Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:56, курсовая работа
Целью исследования является изучение круга вопросов, связанных со становлением и развитием гражданского общества.
Реализация данной цели базировалась на решении следующих задач:
1) изучить понятие гражданского общества и особенности его формирования в мире;
2) проанализировать возникновение и основные этапы развития российского гражданского общества;
3) рассмотреть перспективы развития гражданского общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В МИРЕ 6
1.1. Понятие гражданского общества 6
1.2. Предпосылки возникновения гражданского общества 7
1.3. История формирования гражданского общества в мире 10
2. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ 16
2.1. Дореволюционный этап становления гражданского общества в России 16
2.2. Модель гражданского общества в СССР 21
2.3. Условия становления гражданского общества в современной России 24
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36
- не обеспечивается
равенство граждан и
- нарушаются
избирательные права граждан,
в частности, через
- политические
партии до сих пор не получили
доступа к власти и победа
какой-либо из них на выборах
не означает возможность
- оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения.
- ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
- свобода
предпринимательства только
- сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;
- не соблюдаются
гарантии местного
Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. Как констатирует Т.Ворожейкина, «в целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений».15
Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:
- признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;
- создание
многочисленных организаций,
- деятельность
средств массовой информации
в условиях свободы и
- финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;
- создание
упрощенной законодательной
- предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);
- реализация
принципа субсидиарности, то есть
передачи права принятия
Среди трудностей
становления гражданского общества
российскими исследователями
Политические культуры соседних стран нередко оказывают серьезное влияние друг на друга. Распространенный в Европе индивидуализм начинает оказывать влияние на коллективистский характер российского миропонимания. В данном контексте представляется возможной трансформация представлений о гражданском обществе, без которого невозможно эффективное решение жизненных проблем и которое является коллективной формой объединения граждан на принципиально новом, более высоком уровне.
Советский
коллективизм ограничивал свободу
человека рамками тех задач, которые
решал коллектив. Он нивелировал
членов коллектива, сдерживал инициативу
и творчество человека, создавая не
личностей, а индивидов. Из коллектива
нельзя было выйти, из него можно было
только быть изгнанным, т.е. стать изгоем.
Российский философ Ф.А.Степун разграничения
между личностью и
Гражданское общество состоит из свободных людей, которые объединяются для решения задач, затрагивающих их интересы. Т.е. люди создают коллективы сознательно, что дает возможность говорить о подлинной общинности, в отличие от коллективов, созданных или находящихся под контролем государства, которые в первую очередь выражают государственные интересы, а не личные. В гражданском обществе человек может свободно покинуть коллектив, не опасаясь применения против него каких-либо санкций со стороны общества или государства. Это в корне отличает общественные объединения гражданского общества от аналогичных в условиях недемократического режима. Поэтому для формирования гражданского общества необходим свободный индивид, сознающий свои интересы и активно выступающий за их реализацию. Причем свобода данного индивида ограничивается принятыми в данном обществе нормами морали и права, а не государственными, классовыми или корпоративными интересами. Создание такого индивида является объективно необходимым для России процессом в условиях демократизации общества.
Новый институциональный порядок, определенный Конституцией России 1993 г., влечет за собой легитимацию его структурных элементов, включая человека и гражданина, придавая юридический характер его практическим императивам. В связи с этим не случайным было появление в Основном Законе страны нового раздела с юридически введенным делением прав человека и прав гражданина, так как в практической деятельности реальный индивид удовлетворяет свои потребности (как человек гражданского общества) и координирует поведение со своими согражданами на основе четких договоров и соглашений (как гражданин правового государства).
Для усиления гражданского начала, ослабления государственного патернализма сегодня формируется механизм саморегулирования, решаются первостепенные задачи демонополизации экономики, разгосударствления, приватизации, т.е. решаются вопросы практического перехода к рыночной экономике.
На этом
пути между новыми гражданскими структурами
и государственной властью
Нельзя отрицать того, что в правящей политической элите есть и немало влиятельных сторонников демократического функционирования государственных институтов. В президентских структурах осознают необходимость создания условий, способствующих более активному формированию гражданских объединений и их вовлечению в сферу управления социальными процессами.
Президент России убежден в том, что необходимо продолжать работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества. «Без зрелого гражданского общества - утверждает В.Путин - невозможно эффективное решение насущных проблем людей».
Действительно только свободный человек способен обеспечить рост экономики и, в конечном итоге, процветание государства.
Поэтому
формирование гражданского общества невозможно
без активного динамичного
Гражданин
принципиально отличается от
подданного, для которого характерным
является постоянное ожидание
от государства какой-либо
По своей сущности гражданское общество имеет этнорегиональный характер и особенно это отчетливо ощущается в евразийской полиэтнической России. Разрыв в степени зрелости и по уровню развития гражданских отношений в различных регионах слишком велик. Данное обстоятельство затрудняет развитие гражданского процесса на политическом пространстве современной России, которая пока проходит процесс создания условий, или основ, становления гражданского общества. Одним из вариантов развития России в данном контексте предлагается курс на устойчивый демократический порядок, включающий в себя правовое государство, социальную рыночную экономику, гражданское общество, современную систему безопасности и постиндустриальную стратегию в рамках европейского пути развития.
Распространение демократии в конце ХХ века на поставторитарные страны выявило более сложную зависимость от гражданского общества, чем считалось прежде. Посткоммунистическая демократизация стран свидетельствует о том, что концепция гражданского общества подверглась определенным упрощениям, суть которых заключается в фактическом приравнивании гражданского общества к демократии. Некоторые исследователи (Л.Даймонд, А.Смолар, О.Энкарнасьон) пришли к выводу, что гражданское общество в отмеченных странах создает противоречия и напряженность, а концепция гражданского общества, существовавшая еще несколько лет назад, сменяется явным охлаждением к ней. На уровне гражданского общества не только не развиваются тенденции к консолидации нации на базе демократического консенсуса, но напротив, усиливается ее фрагментированность, появляется конфронтационная политика. В ряде посткоммунистических стран в процессе их трансформаций оппозиционные группы далеко не всегда способствовали приобщению масс к практике демократической политики.
Российский
исследователь проблем
В научной
литературе (Л.Уайтхед, Дж.Пирс), посвященной
анализу демократизации поставторитарных
стран, все чаще обращается внимание
на существование угроз
Приходится
признавать, что демократическая
ориентация является только одной из
возможных характеристик
Итак, в настоящей курсовой работе рассмотрен круг вопросов, связанных со становлением и развитием гражданского общества.
Понятие
«гражданское общество» означает такое
состояние социума, при котором
создаются условия для
Российское гражданское общество имеет давние и глубокие традиции. Вместе с тем особенности развития российского общества, связанные как с внутренними, так и, прежде всего, внешними факторами, способствовали неоднородному его развитию. Длительные периоды довольно активного влияния негосударственных структур на внутриполитическую жизнь сменялись временем государственной нейтрализации и подавления любой активности граждан. Периоды попыток создания и функционирования негосударственных структур «снизу» сменялись периодами апатии и даже сопротивления таковым действиям «сверху».
Современное российское гражданское общество, берущее свое начало в последнем десятилетии ХХ в., пытается в своем становлении перенять западный опыт, но вместе с тем оно не является традиционным. В ходе процесса развития оно вырабатывает сложный комплекс специфических механизмов, с помощью которых адаптируется к конкретным современным российским условиям.
И подводя итог, важно отметить следующее.
Во-первых, данная тема нуждается в дальнейшем научном осмыслении.
Во-вторых, нынешнее российское гражданское общество, находящееся (по меркам зрелого западного гражданского общества) на начальном этапе своей истории, на самом деле представляет собой особый, то есть переходный тип гражданского общества, при котором его сервильный, подданнический характер, типичный для тоталитарного и авторитарного государства, должен приобрести партнерский характер.