Прекращение деятельности юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:07, доклад

Краткое описание

Прекращение деятельности юридического лица может произойти вследствие ликвидации, либо реорганизации. Ликвидации юридического лица - «…влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам». Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной.

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 42.00 Кб (Скачать)


Прекращение деятельности юридических лиц.

Прекращение деятельности юридического лица может произойти вследствие ликвидации, либо реорганизации. Ликвидации юридического лица - «…влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам».  Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной. Добровольно юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.  Принудительно юридическое лицо ликвидируется по решению суда, вследствие признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случаях осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности противоречащей его уставным целями.  Для принудительной ликвидации юридического лица необходимы веские основания.

Для некоторых юридических лиц законом предусмотрены дополнительные основания ликвидации. Так, «юридическое лицо являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признанным несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».  Хозяйственные общества и унитарные предприятия могут быть ликвидированы так же в случае уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала.

Теперь рассмотрим порядок ликвидации юридического лица (он достаточно четко определен законом), который включает в себя несколько этапов. В первую очередь учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационною комиссию (ликвидатора)  и определяют порядок и сроки ликвидации. На следующем этапе ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.  Третьим этапом можно назвать оценку состава кредиторской задолженности, составление комиссией промежуточного ликвидационного баланса который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшем решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.  На четвертом этапе ликвидационная комиссия производит выплаты по признанным требованиям на основании промежуточного баланса, с момента его утверждения. Очередность выплат закон предусматривает такую: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно то оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.  Выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Следующим, пятым этапом можно назвать составление окончательного ликвидационного баланса который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В случае если после удовлетворения требований кредиторов, осталось какое либо имущество, то оно передается учредителям (участникам) имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (если иное нигде не предусмотрено). Итак, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование с момента исключения его из единого государственного реестра на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства либо на основании представления собрания кредиторов о ликвидации юридического лица.

Существуют особенности ликвидации коммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм. Например, полное товарищество может быть ликвидировано также в случае, если в товариществе остается единственный участник, которой вправе в течение 6 месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество, в противном случаи это товарищество подлежит ликвидации. Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков.

Поскольку ликвидируемая коммерческая организация не имеет правопреемников, то вся документация, в первую очередь - по личному составу, должна передаваться на хранение в государственные архивы. Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. № 781-р и от 21 марта 1994 г. № 358-р рекомендовано включать в уставы коммерческих организаций положения, регламентирующие порядок передачи документов по личному составу на государственное хранение при реорганизации или ликвидации юридического лица.

Понятие несостоятельности (банкротства).

Для того чтобы раскрыть тему “Прекращение деятельности юридических лиц в связи с их несостоятельностью (банкротством)” необходимо четко определить само понятие банкротства, поскольку существуют различия между обывательским пониманием банкротства и его юридическим значением. “ Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника,”-говорит статья 1-я закона “О несостоятельности(банкротстве) предприятий”.

Под предприятиями Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий понимает занимающееся предпринимательской деятельностью юридическое  лицо, или не образующие юридического лица предприниматели, или гражданин-предприниматель;

Гражданский кодекс (ст. 65) в этом отношении копирует основания
признания банкротами юридических лиц - невозможность удовлетворить
требования кредиторов.  Необходимо отметить, что банкротами может признаваться только определенный круг юридических лиц. В это число входят, прежде всего, те, кто отнесен п.2 ст. 50 Гражданского кодекса к коммерческим организациям, то есть хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным предприятиям. Наряду с ними могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и некоторые коммерческие организации. Имеются в виду потребительские кооперативы и благотворительные организации либо иные фонды.

Казенные предприятия обладают одновременно признаками, присущими и коммерческим и некоммерческим организациям. Учитывая, что за действия казенных предприятий несет субсидиарную ответственность собственник (Российская Федерация), признано невозможным применение к ним процедуры банкротства.

Из определения банкротства следует, что одним из основных признаков несостоятельности является неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Таким образом, не может быть признано несостоятельным (банкротом) предприятие в случае неуплаты штрафов, пени, неустоек, поскольку суммы санкций не являются кредиторской задолженностью по оплате товаров (работ и услуг).

Данное определение не затрагивает задолженности предприятия-должника по кредитным договорам, заключенным с банками: имеется в виду обязанность возвратить суммы кредита, уплатить установленные в договоре проценты за  использование кредита. Вместе с тем очевидно, что такого рода суммы попадают под понятие “задолженность по оплате услуг”. Поэтому банки, выдавшие кредиты, имеют право предъявлять в арбитражный суд требования о признании должников по кредитным договорам несостоятельными (банкротами).

Под неспособностью предприятия обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды данное определение подразумевает отсутствие денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и иных аналогичных сумм.

Далеко не во всех случаях наличие кредиторской задолженности свидетельствует о возможности предъявления требований о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом). В соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) принимается во внимание лишь сумма задолженности, превышающая стоимость имущества должника. Исключение составляют случаи, когда стоимость имущества хотя и превышает сумму задолженности, однако имеет место неудовлетворительная структура баланса должника: такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника.

 



Информация о работе Прекращение деятельности юридических лиц