Частное предпринимательство юридических диц

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является научный анализ формально-юридической и содержательной сторон частного предпринимательства юридических лиц.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть содержание и юридическую природу юридического лица;
- определить понятие и провести структурно-функциональный анализ деятельности юридических лиц, осуществляющих частное предпринимательство;

Файлы: 1 файл

диплом частное предпринимат юр лиц.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

ГК 1964 года закреплял  общий для всех юридических лиц  принцип специальной их правоспособности, так как юридические лица наделялись гражданской правоспособностью  в соответствии с установленными целями их деятельности. Соответственно, любая сделка, совершенная юридическим лицо в противоречии с целями, указанными в его уставе, являлась недействительной.

Новый ГК РК предусматривает специальную правоспособность лишь для некоммерческих организаций. Все они могут приобретать лишь такие права и принимать на себя лишь такие обязанности, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в уставе или ином учредительном документе.

Коммерческие  организации, напротив, обладают не специальной, а общей правоспособностью. Такие  организации могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательными актами. Следовательно, коммерческая организация вправе заниматься и такой деятельностью, которая не предусмотрена ее уставом, важно только, чтобы законом она не была запрещена.

Из принципа общей правоспособности коммерческих организаций возможны исключения. Во-первых, для таких организаций специальная правоспособность может быть предусмотрена законодательным актом. Так, специальной правоспособностью обладают банки согласно Закону "О банках и банковской деятельности".[24] Специальной является правоспособность государственных предприятий в соответствии с ГК РК и Законом Республики Казахстан "О государственном предприятии".[25]

 Во-вторых, правоспособность коммерческой организации может быть ограничена его учредителями (участниками) путем соответствующего указания в учредительных документах. Такие ограничения могут быть установлены либо путем установления исчерпывающего перечня разрешаемых для данного юридического лица видов деятельности, либо путем установления запрета на осуществление каких-то ее видов [26, с. 176].

Для случаев  самоограничения правоспособности коммерческой организации важно, чтобы  наличие ограничений с очевидностью (бесспорно) вытекало из учредительных  документов. Гак, если в уставе коммерческой организации содержится перечень видов деятельности, составляющих предмет ее деятельности, то отсутствие разрешения заниматься "и иными, не запрещенными законом видами деятельности" (традиционная для устава оговорка), само по себе не является основанием для вывода о специальной правоспособности данного юридического лица. Вывод о закрытости перечня разрешаемых данному юридическому лицу видов деятельности должен быть очевидным, не вызывающим сомнений, то есть должен содержать запрет на осуществление другой, помимо перечисленных видов, деятельности.

 В отличие от граждан, у юридических лиц дееспособность возникает одновременно с правоспособностью. Дееспособность юридического лица реализуется действиями его органа. Согласно статье 37 ГК РК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами.

 Орган юридического лица вырабатывает и осуществляет волю юридического лица и его действия, в пределах принадлежащих ему полномочий являются действиями самого юридического лица. Вместе с тем, по обязательствам, принятым органом юридического лица с превышением полномочий, перед третьими лицами оно несет ответственность (п. 4 ст. 44 ГК РК). При этом, однако, закон допускает возможность признания недействительной сделки, совершенной с нарушением уставной компетенции органа юридического лица, заключившего сделку, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать о таком нарушении.  
Виды, порядок назначения или избрания органов юридического лица и их полномочия определяются законодательством и учредительными документами.

Общие положения  статьи 37 ГК РК конкретизируются в нормах о конкретных видах юридических лиц. Органы юридического лица могут быть коллегиальными и единоличными.

2) Наименование юридического лица. Согласно пункту 1 статьи 38 ГК РК "юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других юридических лиц". Наименование юридического лица является средством его индивидуализации как субъекта права. Наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, после регистрации юридического лица является его фирменным наименованием. Под определенным фирменным наименованием юридическое лицо вносится в единый государственный регистр юридических лиц.  
Фирменное наименование подлежит регистрации одновременно с регистрацией коммерческой организации и является особым объектом права (объектом исключительных прав), относящегося к интеллектуальной собственности (ст. 125 ГК РК).

Лицо, неправомерно использующее чужое фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано  прекратить его использование и  возместить причиненные убытки.

Наименование  юридического лица, помимо его названия, обязательно должно включать указание на организационно-правовую форму. Законодательством может быть предусмотрено включение в наименование юридического лица и иной информации. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона "О страховой деятельности" фирменное наименование страховой организации должно включать слово "страховая". [27]

Помимо перечисленных  требований, предъявляемых к наименованию юридического лица, статья 38 ГК содержит ряд ограничений. Так, в частности, не допускается использование названий, противоречащих нормам общественной морали, собственных имен лиц, не являющихся участниками организации, без согласия этих лиц либо их наследников. Не допускается также использование обозначений организационно-правовых форм и терминов, принятых в других странах, но не предусмотренных ГК. Использование же в наименовании юридического лица указаний на официальные названия государств и наций допускается в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

3) Местонахождение юридического лица имеет важное практическое значение (при определении места исполнения обязательства, подсудности гражданских дел и т.д.). Статья 39 ГК РК местом нахождения юридического лица признает место нахождения его постоянно действующего органа и обязывает указывать его в учредительных документах с записью полного почтового адреса. В отношениях с третьими лицами юридическое лицо не вправе ссылаться на несоответствие своего фактического адреса адресу, внесенному в единый государственный регистр юридических лиц. При этом третьи лица вправе направлять юридическому лицу почтовую и иную корреспонденцию как по адресу, внесенному в государственный регистр, так и по фактическому адресу.

4) Филиалы и представительства юридических лиц. Согласно статье 43 ГК РК филиалы и представительства являются обособленными подразделениями "юридического лица, находящимися вне места его нахождения, и, не являясь юридическими лицами, осуществляют все или часть его функций, в том числе представительские функции. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденного им положения.

Руководители  филиалов и представительств назначаются  уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании  его доверенности. Таким образом, руководители филиалов и представительств (а не сами филиалы и представительства) выступают в качестве представителей юридического лица. Полномочия руководителя филиала или представительства определяются выданной ему доверенностью, а не положением о филиале или соответственно представительстве [28, с. 94].

Сделки руководителями филиалов и представительств заключаются  от имени юридического лица и ответственность  по обязательствам, возникающим из таких сделок, несет юридическое  лицо всем принадлежащим ему имуществом.

Согласно пункту 4 статьи 42 ГК РК, филиалы и представительства подлежат регистрации в установленном законодательными актами порядке (учетная регистрация).

 Существенных различий в правовом положении филиалов и представительств нет. Однако, если филиал осуществляет все или часть функций юридического лица, в том числе и функции представительства, то представительство призвано осуществлять защиту и представительство интересов создавшего его юридического лица, совершать от его имени сделки и иные правовые действия.

В отличие от ГК 1964 года, новый кодекс более детально регулирует отношения, связанные с  реорганизацией и ликвидацией юридических  лиц, исходя при этом, прежде всего, из интересов кредиторов реорганизуемого  или ликвидируемого юридического лица.

Статья 45 ГК РК предусматривает следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Законодательством могут быть предусмотрены и другие формы реорганизации.

Реорганизация может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация осуществляется по решению собственника имущества юридического лица (уполномоченного им органа) или органа юридического лица уполномоченного учредительными документами на его реорганизацию. Следует, однако, иметь в виду, что для отдельных видов юридических лиц императивной нормой законодательного акта к компетенции конкретных органов юридического лица относится принятие решения о его реорганизации. Так, согласно статье 79 ГК РК, к исключительной компетенции общего собрания участников относится решение вопроса о реорганизации или ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью.

Соответственно, реорганизация юридического лица осуществляется решением собственника его имущества (уполномоченного им органа), или  органом, уполномоченным законодательным актом, либо учредительными документами, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.  

Решение о реорганизации  юридического лица принимается, как  правило, его высшим органом. В ГК РК установлено, что в случаях, предусмотренных законом, реорганизация юридического лица производится с согласия компетентного государственного органа. Указанная норма учитывает прежде всего положения антимонопольного законодательства. В нашей республике аналогичные положения были исключены из Закона "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и не предусмотрены ГК.[29]

Принудительная  реорганизация может быть осуществлена по решению судебных органов в  случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 3 ст. 45 ГК РК). Таким образом, ГК РК устанавливает лишь судебный порядок принудительной реорганизации юридических лиц.

Порядок принудительной ликвидации определен пунктом 3 статьи 45 ГК РК, в соответствии с которой "если собственник имущества юридического лица, уполномоченный им орган, учредители или орган юридического лица, уполномоченный на его реорганизацию его учредительными документами, не осуществит реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении судебного органа, суд назначает управляющего юридическим лицом и поручает ему. осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на утверждение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц".

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением  случаев реорганизации в форме  присоединения, с момента регистрации  вновь возникающих юридических  лиц.

При реорганизации  юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в государственный регистр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.  
ГК РК (ст. 46) решает вопрос правопреемства при реорганизации юридических лиц применительно к каждому ее виду.

Так, при слиянии  и преобразовании юридического лица права и обязанности каждого  из них (при слиянии) и реорганизованного (при преобразовании) переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным балансом.

При присоединении  юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права  и обязанности присоединенного  юридического лица в соответствии с  передаточным актом.

 В случае разделения юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

 При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них, в соответствии с разделительным балансом, переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Требования, предъявляемые к передаточному акту и разделительному балансу (их содержания, утверждения), содержатся в статье 47 ГК РК.

Важными представляются положения пункта 1 рассматриваемой статьи, согласно которому передаточный акт и разделительный баланс должны решать вопросы правопреемства по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также обязательства, срок исполнения которых не наступил.

Информация о работе Частное предпринимательство юридических диц