Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:29, курсовая работа
Аренда является одним из способов решения хозяйственных задач и в этом смысле она естественным образом дополняет другие средства и способы социального, экономического и производственного развития. Уникальность аренды в том, что она фактически сопровождает и восполняет систему отношений собственности, в известной степени гармонизирует экономические отношения там и тогда, где и когда жесткая конструкция собственности (права собственности) не позволяет успешно и оперативно распорядиться финансовыми и производительными ресурсами.
Введение
1. Общая характеристика договора аренды
1.1 Понятие и особенности
1.2 Содержание договора аренды (стороны, предмет, сроки)
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы
В этой связи в
науке возник спор относительно соотношения
норм земельного и гражданского права,
самостоятельности земельного права
как отрасли и о пределах вмешательства
норм гражданского права в земельные
правоотношения. Спектр мнений по поводу
соотношения гражданского и земельного
права в регулировании
Представители данной
точки зрения считают, что земельное
право как самостоятельная
С резкой критикой подобного
умаления роли земельного права в
регулировании земельных
Ряд авторов, признавая
наличие проблемы соотношения норм
гражданского и земельного права, отдают
приоритет нормам земельного права.
Так, Ю.Г. Жариков отмечает, что «соотношение
норм гражданского и земельного права
проявляется как отношение
Пытаясь выработать
компромиссное решение, многие исследователи
видят необходимым точно
И.А. Иконницкая, определяя
ниши для земельного и гражданского
законодательства в регулировании
земельных отношений, проводит в
этих целях специальный анализ статей
ГК РФ. Ссылаясь на нормы ст.ст. 129 и 209
ГК РФ, гл. 17 ГК РФ, она делает вывод
о том, что «нормы гражданского законодательства
применительно к регулированию
земельных отношении носят
Таким образом, в
оценке соотношения норм земельного
и гражданского права важно признать,
что «гражданское право и земельное
право в регулировании
Для целей настоящего исследования следует оценить взаимодействие этих норм относительно следующих аспектов. С принятием нового ЗК РФ вопрос о соотношении норм данных отраслей законодательства остался открытым прежде всего с точки зрения приоритета одного закона над другим. Некоторые нормы ЗК РФ противоречат нормам ГК РФ и, если в отношении некоторых сделок с землей, например аренды, приоритет специальных законов (в данном случае – ЗК РФ), закреплен в ГК РФ (ст. 607), то в отношении других сделок или отдельных моментов взаимодействия сторон в ГК РФ такого указания нет. Кроме того, с введением в действие ЗК РФ вступили в действие и статьи гл. 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю», некоторые из которых, в частности, закрепляющие нормы о распоряжении земельным участком, противоречат ЗК РФ. Земельный кодекс устанавливает отличные от ГК РФ правила о переходе прав на земельный участок при отчуждении объектов недвижимости, расположенных на нем.
Представляется, что при коллизии ЗК РФ и ГК РФ применению приоритетно подлежат нормы ЗК РФ. В пользу этого говорит и норма части третьей ст. 3 ЗК РФ, устанавливающая, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. В сущности, перед нами хорошо известный в современной цивилистике законодательный прием: изначально применяются специальные нормы, а в части, ими не урегулированной, действуют общие правила. При регулировании земельных отношений встает вопрос не только о соотношении норм в отраслевом аспекте, но и о соотношении норм в вертикальном аспекте, т.е. дифференциация и взаимодействие федерального законодательства с нормативными правовыми актами субъектов федерации. Данный вопрос непосредственно связан с проблемой разграничения полномочий РФ и субъектов РФ в сфере регулирования земельных отношений. Приоритет федерального законодательства предполагает, во-первых, соответствие законодательства субъекта РФ федеральному законодательству, во-вторых, действие федерального закона в случае противоречия между законом субъекта и федеральным.
Таким образом, следует дифференцировать сами фактические отношения: те из них, которые складываются по поводу планирования, организации земельных ресурсов, контролю за ними и т.п. – это сфера действия норм земельного права. Отношения же имущественные, эквивалентно-возмездные, в том числе возникающие при обороте земельных участков, являются гражданско-правовыми. И если в первом случае нормы ГК РФ применению не подлежат, то во втором случае они применяются субсидиарно.
Статья 2 ЗК РФ определяет,
что земельное законодательство
состоит из Земельного кодекса, федеральных
законов и принимаемых в
Представляется, что
многочисленные нормативные правовые
акты субъектов РФ, принятые в период
«неполноценного» федерального правового
регулирования земельных
Завершая обзор
правового регулирования
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» от 11.01.2002 г. №66;
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» от 27.02.2001 г. № 61;
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» от 24.03.05 №11.
В заключении следует
отметить, что на наш взгляд давно
назрела потребность поставить
вопрос и о выделении в рамках
главы 34 ГК РФ отдельного параграфа, посвященного
аренде земельных участков. Надо заметить,
что во многих странах гражданские
кодексы (иные подобные акты) имеют
соответствующие
В связи с тем,
что долгое время земля предоставлялась
в административном порядке, и использовались
такие термины как «
Но какое значение
имеют для последующих арендных
отношений административные акты (обычно
– это постановления
Существующая судебно-
О значении административных
актов для заключения договора. Нормы,
предусматривающей общий, единый порядок
предоставления земельного участка, нет;
в одних случаях, когда речь идет
о строительстве, следует применять
процедуры, предусмотренные ст. 31-32
ЗК РФ, в том числе предусматривающие
этапы; а) обращения с заявлением,
б) выбора, в) проверки условий использования,
г) процедур согласования, д) информации
заинтересованных лиц и организаций,
составления акта выбора, ж) принятия
решения о предварительном
Если же имеется
в виду предоставление земельного участка
гражданам для целей, не связанных
со строительством, то применяются
правила ст. 34 ЗК РФ. В частности,
для обеспечения публичности
и справедливости принимаемых решений,
органы государственной власти и
органы местного самоуправления обязаны
принять специальный акт, который
бы устанавливал процедуры и критерии
предоставления земельных участков,
в том числе порядок
Если с различиями в порядке предоставления различных земель и для различных случаев еще можно согласиться, то вряд ли следует признать нормальной сегодняшнюю регламентацию порядка предоставления земель в целом. В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами третьей и четвертой ЗК РФ (т.е. право собственности, вещные права, право аренды и право безвозмездного срочного пользования), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отсюда следует, что сам ЗК РФ таких оснований не содержит (по смыслу статьи – не может содержать), в частности, все те нормы, которые предусматривают «предоставление» земли, в действительности не указывают на акты «предоставления» как основания возникновения прав на землю (в значении ст. 25 ЗК РФ). Не порождают права на землю и акты государственной регистрации – государственная регистрация лишь определяет момент возникновения этих прав, но сама по себе не порождает их. Что же касается гражданского законодательства, то общие указания об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей изложены в ст. 8 ГК РФ, а применительно к конкретным случаям и договорным институтам – в нормах, регулирующих конкретные группы правоотношений. Для аренды, прав из договора аренды – это нормы гл. 34 ГК РФ. Однако последние не предусматривают в качестве оснований возникновения арендных прав административные акты.