Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 06:29, курсовая работа
Целями курсовой работы являются: систематизация и соединение воедино всех знаний о добросовестности; предопределение места определенной категории в гражданском праве; утверждение ее сути и значения в практики.
Определившиеся цели указали на необходимость решения следующих задач:
1. развитие и анализ категории «добросовестность» в римском праве и в современном гражданском праве России, исследование различных взглядов в определении ясности данной категории в гражданском праве;
2. определение категории «добросовестность» в гражданском праве;
3. выявление основных характеристик в исследуемой категории;
4. формирование теоретических познаний о этой категории в гражданском праве;
5. исследование гражданского законодательства и закрепление понятия «добросовестность»;
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1 ПОНЯТИЯ «ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ» В ЦИВИЛИСТИКЕ
1.1 Добросовестность в римском праве.
1.2 Понятие добросовестности в современном гражданском праве.
Глава 2 ЗНАЧЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
2.1 Добросовестность как принцип гражданского права.
2.2 Новеллы в Гражданском кодексе: принцип добросовестности.
2.3 Добросовестность с точки зрения гражданско-правовых презумпций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1 ПОНЯТИЯ «ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ» В ЦИВИЛИСТИКЕ
1.1 Добросовестность в римском праве.
1.2 Понятие добросовестности в современном гражданском праве.
Глава 2 ЗНАЧЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
2.1 Добросовестность как принцип гражданского права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в моей курсовой работе является исследование отечественной цивилистики, акцентируя внимание на составление понятий морали на базе как отраслевых, так и общеправовых дисциплинах. Традиционным, связанным с частным правом является понятие добросовестности. Понятие добросовестности ранее использовалось как характеристика добросовестности в основном исследовании незаконного владения. С появление первой части Гражданского кодекса РФ использование рассматриваемого понятия увеличилось, и стало применяться не только в нормах, посвященных защите прав приобретателей, но и в других нормах гражданского законодательства. Добросовестным лицом считается лицо, у которого добрая совесть, а не добросовестное лицо является обладателем недоброй совести. Поэтому различие между добросовестным и недобросовестным лицами заключается в том, что поступки первых не отягощают их совесть, а вторых - отягощают. Отметим, что с точки зрения русской этимологии слово "совесть" изначально исходит из слова "ведать" (знать). Связь между знанием и совестью станет более ясной, если мы поймем, что совесть определяется как чувство моральной ответственности за свои поступки, поведение перед самим собою, обществом и окружающими людьми.
Добросовестность в Гражданском праве как новелла стала исследоваться в качестве одного из границ осуществления гражданских прав, вследствие этого поднимается вопрос о другом проявлении принципа добросовестности, действие которого относится, как и к осуществлению прав, так и к исполнению обязанностей субъектами гражданского права. 01
В нынешнем гражданском праве понятие добросовестности рассматривается, прежде всего, как, исследование отдельных гражданских правоотношений. Общественные отношения связаны, прежде всего, с субъектной стороны в добросовестности. Субъекту добросовестному как участнику гражданского оборота свойственно предусмотрительность, осторожность и при этом порядочность при осуществлении тех или иных действий. Добросовестность в своем роде является оценочным понятием, дозволяющим участником гражданского оборота регулировать свои взаимоотношения и решать спор с учетом конкретной ситуации в суде.
Объект исследования в курсовой работе являются гражданские правоотношения, в которых присутствуют действие категории добросовестности.
В свою очередь предметом познания является категория «добросовестность» в гражданском праве России.
Целями курсовой работы являются: систематизация и соединение воедино всех знаний о добросовестности; предопределение места определенной категории в гражданском праве; утверждение ее сути и значения в практики.
Определившиеся цели указали на необходимость решения следующих задач:
1. развитие и анализ категории «добросовестность» в римском праве и в современном гражданском праве России, исследование различных взглядов в определении ясности данной категории в гражданском праве;
2. определение
категории «добросовестность»
3. выявление основных характеристик в исследуемой категории;
4. формирование теоретических познаний о этой категории в гражданском праве;
5. исследование гражданского законодательства и закрепление понятия «добросовестность»;
6. Выявление главных правовых последствий, наступление последнего зависит от выяснения поведения соответствующего субъекта права по принципу доброй совести, или от добросовестного ошибки субъекта относительно своего неправомерного поведения.
Глава 1 ПОНЯТИЯ «ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ» В ЦИВИЛИСТИКЕ
1.1 Добросовестность в римском праве.
Добросовестность и научные представления как о категории изначально зародились еще в римском праве. Впервые было отмечено, что добросовестность субъекта в обязательствах требует защиты и поощрения, а у незаконного владельца добросовестность сокращает объем ответственности его перед собственником имущества, и это было обозначено только благодаря правотворческой деятельности римских правоведов.
В первую очередь добросовестность в римском праве рассматривалась как одна из отличительных черт владения. Многие ученые в данной категории пытались найти неразрывную связь с владением, не считая важным как описать добросовестность: незнание того что в приобретении владения есть незаконность, или убеждение в законности, в любом из этих случаев владелец должен положительное убеждение условного характера своего владения. Соответственно другие рассматривали добросовестность как доверие владельца в правомерности владения, но не уверенность в том, что владелец является собственником.
В свою очередь романисты (Приверженцы римско-католического церковного учения – романизма), также определяли добросовестного владельца как лицо, считающее себя собственником. Тем не менее, по мнению других романистов приобретатель вынужден был быть добросовестным именно в тот момент совершения сделки, а собственность он приобретет лишь в момент передачи вещи.
Поэтому добросовестность должна быть у лица, не причисляющего себя к собственникам и вероятно должна считаться не как признак владельца, а как признак приобретателя. Вместе с тем добросовестность познавалась как наличие у приобретателя уверенности в том, что он станет собственником.
Одной из наивысших ценностей у римлян считали добросовестность, без которой любая цивилизация развалиться, соединенная узами доверия между людьми. По точному высказыванию Луция Аннея Сенеки, «добросовестность – это священнейшее благо человеческого сердца»2
В римской цивилизации были известные всем правила общения между разными народами, называемые правом народов. Римская правовая доктрина заявляла соглашения, заключенные по «правовому народу», естественными обязанностями, пронизанными добросовестностью. 3
.Марк Туллий Цицерон говорил, «добросовестностью держится не только всякое государство, но и великое общение народов».4
Следовательно, добросовестность, воплощающаяся в доверительных отношении у римских граждан, то есть была необходимым инструментом цивилизованного диалога общения. Изначальная роль по защите интересов и прав гражданина Рима для исполнения обещания брали на себя божественные силы, которые в свою очередь выступали в качестве стабильного достижения справедливости. Позднее функцию по защите интересов и прав римских граждан от избежания исполнения обещания стал осуществлять институт цензоров, в основе которого лежала санкция и нравственное порицание .
Поменялся и механизм защиты с эволюцией государственно-правовых институтов, также усовершенствовался судебный способ защиты при помощью иска, то есть иски, построенные на принципе добросовестности, считающимся средством эффективной защиты от умышленного поведения носителей субъективных гражданских прав. Подобный иск дозволял свободу судейского предпочтению при ведении судебного разбирательства и призывал судью (претора) разрешать споры сообразно требованиям «высшей справедливости», это обозначало следование как к букве закона и его духу.
Вышеупомянутое удостоверяет, что достижение истины в споре в римской системе правосудия основывалась на справедливости и доброй совести, отождествляя их.
Римская трактовка «добросовестность как справедливость» считается наиболее доказательной, так как действие прав только на фундаменте честности не приведет к гармоничной жизни.
В римском праве к добросовестным владельцам относятся не только лица, по ошибке считающие себя собственниками, но и те, кто, на основании заблуждения, считал, что ему дается такое право собственности на вещь или иное право, содержащее в себе право извлечения доходов и пользования.
Добросовестному владельцу следует считать себя собственником только в том деле, когда он думает, что к нему переходит право собственности. В других же случаях, когда главное направление поступков идет лишь на переход правомочия владения, а не права собственности, владелец не должен думать, что он является собственником, довольно уверенности в управомоченности своего владения.
Подведя итоги, по моему мнению я могу сказать, добросовестность, у римлян обозначалась с объективной стороны правоотношением в доверительном отношении, состоящее из соблюдения интересов друг друга и взаимного уважения, а с субъективной стороны – верность клятве, обещанию, разумно честно, и очень точно следовать взятым на себя обязательствам.
1.2 Понятие добросовестности в современном гражданском праве.
Многие цивилисты полагают что понятию «добросовестность», необходимо наиболее легальное и приемлемое закрепление, а также развитие критериев для уяснения данного понятия. В то же время другие цивилисты думают, что невозможно дать определение указанному понятию. Добрая совесть, является не всегда функциональной в совпадающем значение, не может быть определена подробным образом даже доктринально, а тем более, легально.
Так же распространено мнение, что понятие «добросовестность» является неконкретным, неопределенным. Именно такие понятия зачастую встречаются в нормах гражданского права, и их уже традиционно определяют к оценочным понятиям, характерной чертой которых является лишение их ясного законодательного определения, что принуждает практиков и теоретиков определять ценность их самостоятельно. О нужде таких понятий («добросовестность», «разумность», и т. п.) давно спорят, так как закон устремляется к конкретным понятиям, но при этом уберегает в нормах права понятия, без явного интерпретации и разъяснения их содержания. Понятие дает возможность сопоставить все местные условия, но в тоже время выявляется неконкретизированность и абстрактность содержания, исключение конкретных ситуаций, психологические особенности, социально-политическую обстановку, к которым употребляется норма права, а также часть моментов, не выявленных и не отраженных в законе. Также делают все, что изволит исправить оценочное понятие средством специфическим и осуществляет индивидуальное регулирование. Выделяя целесообразность, мы может сказать, что отношения многообразные не всегда можно применить категоричные и не всегда четкие нормы права.
Полагается, что понятие «добросовестность» относится к качественным оценочным понятиям, исходя из того что они выражают признаки, свойства соединенных воедино явлений, зависящих от ориентации законодателя, без выявления степени ценностной характеристики и ее соответствия как основополагающего. Полагаю, что добросовестность, характеризует субъекта как оценочное понятие в гражданском праве.
К наиболее важным функциям принципа доброй совести следует отнести выступление его в качестве оценочного критерия поведения участников гражданско-правовых сделок, а также в качестве одного из источников права, необходимого для выяснения содержания отношений между субъектами гражданского права.
Злоупотребление правом является частным случаем нарушения принципа доброй совести. Категория добросовестности выступает в области злоупотребления в двух качествах: объективной и субъективной категории. Принцип доброй совести выступает как предел осуществления прав, но нарушение указанного принципа недостаточно для признания злоупотребления правом, необходимо также указанное право осуществлять недобросовестно (добросовестность в субъективном смысле), т. е. с намерением причинить вред.
Согласно смыслу ст. 10 ГК РФ, осуществление права в противоречии с принципом доброй совести может повлечь отказ в его защите во всех случаях, однако, добросовестность субъекта предполагается только в случаях, когда закон прямо требует осуществления права, согласно принципу доброй совести. Если закон указывает на прямую связь между защитой права и добросовестностью, то в этом случае применяется презумпция добросовестности, если же указанной связи нет, то действует презумпция вины.
В действующем законодательстве нет нормы, устанавливающей презумпцию добросовестности приобретателя. Добросовестность давностных владельцев предполагается в случае защиты ими своего владения от третьих лиц, но она не действует при приобретении права собственности по давности владения: в таком случае лицо не нуждается в защите.
Добросовестное заблуждение должно иметь место в момент совершения действий, нарушающих права других лиц; если неправомерные действия имеют длящийся характер, то в течение указанных действий.
Понятие добросовестности в приобретательной давности не следует рассматривать в субъективном смысле как незнание о том, что на самом деле субъект не является собственником. Добросовестность следует рассматривать как поведение, которое, по мнению незаконного владельца, не нарушает законных прав и интересов других субъектов правоотношений, в том числе прав законных владельцев приобретаемой вещи. Таким образом, добросовестное владение в приобретательной давности рассматривается как поведение владельца, соответствующее принципу доброй совести.
В случае приобретения права собственности на вещь, созданную посредством переработки чужих материалов (ст. 220 ГК РФ) следует говорить о поведении лица, осуществившего переработку как соответствующее или несоответствующее принципу доброй совести (добросовестность в объективном смысле).