Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:29, курсовая работа
Аренда является одним из способов решения хозяйственных задач и в этом смысле она естественным образом дополняет другие средства и способы социального, экономического и производственного развития. Уникальность аренды в том, что она фактически сопровождает и восполняет систему отношений собственности, в известной степени гармонизирует экономические отношения там и тогда, где и когда жесткая конструкция собственности (права собственности) не позволяет успешно и оперативно распорядиться финансовыми и производительными ресурсами.
Введение
1. Общая характеристика договора аренды
1.1 Понятие и особенности
1.2 Содержание договора аренды (стороны, предмет, сроки)
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы
Весьма противоречиво правовое регулирование договоров аренды земельных участков с множественностью лиц в городах и иных поселениях; прежде всего это касается земельных участков, на которых расположены здания и сооружения. Так, если здание, расположенное на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, или помещения в здании принадлежат одним лицам на праве собственности, другим – на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ или федеральными законами. При этом законодатель разрешает заключать договор аренды с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Правомерность данного договора вызывает сомнение. Во-первых, возможность существования такого условия в договоре аренды не предусмотрена ГК РФ. Если говорить о том, что здесь можно обратиться к п. 3. ст. 421 ГК РФ, согласно которой стороны могут заключить и договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством, то указанный договор будет представлять собой новый договор, и не будет более являться договором аренды, что вряд ли обосновано. Кроме того, существенным условием любого договора, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, является его предмет, в частности, в договоре аренды (п. 3 ст. 697 ГК РФ) должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды – в данном случае должны быть указаны как его стороны – арендаторы, так и размеры долей в земельном участке, иначе договор будет считаться незаключенным.
Практические проблемы возникают и при передаче части земельного участка в субаренду одному лицу несколькими соарендаторами, передачи земельного участка в общую субаренду нескольким субъектам одним арендатором, а также при переходе права аренды от одного арендатора к нескольким соарендатором по наследству и т.д.
В связи с изложенным, представляется актуальной разработка общих принципов определения порядка пользования земельными участками, находящимися на праве общей аренды, общего постоянного пользования, общего пожизненного наследуемого владения с учетом пространственных особенностей объектов недвижимости (в том числе указанных выше «вертикальных и горизонтальных особенностей»). В данном случае, по-видимому, более применимо регулирование посредством диспозитивных норм, оставляющих определенную самостоятельность сторонам договора о порядке пользования общим земельным участком.
Представляется совершенно
необходимым восполнить значительный
пробел существующего правового
регулирования в отношении
В договоре аренды земельных
участков три условия следует
считать существенными: объект, срок
и арендную плату. Характеристика объекта
- земельного участка – нами уже
дана. Договор должен содержать сведения
о местоположении участка, его кадастровых
данных, площадь земли, другие сведения,
позволяющие точно
Частным случаем
этого правила является норма
п. 3 ст. 9 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения», предусматривающая предельный
срок аренды сельскохозяйственных земель
в 49 лет. Таким образом, в отличие
от ранее действовавшего Земельного
кодекса 1991 г., новый ЗК РФ не устанавливает
определенные (предельные) сроки аренды,
выделяя особо лишь аренду сроком
до одного года для государственных
или муниципальных нужд и аренду
земель сельскохозяйственного
Одной из достаточно
острых проблем является определение
срока аренды земельных участков,
когда действие договора ограничено
«началом рекультивации» либо «моментом
освоения в целях посевных работ»
либо иным аналогичным образом, имея
в виду, что со временем участок
будет востребован
В пользу того, что срок договора аренды земельного участка следует считать существенным условием следует привести следующие аргументы:
A) смысл
договора аренды –
Б) в случаях, когда имеется предельный срок, вообще нельзя говорить об отсутствии срока, нет лишь ясности в его длительности.
B) если
полагать, что в отношении земли
(тем более земель
Осмысленное решение этой проблемы, как представляется, требует следующего подхода. Поскольку вряд ли прекратится практика подписания договоров аренды земли без указания сроков, поэтому не следует однозначно полагать такие договоры незаключенными – срок следует считать установленным, но его выяснение надо перенести (в случае спора) на стадию судебного разбирательства.
В литературе высказывается
мнение о необходимости установления
предельных сроков аренды в зависимости
от категории земель (что уже было
сделано в отношении земель сельскохозяйственного
назначения), а также минимальных
сроков для использования
Согласно ст. 614 ГК РФ и ст. 22 ЗК РФ использование арендованных земельных участков является платным, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором. Однако ГК РФ не называет размер арендной платы в числе существенных условий договора, этой же точки зрения придерживается и большинство правоведов. До принятия ЗК РФ судебная практика, следуя букве закона, признавала договор аренды, в котором отсутствовало условие о размере арендной платы, соответствующим закону.
В настоящее время
частью третьей п. 3 ст. 65 ЗК РФ предусмотрено,
что «размер арендной платы является
существенным условием». Надо заметить,
что в этом указании закона есть
скрытое противоречие: если под «размером»
арендной платы понимать абсолютную
величину платежа на соответствующий
период, то подобное невозможно в связи
с наблюдаемым на практике постоянным
ее увеличением. Тем более это
касается земель, находящихся на праве
государственной и
Представляется, однако, что в целом указанная норма вполне обоснованна; размер арендной платы (порядок его установления) является чрезвычайно важным условием, требующим согласования. Применение правила, предусмотренного п. 3 ст. 424 ГК (применение цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги) по отношению к аренде земельных участков представляется крайне сложным: рынок земли очень молодой, нестабильный, цены на землю постоянно варьируют, кроме того, весьма проблематичным представляется определение аналогичности земельных участков, т.е. в конкретных условиях исчезает возможность сравнения.
В законе установлены
различные принципы регулирования
арендной платы за частные земли,
государственные и
На сегодня общие начала определения арендной платы не установлены, а так как в абсолютном большинстве случаев собственником земель является государство, говорить о какой-либо возможности установления договорного размера арендной платы за землю, исходя из свободы заключения договора аренды, нереально.
В последние годы
на федеральном уровне был подготовлен
ряд проектов нормативных правовых
актов, в которых были предложены
различные подходы к
Несмотря на имеющиеся
недоработки, допущенные при определении
кадастровой стоимости это
Распределение платы за землю – в какой бюджет, за какие земельные участки и в каком объеме перечисляются земельные платежи – ежегодно определяются Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» и федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год. Нормы, определенные вышеназванными федеральными законами, конкретизируются соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Все платежи в
целях соблюдения единых принципов
формирования и исполнения бюджетов
зачисляются на единый счет управления
федерального казначейства по субъекту
Российской Федерации и распределяются
в соответствии с кодами бюджетной
классификации, которые утверждаются
вышеназванным федеральным
В соответствии с кодами бюджетной классификации арендная плата за землю и поступления от продажи земельных участков делятся на две группы:
1) за
земли, находящиеся в
2) за
земли, разграниченные по
В 2006 году по сравнению с предыдущим годом введены следующие нововведения:
не предусматривается разделение арендной платы за землю в зависимости от категории земли, в частности не выделяется отдельно плата за земли сельскохозяйственного и за земли несельскохозяйственного назначения до разграничения государственной собственности на землю;
введена классификация арендной платы за землю в зависимости от вида муниципального образования: зачисляемые в бюджет городского округа; зачисляемые в бюджет муниципального района; зачисляемые в бюджет поселения (без разделения на городское и сельское поселение). В 2005 году платежи разделялись на две группы: за земли городских поселений и за земли сельских поселений;
введен единый код бюджетной классификации для зачисления всех платежей по арендной плате за землю, находящихся в государственной собственности на землю до ее разграничения, кроме земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.
На 2007 год в Правительстве Российской Федерации прорабатывается вопрос о внесении изменений в действующий порядок распределения средств от платы за землю между бюджетами разного уровня. В частности предлагается, чтобы арендная плата за землю и средства от продажи земельных участков, разграниченных по уровням собственности в полном объеме поступали в соответствующий бюджет публичного образования, а за земельные участки, неразграниченные по уровням собственности делились в следующей пропорции: 15% – в бюджет Российской Федерации; 35% – в бюджет субъекта Российской Федерации; 50% – в местный бюджет.