Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 22:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - провести анализ законодательства, правоприменительной практики и специальной юридической литературы о несостоятельности (банкротстве).
Эта цель диктует и задачи:
- Дать определение понятию прекращение юридических лиц, а так же его формам;
- Определить характеристику реорганизации и ликвидации юридических лиц;
- Проанализировать проблемы, возникающие в процессе прекращения юридических лиц;
- Рассмотреть институт банкротства как особый способ ликвидации юридических лиц.
- изучить развитие и возникновение несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
- рассмотреть тенденции развития Российского законодательства о несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
- дать понятие и характеристику основных процедур несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки юридического лица ………………………………..6
2. Порядок рассмотрения дел связанных с банкротством……………….……6
2.1. Понятие и общие признаки банкротства ……………………………1
2.2. Процессуальные особенности банкротства
2.3. Проблемы института банкротства юридического лица
3. Банкротство как основание ликвидации юридического лица
4. Стадии процедуры банкротства юридического лица
4.1. Наблюдение
4.2. Финансовое оздоровление
4.3. Внешнее управление
4.4. Конкурсное производство
4.5. Мировое соглашение
5. Особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц
5.1. Банкротство градообразующих организаций.
5.2. Банкротство сельскохозяйственных организаций
2. (название)……………………………………………………………..25
2.1.(название)…………………………………………………………25
2.2.(название)……………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………….. 63
Список использованных источников и литературы ………………67
Положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вызвали наибольшее количество возражении при принятии нового закона. Основной аргумент противников введения института банкротства граждан состоит в том, что это не соответствует Гражданскому кодексу РФ. В связи с этим следует отметить, что отсутствие в тексте ГК статьи, специально посвященное банкротству граждан, при наличии статей, регулирующих банкротство индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65), вовсе не означает запрета на включение соответствующих норм в текст Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Более того, реализация некоторых положений, содержащихся в Кодексе, на мой взгляд, в принципе невозможна без регулирования порядка признания граждан несостоятельными.
Прежде всего это касается норм, предусматривающих субсидиарную ответственность учредителей (участников) юридических лиц за доведение должника до банкротства (ст. 56 и 105 ГК), а также положения об ответственности лиц, которые в силу закона или учредительных документов юридического лица выступают от его имени (п. 3 ст. 53 ГК). В подобных случаях размер ответственности граждан, к являющихся индивидуальными предпринимателями, может во много раз превысив стоимость их имущества, что будет иметь крайне негативные последствия как для самих граждан, так и для иных их кредиторов (к примеру, для их детей, получающих алименты). Такие же проблемы могут возникнуть и при реализации иных положений ГК, устанавливающих субсидиарную. или солидарную ответственность физических лиц по долгам юридических лиц. Единственное решение этой проблемы - введение института банкротства граждан, не являющихся предпринимателями.
Кроме того, с точки зрения защиты прав и законных интересов кредиторов невозможно объяснить, почему они вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве индивидуального предпринимателя, не оплатившего небольшую партию переданного ему товара, и в то же время не могут добиться возбуждения дела о банкротстве бывшего руководителя банка, не возвратившего многомиллионные суммы займов.
У этой проблемы есть и другая сторона. Мировая практика исходит из того, что институт банкротства граждан (так называемое "потребительское" банкротство) является благом для добросовестных граждан, поскольку позволяет им в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество.
И тем не менее в соответствии со ст. 185 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступят в силу лишь с момента введения в действие норм о банкротстве граждан, которые будут внесены в Гражданский кодекс. Дело в том, что в настоящее время лишь формируется служба судебных приставов-исполнителей, на плечи которых ляжет ответственность за исполнение решений арбитражных судов о банкротстве граждан. Однако данное обстоятельство не означает, что положения о банкротстве граждан, содержащиеся в главе IX Федерального закона, вовсе не будут применяться до внесения соответствующих изменений в Кодекс. По правилам этой главы будет осуществляться банкротство индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, что позволит приобрести определенную практику по исполнению судебных решений о банкротстве граждан.
Последствия признания гражданина банкротом
На основании решения арбитражного
суда о признании гражданина банкротом
осуществляется продажа его имущества,
включенного в конкурсную массу. Денежные
средства, вырученные от продажи имущества
гражданина, а также имевшиеся в наличии,
вносятся в депозит арбитражного суда
и используются затем для покрытия расходов,
связанных с рассмотрением дела о банкротстве
и исполнением решения арбитражного суда
о признании гражданина банкротом и об
открытии конкурсного производства. Требования
кредиторов удовлетворяются в порядке
очередности, предусмотренной п. 2 ст. 211
Закона о банкротстве.
Важнейшим последствием объявления гражданина
банкротом является освобождение его
от обязательств, в том числе и не погашенных
в связи с недостатком средств, вырученных
от продажи имущества гражданина. Согласно
п. 1 ст. 212 Закона о банкротстве после расчетов
с кредиторами гражданин, признанный банкротом,
освобождается от дальнейшего исполнения
требований кредиторов, заявленных при
осуществлении процедуры признания гражданина
банкротом. В виде исключения сохраняют
силу и могут быть предъявлены и после
окончания производства по делу о банкротстве
гражданина требования о возмещении вреда,
причиненного жизни и здоровью, о взыскании
алиментов и некоторые другие (п. 2 ст. 212
Закона о банкротстве).
Вместе с тем закон устанавливает меры,
препятствующие недобросовестным должникам
использовать процедуру банкротства для
ухода от уплаты долгов. Согласно ст. 213
Закона о банкротстве дело о банкротстве
не может быть возбуждено повторно в течение
пяти лет после признания гражданина банкротом
по его заявлению. В случае же повторного
признания гражданина банкротом по заявлению
кредитора, заявлению уполномоченного
органа по требованиям об уплате обязательных
платежей в течение пяти лет после завершения
расчетов с кредиторами такой гражданин
не освобождается от дальнейшего исполнения
требований кредиторов. Неудовлетворенные
требования кредиторов могут быть предъявлены
в порядке, установленном гражданским
законодательством.
Таким образом, гражданин, признанный
банкротом, освобождается от бремени долгов.
Он лишился имущества, которое было продано
с целью их погашения, но зато приобрел
душевное спокойствие и возможность начать
новый этап в своей жизни. Недаром институт
банкротства гражданина рассматривается
в развитых правовых системах как один
из наиболее эффективных способов защиты
граждан, попавших в тяжелое материальное
положение волею обстоятельств Необходимо
иметь в виду, что в соответствии с п. 2
ст. 231 Закона о банкротстве положения
о банкротстве граждан, не являющихся
индивидуальными предпринимателями, будут
введены в действие только со дня вступления
в силу федерального закона о внесении
соответствующих изменений и дополнений
в федеральные законы. Следовательно,
применение этих норм отложено законодателем
на весьма неопределенное время.
Заключение
В данной курсовой работе был рассмотрен институт банкротства (несостоятельности) юридического лица, определено понятие банкротства (несостоятельности) юридических лиц, выяснили значение института банкротства (несостоятельности) юридических лиц, раскрыли признаки банкротства проблемы, перспективы и охарактеризовали основные причины возникновения банкротства предприятий. Несостоятельность юридических лиц затрагивает различные стороны деятельности, и не следует забывать, что ответы на вопросы, связанные с банкротством, разрешаются не только Законом о несостоятельности, но и иными отраслями права. Так, видна тесная связь с законодательством о собственности, залоге, управлении, корпоративным, трудовым, финансовым правом, и иных отраслей частного права. В части наказаний, законодательство о несостоятельности корреспондирует с уголовным и административным правом. Безусловно, Закон содержит ряд новелл, которые совершенно необходимы для цивилизованного проведения процедуры банкротства. К ним следует отнести возможность участвовать в процедуре банкротства "собственникам должника" в лице представителей учредителей (участников) должника или представителей собственника имущества должника - унитарного предприятия. Полномочия данных лиц направлены, во-первых, на сохранение бизнеса должника с целью недопущения обычной распродажи имущества и, во-вторых, позволяют так или иначе контролировать процедуру банкротства.
К числу других положительных признаков Закона относятся: голосование в процедурах банкротства уполномоченного органа; переход из конкурсного производства во внешнее управление; регулирование банкротства отдельных категорий должников, в т.ч. стратегических организаций; ужесточение требований к кандидатуре арбитражных управляющих; возможность сохранения бизнеса должника путем проведения замещения активов должника или путем финансирования со стороны третьего лица; продажа имущества должника на торгах и некоторые другие.
Что же касается вопроса о несовершенстве закона о несостоятельности, то зарубежный опыт показывает, что разработка и совершенствование законов о банкротстве - процесс бесконечный. Российская судебная практика по делам о несостоятельности увеличивается, постепенно развивается и законодательство по данному вопросу, появляются необходимые разъяснения, облегчающие применение законодательства, хотя до сих пор и остается негативное отношение к процедуре банкротства и попытки разрешить возникновение неплатежей любыми иными способами, законными и незаконными. Законодательство о банкротстве действует в России с 1 марта 1993 года и накопленный опыт пока не велик. Поэтому при разработке ныне действующего закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейшим мест в правовом регулировании хозяйственного оборота.
Практическая часть
Cписок крупных
ликвидированных фирм Москвы ск
В ходе процедуры наблюдения была выявлена кредиторская задолженность в размере 10 миллиардов рублей. Расплатиться с ней у лизинговой компании не было возможности, по словам Корзун, денег хватит на оплату судебных издержек по делу. Компания работает в убыток уже четыре года, с 2008, поэтому говорить о восстановлении платежеспособности не приходится. Кроме того, были обнаружены признаки преднамеренного банкротства, и правоохранительные органы извещены об этом. Скоро начнется проведение проверки
Как стало известно, инициатором ликвидации фирмы Москвы выступило летом прошлого года ООО "ИКБ "Совкомбанк", которому ответчик задолжал 192 миллиона рублей. Суд удовлетворил заявление и ввел процедуру наблюдения. В реестр кредиторов также вошли: ОАО "Банк ВТБ", ОАО "МДМ банк" и ЗАО "Спортивное общество "Сокольники".
Для справки. ОАО "Финансовая лизинговая компания" была создана в 1997 году и вела деятельность на рынке долгосрочного лизинга. основными направлениями работы компании были лизинговые услуги в сфере оборонной промышленности, лизинг воздушных судов, лизинг коммерческих судов и промышленного оборудования.
14 Постановление Президиума ВАС Рос. Федерации: Постановление Президиума ВАС Рос. Федерации № 5169/02 от 26 ноября 2002 г.
15 Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства: Постановление Правительства Рос. Федерации от 30 ноября 2003 г. N 855 // Собрание законодательства Рос. Федерации.- 2003.- N 49.- Ст. 4886.
16 Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих: Постановление Правительства Рос. Федерации от 14 февраля 2003 г. N 100 // Собрание законодательства Рос. Федерации.- 2003.- N 7.- Ст. 659.
17 О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2003 г. N 218 // Российская газета. – 2003.- 26 апреля.
18 Карелина С. А.- Правовое регулирование банкротства. Учебник — Москва // Волтерз Клуверз 2006г. С. 28-30
19 Зайцева В.В. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде / В. В. Зайцева // Право в Вооруженных Силах. –2003. - № 4. – С. 14.
20 Арбитражный процессуальный кодекс Рос. Федерации: от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ с изм. от 25.03.2008г. // Правовая система Консультант плюс
21 Пулова Л.В. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде // Право и экономика 2003г. №7
22 Химичев В.А. Проблемы применения законодательства о банкротстве в практической деятельности // «Закон» 2007г. №7
23 Дело N А48-1197/04-17б // Архив арбитражного суда Орловской области. 2006г.
24 Заболоцкая И,В. Проблема участия в делах о банкротстве арбитражных управляющих // газета «Налоги» 2006г. №22
25 Беркович Н.В. Реформа законодательства о банкротстве: Итоги, проблемы, решения.// «Безопасность бизнеса» 2006г. №1
26 Петрушин В.А. О некоторых проблемах Федерального Закона 2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» // «Правосудие в Поволжье» 2004г. №2
1 Гражданское право, часть 1: Учебник. / Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 2004г. С. 310.
2 Федеральный закон РФ от 21.10.2002. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ред. от 26.04.2007г. // Правовая система консультант плюс
3 Коровайко А. Реорганизация юридических лиц: проблемы правового регулирования. – Ростов, Экономика и жизнь, 2003 г. С. 234.
4 Карелина С,А.-Несостоятельность(
5 Зайцева В.В. Обжалование определений, принятых в рамках дела о банкротстве / В.В. Зайцева // Право в Вооруженных Силах. –2003. - № 4. – С. 16.
6 Никитина О.А. Банкротство под наблюдением / О. А. Никитина //Бизнес-адвокат. - 1998. - № 14 .
7 Карелина С.А.- Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. Учебник. Москва // Волтерз Клуверз 2006г. С.74
8 Дорохина Е.Г. - Арбитражное управление в системе банкротства. Учебник. Москва // Новый индекс 2008г. С. 45-46
9 Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу: Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу № А35-3728/02г. (Архив Арбитражного суда Курской области. 2003. Дело № А35-3728/02г).
10 Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу: Постановление ФАС Московского округа от 06.03.2003 г. по делу № А40-41548/02-95-254. (Архив Арбитражного суда города Москва. 2003. Дело № А35-3728/02г).
11 Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу: Постановление ФАС Центрального округа от 26.12.2002 г. по делу № А23-2011/02А-5-116 . (Архив Арбитражного суда Калужской области. 2004. Дело № А23-2011/02А-5-116).
12 Информационное письмо ВАС от 4.05.2006г №108-О некоторых вопросах связанных с назначением, освобождением и отстранением арбитражных управляющих в делах о банкротстве
Информация о работе Банкротво как основание прекращения деятельности юридического лица