Договор финансовой аренды (лизинг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основные особенности прекращения юридического лица.
Основные задачи курсовой работы:
- изучить историю развития юридических лиц;
- дать понятие и охарактеризовать признаки юридического лица;
- изучить порядок реорганизации юридического лица;
- рассмотреть особенности ликвидации юридического лица.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Понятие, сущность и содержание лизинга (финансовой аренды)………...….5
1.1 Общее понятие лизинга………………………………………………………..5
1.2 Виды лизинга и их характеристика………………………………………...…8
2 Договор финансовой аренды как основа правового регулирования лизинга
в России………………………………………………………………………………..…15
2.1 Обязательные требования к форме и условиям. Существенные условия
договора лизинга……………………………………………………………………..…..15
2.2 Основные права и обязанности по договору лизинга……………………...19
Заключение………………………………………………………………….…….25
Глоссарий…………………………………………………………………….……27
Список использованных источников……………………………………………29

Файлы: 1 файл

Маргарита Герасимова Шаблон на курсовую работу.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

      В  Средние века представление, о юридических лицах всё ещё  испытывали сильное влияние догматов римского права. Глоссаторы и постглоссаторы ограничивались комментированием античных текстов, пытаясь приспособить  их к потребностям развивающегося хозяйства в эту эпоху и, особенно в Новое время конструкция  юридического лица получила дальнейшее практическое развитие. Торговый  дом Фуггеров в Германии, генуэзский банк св. Георгия, английские и голландские Ост- и Вест-Индские компании - в этих торговых предприятиях вырабатывалась техника коллективного ведения крупных дел, а накопленный ими опыт регулирования отношений с участием юридических лиц сыграл впоследствии важную роль в создании гражданских и торговых кодексов ХIХ в.

      Бурное  развитие экономики середины- конца  ХIХ в. дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц, таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Деренбург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института.

      В ХХ в. значение института юридического лица ещё более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появление новых информационных технологий. Наука гражданского права относит к числу центральных проблем теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института.

      Новый гражданский кодекс впервые в  отечественном праве ввёл понятие коммерческой организации, установив законодательное деление всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Деление юридических лиц на эти две группы в той или иной форме фактически известно большинству правопорядков. Так, в континентальном европейском праве ему в целом соответствует деление юридических лиц на корпорации и учреждения. Такое деление было известно и прежнему отечественному правопорядку, разделявшему юридические лица на «предприятия» и «учреждения». При этом предполагалось, что «предприятие» представляет собой юридическое лицо, занимающее «хозяйственной деятельностью», тогда как «учреждения» предназначались для выполнения управленческих, социально- культурных и подобных им задач.

      Иное  дело, что в государственной, плановой экономике «предприятие» не было собственником своего имущества и подлинным товаропроизводителем, нуждавшимся для нормального функционирования в чёткой юридической личности и имущественном обособленности.

      Об  этом ярко свидетельствует, например, то обстоятельство, что наши государственные предприятия с конца 20-х до начала 60-х годов вообще не имели законодательно признанных прав юридического лица и тем более каких-либо вещных прав на закреплённое за ними имущество государства.

      В нормальном правопорядке не может десятилетиями существовать субъект права, не признанный законом. Ни государство-собственник, ни сами эти «предприятия» особо не нуждались в прямом признании их юридическими лицами, поскольку этого и не требовал тогдашний плановоорганизационный имущественный оборот.

      В прежней системе хозяйства «предприятие»  выполняло не коммерческое, а исключительно  производственно- технические функции. Главная цель деятельности того предприятия состояла в производстве соответствующей запланированной продукции, а её последующий сбыт составлял уже не его задачу. Поэтому перед «предприятием» в принципе и не стоял вопрос о том, нужна ли кому-либо его продукция и в каком количестве и ассортименте. Соответственно этому строилась и организация его деятельности,  которой по общему правилу главную роль играли производственно- технические службы и совершенно незначительную - сбытовые и юридические, поскольку в их работе особой надобности просто не существовало.

      Вот этот производственно-технический  механизм, а по-существу имущественный комплекс и был, затем закреплён законодательством 60-х годов в качестве правосубъектной, формально самостоятельной «организации»- предприятия, что в целом вполне соответствовало основам тогдашней экономической системы 
 

      1.2  Понятие и признаки юридического лица 
 

      Наряду  с физическими лицами Гражданский  кодекс Российской Федерации признаёт субъектом гражданских прав и  обязанностей юридическое лицо.

      Юридическое  лицо – это  субъект права,  искусственно созданный для определенных  целей  по  правилам,  установленным  законом, и  в  соответствии  с  законом признаваемый таковым государственной властью и  всеми  участниками гражданских правоотношений. 

      Основные  виды юридических лиц и их классификация  приведены в Приложении А и Б.

      Признаки  юридического лица – это такие внутренние присущие ему свойства, каждое их которых необходимо, а все вместе достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. В этом контексте слово «признаки» употребляется в более узком смысле, чем обычно, и это соответствует правовой традиции.

      Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле, обязательной государственной регистрации подлежат и граждане – предприниматели, и некоторые неправосубъектные организации (т. е. не имеющие статуса юридического лица), например, филиалы и представительства иностранных компаний, они также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами от этого не становятся.

      Правовая  доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т. е. юридическим лицом.

      1) Первым признаком юридического лица является организационное единство (наличие четкой внутренней структуры, органов управления и соответствующих структурных подразделений для выполнения своих функций); Оно состоит в том, что объединение лиц обладающих общим интересом или иначе организация, как одно лицо (субъект права), как единое целое способное решать определенные задачи должна иметь четкую внутреннюю структуру, а так же органы управления и соответствующие структурные подразделения для выполнения своих функций (их деятельность должна быть подчинена общему руководящему органу). Организационное единство юридического лица определяется действующим законодательством и должно быть закреплено учредительными документами (устав, учредительный договор). В уставе обязательно определяются – наименование организации, предмет и цели деятельности, его место нахождения, органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования и расходования имущества, условия реорганизации и прекращения его деятельности.

      Здесь следует отметить что, в уставах  предприятий (организаций) могут быть предусмотрены и другие пункты, в  соответствии с особенностями их деятельности, но в любом случае они не должны противоречить закону.

      2) Следующим признаком юридического лица можно назвать наличие у него обособленного имущества (наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении» имущества которым юридическое лицо отвечает по своим обязательствам). Любая практическая деятельность невозможна  без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица. Степень имущественной обособленности имущества у различных видов юридических лиц может существенно различаться. Так, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия — лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления.1

      Таким образом,  имущественная обособленность присуща всем без исключения юридическим лицам с самого момента их создания, тогда как появление у конкретного юридического лица обособленного имущества, как правило, приурочено к моменту формирования его уставного (складочного) капитала. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественная обособленность данного юридического лица. 
 
 
 

      2 Прекращение существования юридического лица 
 

      2.1 Реорганизация юридического  лица 
 

      Юридическое лицо прекращает свое существование путем реорганизации или ликвидации.

      При реорганизации юридического лица (ст. 57 ГК РФ) его дела и имущество переходят  к другому юридическому лицу в  порядке общего правопреемства.

      Реорганизация может осуществляться следующими способами (п. 1 ст. 57 и ст. 58 ГК РФ):

      1) преобразование - заключается в изменении  организационно-правовой формы юридического лица;

      2) слияние - это прекращение двух  или нескольких юридических лиц  и образование на их основе нового юридического лица;

      3) присоединение - это прекращение двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу;

      4) выделение - это создание одного  или нескольких юридических лиц,  к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения;

      5) разделение - это прекращение юридического  лица, при котором все его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам.

      Законодательство  Российской Федерации содержит ряд  правовых норм, регулирующих процесс преобразования юридического лица.1

      1. Преобразование коммерческих организаций  в коммерческие организации.

      Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут быть преобразованы в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы (п. 1 ст. 68 ГК РФ).

      Производственный  кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество (п. 2 ст. 112 ГК РФ).

      В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О  приватизации государственного и муниципального имущества" *(155) государственное или муниципальное унитарное предприятие в процессе приватизации может быть преобразовано в открытое акционерное общество.

      2. Говоря о преобразовании коммерческих  организаций в некоммерческие, необходимо заметить, что, согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона "Об акционерных обществах", акционерное общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.

      Государственное или муниципальное унитарное  предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение по решению его собственника (ст. 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

      3. Преобразование некоммерческих  организаций в коммерческие организации допускается в случаях преобразования объединения юридических лиц (ассоциации, союза) в хозяйственное товарищество или общество (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК РФ) и учреждения в хозяйственное общество (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

      4. Преобразование некоммерческих организаций в некоммерческие организации регламентируется ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Некоммерческое партнерство вправе преобразовываться в общественное объединение, фонд или автономную некоммерческую организацию.

      Учреждение  может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию.

      Автономная  некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественное объединение либо в фонд.

      Ассоциация  или союз вправе преобразоваться  в фонд, автономную некоммерческую организацию.

      Согласно  п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно  по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Таким органом является высший орган управления. При этом, если высший орган управления является коллегиальным, то для принятия решения о реорганизации юридического лица требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов или единогласие. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" решение о реорганизации некоммерческой организации принимается квалифицированным большинством или единогласно, а решение о реорганизации акционерного общества (п. 1 ст. 20 Федерального закона "Об акционерных обществах"), общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 92 ГК РФ), производственного кооператива (п. 2 ст. 112 ГК РФ), некоммерческого партнерства и объединения юридических лиц (ассоциаций, союзов) (п. 5 ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях") принимается единогласно.

Информация о работе Договор финансовой аренды (лизинг)