переводчица не является гражданкой Югославии и ее переводы впервые были опубликованы за пределами Югославии. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. также не распространяется на данные произведения, поскольку они были опубликованы до 27 мая 1973 г., т.е. до даты, когда СССР присоединился к данной Конвенции. Тогда переводчица обратилась с иском к "Союзкниге", который был судом удовлетворен. Вынося такое решение, суд совершенно справедливо исходил из того, что "Союз-книгой" нарушено принадлежащее автору исключительное право на распространение произведения1.

Наряду с  правом на распространение Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт). В данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для специального выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав. Речь идет, разумеется, лишь о произведениях, зафиксированных на материальных носителях и воспроизведенных хотя бы в нескольких копиях.

Рассматриваемое право неразрывно связано с правом на распространение и в известной  мере является его детализацией. Право  контроля за импортом экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение своего права на распространение уже на стадии подготовки нарушения. Если же ввоз экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт. Например, он не может воспрепятствовать ввозу на территорию, на которой его авторские права на произведение пользуются правовой охраной, экземпляров, изготовленных вне этой территории, если целью ввоза являются участие в выставке, удовлетворение личных потребностей и т. п.  

1 См., напр.: Дозорцев В. А. Авторские правомочия. С. 127 и др.

2 Гаврилов Э. П. Советское авторское право. С. 155.

3 Гордон М. В. Советское авторское право. С. 80; Никитина М. Т. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. С. 71—72.

4 Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Авторское право. С. 106.

1 Советская юстиция. 1978. № 17. С. 9-10.

4. Право на  публичный показ и право на  публичное исполнение

К числу имущественных  прав авторов Закон РФ "Об авторском  праве и смежных правах" относит  право на публичный показ и  право на публичное исполнение. Первое из них реализуется в основном в отношении произведений изобразительного искусства, а второе — в отношении  музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений. В ранее действовавшем  законодательстве (ГК РСФСР 1964 г.) они  особо не выделялись, однако, безусловно, признавались за авторами. При этом право на публичный показ касалось лишь ранее не опубликованных произведений, и оба эти права связывались  с непосредственным, "живым" восприятием  произведений зрителями и слушателями.

В новом авторском  законодательстве содержание рассматриваемых  прав несколько изменилось. Под  показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности. Исполнением произведения признано его представление посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Как видим, основное различие между показом произведения и его исполнением состоит в том, что если в первом случае произведение или какая-то его часть просто демонстрируются публике, без совершения автором или иным лицом каких-либо активных действий, то во втором случае произведение доводится до зрителей и (или) слушателей путем активных действий, выражающихся в игре, пении, танце и т. п. Иными словами, при показе произведения осуществляется прямой контакт произведения со зрителем, при исполнении же данный контакт опосредуется деятельностью исполнителя.

В качестве иных различий рассматриваемых прав можно  указать на следующее. Право на публичный показ может быть осуществлено лишь в отношении произведений, зафиксированных на каком-либо материальном носителе; исполняться же могут и такие произведения, которые выражены лишь в устной форме. Не совпадают и способы восприятия публикой публично демонстрируемых и исполняемых произведений. Если публичный показ предполагает только зрительное восприятие произведения, то публичное исполнение в зависимости от вида произведения может восприниматься как зрительно, так и на слух. В остальном признаки рассматриваемых прав совпадают, в связи с чем их дальнейший анализ будет вестись совместно.

Закрепляя за авторами право на публичный показ и  право на публичное исполнение, российское авторское законодательство не связывает эти права с первым доведением произведения до сведения публики. Указанные права могут реализовываться как в отношении еще не обнародованных произведений, так и в отношении произведений, которые уже обнародованы, в том числе опубликованы. Иными словами, права на публичный показ и публичное исполнение могут быть осуществлены автором в любое время, а также повторно.

Далее, в соответствии с действующим законодательством  публичный показ и публичное исполнение не предполагают обязательного непосредственного, -"живого" контакта публики с произведением. Показ и публичное исполнение могут опосредоваться техническими средствами, с помощью которых расширяется зрительская аудитория. Благодаря этим техническим средствам публика может находиться не только в том месте, в котором произведение непосредственно демонстрируется или исполняется, но и за его пределами. Важно лишь, чтобы произведение воспринималось публикой одновременно с его сообщением. Примером служит прямая трансляция концерта на экране, установленном вне места его проведения.

Наконец, для  обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности. Публичный  показ и публичное исполнение имеют место лишь тогда, когда  показ или исполнение осуществляются в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих  к обычному кругу семьи. Демонстрация произведения перед специалистами  или его исполнение для избранного круга близких друзей не образуют публичного показа и публичного исполнения и соответственно не влекут предусмотренных  законом правовых последствий.

5. Право на  передачу в эфир и право  на сообщения 
для всеобщего сведения по кабелю

Информация о работе Имущественные права авторов