Частное предпринимательство юридических диц

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является научный анализ формально-юридической и содержательной сторон частного предпринимательства юридических лиц.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть содержание и юридическую природу юридического лица;
- определить понятие и провести структурно-функциональный анализ деятельности юридических лиц, осуществляющих частное предпринимательство;

Файлы: 1 файл

диплом частное предпринимат юр лиц.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

Имущество (права  и обязанности) переходят к правопреемнику реорганизуемого юридического лица в момент регистрации вновь возникших  юридических лиц или вносимых в учредительные документы изменений, если иное не предусмотрено законодательными актами или решением о реорганизации.

Статья 47 ГК РК предусматривает два основания отказа в регистрации вновь создаваемых в результате реорганизации юридических лиц:

1) непредставление  с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса;

2) отсутствие  в передаточном акте или разделительном  балансе положений о правопреемстве  реорганизованного юридического  лица.

Помимо указанных, отказ в регистрации может  последовать по общим основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 42 ГК РК.

Статья 48 ГК РК закрепляет следующие гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации:

а) орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица;

б) при разделении и выделении кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков;

в) если разделительный баланс (при разделении и выделении) не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделялось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

1) Если при реорганизации юридического лица прекращение его влечет правопреемство по обязательствам, то при ликвидации юридическое лицо прекращается без правопреемства.

Ликвидация  может быть добровольной и принудительной.

Добровольная  ликвидация юридического лица производится по решению собственника его имущества (уполномоченного им органа) либо соответствующего органа юридического лица по любому основанию.

Принудительная  ликвидация осуществляется по решению суда в случаях:

а) банкротства;

б) признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

в) систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

г) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства;

д) принятия решения соответствующим органом, уполномоченным государством, по основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Ликвидация  отдельных видов юридических  лиц возможна по решению соответствующего органа, уполномоченного государством по основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Перечень оснований  принудительной ликвидации юридического лица, таким образом, исчерпывающим  не является.

Ликвидация  юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией, назначаемой собственником его имущества (уполномоченным им органом) либо соответствующим органом юридического лица - в случае добровольной ликвидации, судом - в остальных случаях. Ликвидационная комиссия на период ликвидации управляет юридическим лицом и выступает от его имени.

Ликвидационная  комиссия сообщает в органы юстиции  о предстоящей ликвидации, дает официальное  объявление о ликвидации юридического лица в прессе с указанием срока  подачи претензий кредиторами, который  не может быть менее 2-х месяцев.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются, согласно статье 51 ГК, в следующей очередности:

в первую очередь - удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое  лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь - удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом  имущества ликвидируемого юридического лица;

в третью очередь - производятся расчеты по оплате труда  с лицами, работающими по трудовому  договору, и по выплате вознаграждения по авторским договорам;

в четвертую  очередь - погашается задолженность  по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

в пятую очередь - производятся расчеты с другими  кредиторами в соответствии с  законодательными актами.

Следует отметить, что порядок капитализации указанных  платежей действующим законодательством, к сожалению, не определен;

Претензии кредиторов, неудовлетворенные за недостатком имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными.

Требования  кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом, обеспечиваются из стоимости  заложенного имущества в пределах суммы обеспечения, а в остальной части - наравне с кредиторами пятой очереди.

Погашенными считаются  также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался в суд, и требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

2) Банкротство. Частным случаем ликвидации юридического лица является объявление его банкротом. Понятие банкротства дано в статье 52 ГК РК, согласно которой "банкротство - признанная решением суда или официально объявленная во внесудебном порядке на основании соглашения с кредиторами несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации". Таким образом, основанием признания юридического лица банкротом является его несостоятельность, под которой понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов за счет принадлежащего ему имущества. Признание же юридического лица банкротом - основание его ликвидации. Введение особой процедуры ликвидации несостоятельного юридического лица основной целью имеет обеспечение интересов его кредиторов. Ввиду недостаточности имущества ликвидируемого должника для удовлетворения требований всех его кредиторов, процедуры банкротства призваны обеспечить справедливое распределение активов банкрота между кредиторами под их контролем.

В соответствии с Гражданским кодексом возможно банкротство индивидуального предпринимателя  и юридического лица. Очевидно, однако, что институт банкротства в отношении  учреждений и казенного предприятия  применяться не должен, так как  при недостаточности у них денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Поэтому, согласно статье 2 Закона РК "О банкротстве" от 21 января 1997 года, действие его не распространяется на казенные предприятия и учреждения. В зависимости от того, кто инициирует применение процедуры банкротства в отношении несостоятельного должника, банкротство возможно в добровольном или принудительном порядке.

Добровольное  банкротство имеет место в случае признания должника банкротом решением суда на основании заявления самого должника либо официального объявления должника о своем банкротстве во внесудебном порядке на основании соглашения с кредиторами. Принудительное банкротство возможно на основании заявления в суд кредиторов или иных указанных в Законе "О банкротстве» лиц [30].

ГК предоставляет  должнику право обращаться в суд  с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в связи с  его несостоятельностью. Однако, в  случаях принятия должником (а в отношении государственного предприятия - уполномоченным органом) решения о ликвидации он обязан обратиться в суд с таким заявлением, если имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, т.е. если он несостоятелен.

Кредитор может обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, если он не исполнил обязательство в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения. Таким правом обладают кредиторы, имущественные требования которых вытекают из гражданско-правовых обязательств, а также налоговые и иные уполномоченные государственные органы в отношении обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Следовательно, работники юридического лица в связи с задержкой выплаты им заработной платы обратиться в суд с заявлением о признании работодателя банкротом не могут. Требования их о взыскании невыплаченной заработной платы могут быть удовлетворены в порядке общеискового производства. Согласно Закону "О банкротстве", производство по делу о банкротстве может быть возбуждено также по заявлению уполномоченного государственного органа в отношении государственного предприятия и хозяйственных товариществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее двух третей. В интересах государства и его органов, кредиторов отсутствующего должника, а также в случаях умышленного банкротства, заявление о признании должника банкротом может быть заявлено прокурором.

Дело о банкротстве, согласно статье 34 Закона "О банкротстве", должно быть рассмотрено судом в  течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Судом может быть вынесено одно из следующих постановлений:

а) решение о  признании должника банкротом и  возбуждении конкурсного производства;

б) решение от отказе в признании должника банкротом;

в) определение о применении реабилитационной процедуры при наличии ходатайства;

г) определение  о прекращении производства по делу.

После возбуждения  производства по делу о банкротстве, но не позднее 15 дней, вводится внешнее  управление должником. Органы управления несостоятельного должника отстраняются от управления его имуществом и делами, которое переходит к назначенному администратору.

3) Реабилитационные процедуры Не менее важной задачей процедуры банкротства является предоставление возможности должнику восстановить платежеспособность и предотвратить его ликвидацию. В этом заинтересован бывает не только должник, но нередко и кредиторы, да и общество в целом.

До вынесения  судом соответствующего решения  к неплатежеспособному должнику могут быть применены реабилитационные процедуры.

Реабилитационная  процедура - судебная или внесудебная  процедура, в рамках которой к  несостоятельному должнику могут быть применены любые не реорганизационные, организационно-хозяйственные, финансово-экономические; правовые и иные не противоречащие законодательству меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации. Реабилитационная процедура может быть применена лишь в отношении коммерческих организаций и не должна превышать двух лет. Ходатайство о применении указанной процедуры может быть заявлено должником, собственником его имущества (в отношении государственных предприятий) или кредитором. На осуществление реабилитационной процедуры необходимо согласие кредиторов, представляющих более 50 процентов от общей суммы обеспеченных залогом требований, и более 50 процентов от общей суммы требований остальных кредиторов. Реабилитационная процедура осуществляется назначаемым с согласия кредиторов реабилитационным управляющим.

В случае объявления несостоятельного должника банкротом осуществляется его ликвидация в порядке конкурсного производства, для чего назначается конкурсный управляющий. Срок ликвидации банкрота определяется судом и не может превышать двух лет.  
Требования кредиторов банкрота удовлетворяются в порядке очередности, установленной статьей 51 ГК РК.

Закон РК "О  банкротстве" предусматривает упрощенные процедуры банкротства в отношении  отсутствующего должника, а также  несостоятельного должника при принятии им (собственником его имущества) решения о ликвидации. В указанных случаях не применяются реабилитационные процедуры, решение о признании должника банкротом и его ликвидации должно быть вынесено в течение двух недель в отношении отсутствующего должника и в месячный срок в отношении ликвидируемого несостоятельного должника.

 

 

2.1 Государственное  регулирование предпринимательской  деятельности

 

 

Ответственность предпринимателя наступает чаще всего за административное правонарушение, т,е. за противоправное (умышленное или  неосторожное) действие или бездействие, за которое действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная  ответственность предпринимателя  за нарушение в сфере управления регулируется различными нормативными актами; законами, указами Президента, Постановлениями правительства, в том числе Кодексом РК "Об административных правонарушениях".

Административная, в том числе и финансовая ответственность. наступает не за нарушение чьих-то субъективных прав, а за нарушение  общественных и государственных интересов, поэтому применяется соответствующим органом государственного управления, но не потерпевшим. Как правило, она применяется в виде взыскания штрафа, который уплачивается из чистой прибыли и поступает в бюджет.

Взыскание административного штрафа осуществляется в бесспорном порядке.

Однако вместе с тем в ряде случаев законодательство устанавливает право предпринимателя  обращаться в суд с обжалованием действий административных органов.

Основные направления  государственного регулирования предпринимательства:

1) Государственное регулирование предпринимательской деятельности предусматривает порядок создания предприятий и лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, а также ответственность за нарушение этих правил.

Так, деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Информация о работе Частное предпринимательство юридических диц