Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:29, курсовая работа
Аренда является одним из способов решения хозяйственных задач и в этом смысле она естественным образом дополняет другие средства и способы социального, экономического и производственного развития. Уникальность аренды в том, что она фактически сопровождает и восполняет систему отношений собственности, в известной степени гармонизирует экономические отношения там и тогда, где и когда жесткая конструкция собственности (права собственности) не позволяет успешно и оперативно распорядиться финансовыми и производительными ресурсами.
Введение
1. Общая характеристика  договора аренды
1.1 Понятие и особенности
1.2 Содержание договора  аренды (стороны, предмет, сроки)
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы
В этой связи в 
науке возник спор относительно соотношения 
норм земельного и гражданского права, 
самостоятельности земельного права 
как отрасли и о пределах вмешательства 
норм гражданского права в земельные 
правоотношения. Спектр мнений по поводу 
соотношения гражданского и земельного 
права в регулировании 
Представители данной 
точки зрения считают, что земельное 
право как самостоятельная 
С резкой критикой подобного 
умаления роли земельного права в 
регулировании земельных 
Ряд авторов, признавая 
наличие проблемы соотношения норм 
гражданского и земельного права, отдают 
приоритет нормам земельного права. 
Так, Ю.Г. Жариков отмечает, что «соотношение 
норм гражданского и земельного права 
проявляется как отношение 
Пытаясь выработать 
компромиссное решение, многие исследователи 
видят необходимым точно 
И.А. Иконницкая, определяя 
ниши для земельного и гражданского 
законодательства в регулировании 
земельных отношений, проводит в 
этих целях специальный анализ статей 
ГК РФ. Ссылаясь на нормы ст.ст. 129 и 209 
ГК РФ, гл. 17 ГК РФ, она делает вывод 
о том, что «нормы гражданского законодательства 
применительно к регулированию 
земельных отношении носят 
Таким образом, в 
оценке соотношения норм земельного 
и гражданского права важно признать, 
что «гражданское право и земельное 
право в регулировании 
Для целей настоящего исследования следует оценить взаимодействие этих норм относительно следующих аспектов. С принятием нового ЗК РФ вопрос о соотношении норм данных отраслей законодательства остался открытым прежде всего с точки зрения приоритета одного закона над другим. Некоторые нормы ЗК РФ противоречат нормам ГК РФ и, если в отношении некоторых сделок с землей, например аренды, приоритет специальных законов (в данном случае – ЗК РФ), закреплен в ГК РФ (ст. 607), то в отношении других сделок или отдельных моментов взаимодействия сторон в ГК РФ такого указания нет. Кроме того, с введением в действие ЗК РФ вступили в действие и статьи гл. 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю», некоторые из которых, в частности, закрепляющие нормы о распоряжении земельным участком, противоречат ЗК РФ. Земельный кодекс устанавливает отличные от ГК РФ правила о переходе прав на земельный участок при отчуждении объектов недвижимости, расположенных на нем.
Представляется, что при коллизии ЗК РФ и ГК РФ применению приоритетно подлежат нормы ЗК РФ. В пользу этого говорит и норма части третьей ст. 3 ЗК РФ, устанавливающая, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. В сущности, перед нами хорошо известный в современной цивилистике законодательный прием: изначально применяются специальные нормы, а в части, ими не урегулированной, действуют общие правила. При регулировании земельных отношений встает вопрос не только о соотношении норм в отраслевом аспекте, но и о соотношении норм в вертикальном аспекте, т.е. дифференциация и взаимодействие федерального законодательства с нормативными правовыми актами субъектов федерации. Данный вопрос непосредственно связан с проблемой разграничения полномочий РФ и субъектов РФ в сфере регулирования земельных отношений. Приоритет федерального законодательства предполагает, во-первых, соответствие законодательства субъекта РФ федеральному законодательству, во-вторых, действие федерального закона в случае противоречия между законом субъекта и федеральным.
Таким образом, следует дифференцировать сами фактические отношения: те из них, которые складываются по поводу планирования, организации земельных ресурсов, контролю за ними и т.п. – это сфера действия норм земельного права. Отношения же имущественные, эквивалентно-возмездные, в том числе возникающие при обороте земельных участков, являются гражданско-правовыми. И если в первом случае нормы ГК РФ применению не подлежат, то во втором случае они применяются субсидиарно.
Статья 2 ЗК РФ определяет, 
что земельное законодательство 
состоит из Земельного кодекса, федеральных 
законов и принимаемых в 
Представляется, что 
многочисленные нормативные правовые 
акты субъектов РФ, принятые в период 
«неполноценного» федерального правового 
регулирования земельных 
Завершая обзор 
правового регулирования 
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» от 11.01.2002 г. №66;
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» от 27.02.2001 г. № 61;
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» от 24.03.05 №11.
В заключении следует 
отметить, что на наш взгляд давно 
назрела потребность поставить 
вопрос и о выделении в рамках 
главы 34 ГК РФ отдельного параграфа, посвященного 
аренде земельных участков. Надо заметить, 
что во многих странах гражданские 
кодексы (иные подобные акты) имеют 
соответствующие 
В связи с тем, 
что долгое время земля предоставлялась 
в административном порядке, и использовались 
такие термины как «
Но какое значение 
имеют для последующих арендных 
отношений административные акты (обычно 
– это постановления 
Существующая судебно-
О значении административных 
актов для заключения договора. Нормы, 
предусматривающей общий, единый порядок 
предоставления земельного участка, нет; 
в одних случаях, когда речь идет 
о строительстве, следует применять 
процедуры, предусмотренные ст. 31-32 
ЗК РФ, в том числе предусматривающие 
этапы; а) обращения с заявлением, 
б) выбора, в) проверки условий использования, 
г) процедур согласования, д) информации 
заинтересованных лиц и организаций, 
составления акта выбора, ж) принятия 
решения о предварительном 
Если же имеется 
в виду предоставление земельного участка 
гражданам для целей, не связанных 
со строительством, то применяются 
правила ст. 34 ЗК РФ. В частности, 
для обеспечения публичности 
и справедливости принимаемых решений, 
органы государственной власти и 
органы местного самоуправления обязаны 
принять специальный акт, который 
бы устанавливал процедуры и критерии 
предоставления земельных участков, 
в том числе порядок 
Если с различиями в порядке предоставления различных земель и для различных случаев еще можно согласиться, то вряд ли следует признать нормальной сегодняшнюю регламентацию порядка предоставления земель в целом. В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами третьей и четвертой ЗК РФ (т.е. право собственности, вещные права, право аренды и право безвозмездного срочного пользования), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отсюда следует, что сам ЗК РФ таких оснований не содержит (по смыслу статьи – не может содержать), в частности, все те нормы, которые предусматривают «предоставление» земли, в действительности не указывают на акты «предоставления» как основания возникновения прав на землю (в значении ст. 25 ЗК РФ). Не порождают права на землю и акты государственной регистрации – государственная регистрация лишь определяет момент возникновения этих прав, но сама по себе не порождает их. Что же касается гражданского законодательства, то общие указания об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей изложены в ст. 8 ГК РФ, а применительно к конкретным случаям и договорным институтам – в нормах, регулирующих конкретные группы правоотношений. Для аренды, прав из договора аренды – это нормы гл. 34 ГК РФ. Однако последние не предусматривают в качестве оснований возникновения арендных прав административные акты.