Имущественные права авторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:16, реферат

Краткое описание

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах, объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Отражению в законе прав на использование произведения предшествовало длительное

Файлы: 1 файл

Великанов.docx

— 63.16 Кб (Скачать)

§ 3. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ  ПРАВА АВТОРОВ

1. Общие положения

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что  автор не только решает вопрос об обнародовании  произведения, но и определяет, с  какого момента, в каких формах, объеме и пределах будет открыт доступ к  произведению для неопределенного  круга лиц. Отражению в законе прав на использование произведения предшествовало длительное обсуждение специалистами вопроса о круге  и характере авторских правомочий, связанных с обеспечением фактического доступа к произведению его пользователей. Многие ученые, основываясь на правилах, закрепленных ранее действовавшим  законодательством, полагали, что любые  способы использования произведения так или иначе охватываются одним из названных в законе правомочий автора по опубликованию, воспроизведению и распространению произведения. С точки зрения других специалистов, подведение под указанные правомочия все новых способов использования произведений, появляющихся вместе с развитием научно-технического прогресса, является явной натяжкой. Достаточно бессмысленно идти и по пути расширения круга авторских правомочий, закрепляя за авторами все новые возможности использования произведений. Более плодотворным, с этой точки зрения, было бы закрепление за авторами общего права на распоряжение (использование) произведением1, что и нашло отражение в ст. 135 Основ гражданского законодательства 1991 г. В Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" эта идея, однако, подверглась известной трансформации, в результате чего в нем говорится не о едином праве, а о совокупности прав на использование произведения, что, в принципе, не меняет сути дела.

Право на использование  произведения есть не что иное, как возможность  автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением  третьим лицам  доступа к произведению и с его использованием. Открывая третьим лицам доступ к произведению, автор определяет и те способы, с помощью которых его произведение будет использовано. При этом произведение может быть использовано как в своей первоначальной, так и в измененной форме (например, в переводе или в переработанном виде), с воспроизведением той материальной формы, с которой связано произведение (например, переиздание книги), или без такового воспроизведения (например, публичное исполнение)1 и т. д.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ "Об авторском  праве и смежных правах" исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или  разрешать осуществлять следующие  действия:

  • воспроизводить произведение;
  • распространять экземпляры произведения любым способом;
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения;
  • публично показывать произведение;
  • публично исполнять произведение;
  • сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир;
  • сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств;
  • переводить произведение;
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.

Исключительные  права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и  садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких  проектов.

Перечень конкретных авторских правомочий, конкретизирующий принадлежащие автору исключительные права на использование произведения, охватывает собой лишь типичные случаи использования произведений и, как уже отмечалось, не носит исчерпывающего характера. Любые другие способы использования произведений, как существующие ныне, так и те, которые могут появиться в дальнейшем, должны применяться лишь с согласия автора или его правопреемников.

Права на использование произведения могут осуществляться как самим автором, так и другими лицами, которым автор разрешает использовать произведение. Чаще всего, особенно если избранный способ использования произведения требует особых технических средств, авторы передают соответствующие права специализированным организациям (издательствам, киностудиям, театрам и т. д.), заключая с ними авторские договоры. Права на использование произведения носят в основном имущественный характер, хотя в них также присутствуют личные элементы. После смерти автора данные права переходят к наследникам, по усмотрению которых осуществляется допуск к произведению всех остальных лиц. Использование коллективных произведений осуществляется по взаимному согласию соавторов. При невозможности достижения согласия вопрос решается судом по иску любого из соавторов. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Обратимся к  анализу основных авторских правомочий по использованию произведений.  

1 Гаврилов Э. П. Содержание субъективного авторского права // Советское государство и право. 1977. № 8. С. 134; Дозорцев В.А. Авторские правомочия// Проблемы современного авторского права / Отв. ред. М. М. Богуславский, О. А. Красавчиков. Свердловск, 1980. С. 129.

1 Подробнее об этом см.: Гаврилов Э. П. Советское авторское право. С. 136—137,153 и др.

2. Право на  воспроизведение и право доступа

Возможность воспроизведения  творческого результата, достигнутого создателем произведения, имеющаяся  у других лиц, послужила одной  из главных причин возникновения  авторского права. Закрепление за автором  права на воспроизведение является и сейчас важнейшей основой авторского права. Право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами. Долгое время в российской юридической литературе продолжался спор о том, ограничивается ли воспроизведение размножением материальных носителей, в которых произведение выражено, или оно связано с любым повторным доведением произведения до сведения неопределенного круга лиц. В Основах гражданского законодательства 1991 г. данный спор был однозначно решен в пользу широкого понимания воспроизведения, которое согласно ст. 135 могло осуществляться любым способом — в печати, путем публичного исполнения, передачи в эфир, в видео- и звукозаписи, по кабельному телевидению, с помощью спутников и иных технических средств.

С принятием  Закона РФ "Об авторском праве  и смежных правах" понятие воспроизведения  существенно изменилось и свелось  лишь к изготовлению одного или более  экземпляров произведения или его  части в любой материальной форме. Публичное исполнение, передача в  эфир и иные способы использования  произведения, не связанные с его  повторной фиксацией на материальном носителе, рассматриваются Законом  в качестве особых правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения.

Право на воспроизведение чаще всего реализуется одновременно с правом на опубликование, однако происходит это отнюдь не всегда. Воспроизведением в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме, независимо от того, где и когда они будут выпущены в обращение и произойдет ли это вообще. Кроме того, для воспроизведения не требуется изготовления такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы, разумные потребности публики. Им будет считаться изготовление нескольких или даже одной копии произведения.

Конкретные способы  воспроизведения действующее законодательство не перечисляет, в чем, собственно, и нет необходимости, так как им признается любая повторная фиксация произведения на материальном носителе. В ст. 4 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" лишь специально подчеркивается, что воспроизведением, среди прочего, является изготовление экземпляров произведения в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения, а также указывается, что запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением.

Воспроизведением  будет являться не только придание произведению той же объективной  формы, в которой оно было первоначально  выражено, что имеет место, например, при переиздании произведения, но и воплощение произведения в иную объективную форму. Так, например, если музыкальное произведение было первоначально  обнародовано в виде нотного издания, то его запись на магнитную пленку или грампластинку должна рассматриваться  как его воспроизведение.

Особым видом  воспроизведения признается репродуцирование, т. е. факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Выделение в законе данного вида репрографического воспроизведения обусловлено тем, что современные технические средства позволяют заинтересованным лицам быстро и относительно недорого получать такие копии произведения, которые по своему качеству не уступают оригиналу или даже превосходят его. Поэтому в ряде норм Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" специально оговариваются условия и пределы репродуцирования произведений третьими лицами. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение копий произведения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме.

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, неразрывно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. Ранее данное право в российском авторском законодательстве специально не выделялось, но в принципе следовало из него. Переход картины или скульптуры в собственность заказчика или другого лица не означал передачи им авторских прав на произведение, которые сохранялись за автором (ст. 513 ГК РСФСР 1964 г.). В частности, автор мог воспроизводить свое произведение в копиях, для чего имел право добиваться от собственника предоставления ему возможности для этого. Прямое решение данного вопроса в законодательстве необходимо только приветствовать.

Закон не определяет, носит ли право доступа имущественный или личный характер. Э.П. Гаврилов относит данное право к личным правам авторов произведений изобразительного искусства, мотивируя данный вывод тем, что в противном случае оно было бы перечислено среди имущественных прав авторов в п. 2 ст. 16 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"1. С этим трудно согласиться хотя бы потому, что право доступа предоставляется авторам произведений изобразительного искусства с вполне конкретной целью, а именно для обеспечения возможности воспроизведения произведения, т.е. для реализации имущественного права. Отсутствие же указания на это право в п. 2 ст. 16 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" объясняется тем, что, как уже отмечалось, перечень закрепленных в Законе имущественных прав авторов не носит исчерпывающего характера. Сказанное, однако, не означает, что в рассматриваемом праве отсутствуют личные элементы. Напротив, они выражены в нем достаточно явно, проявляясь, в частности, в невозможности перехода данного права к правопреемникам, включая и наследников. Это еще раз подтверждает условность подразделения субъективных авторских прав на личные и имущественные.

Закон не определяет условий осуществления и пределов рассматриваемого права, кроме единственного  указания на то, что от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Как представляется, при реализации автором права  доступа в одинаковой мере должны быть гарантированы как интересы собственника произведения, так и  интересы автора. В частности, собственник, безусловно, должен терпеть те дополнительные неудобства, которые могут возникнуть в сфере его прав в связи  с осуществлением права на доступ. Однако эти неудобства должны быть сведены к возможному минимуму и  носить оправданный характер. Если при приобретении произведения не было специально оговорено иное, собственник  сам решает вопрос, в каком месте и в какое время автору обеспечивается доступ к произведению. В любом случае собственник может требовать от автора гарантий обеспечения сохранности произведения. В свою очередь, автору должна быть предоставлена реальная возможность для воспроизведения результата его творческой деятельности. Ни собственник, ни автор не должны злоупотреблять своими правами и осуществлять их в противоречии с их назначением.  

1 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М. 1996. С. 80,99-100.

Информация о работе Имущественные права авторов