Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:07, курсовая работа
Цель состоит в том, чтобы подробнее проанализировать и изучить договор аренды транспортных средств, его понятие, признаки, виды.
Задачи исследования:
- изучить понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданских правоотношений;
- проанализировать правовое регулирование договора аренды транспортных средств;
Введение
1. Гражданско-правовая характеристика договора транспортных средств по современному российскому законодательству
1.1 Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права
1.2 Правовое регулирование договора аренды транспортных средств
2. Юридический анализ видов договора аренды транспортных средств по гражданскому законодательству РФ
2.1 Особенности аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатацией (аренда с экипажем) – фрахтование
2.2 Специфика договора аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатацией (аренда без экипажа)
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
д) особенности аренды отдельных видов транспортных средств устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Имеются в виду, прежде всего, воздушные и морские суда, а также суда внутреннего водного плавания, для безопасной эксплуатации которых необходимо соблюдать ряд специальных требований. Согласно ст. 104 ВК РФ аренда воздушных судов осуществляется по договору фрахтования (воздушный чартер). К этим договорам применяются правила воздушных перевозок, установленные ВК РФ.
Ими определены, в частности, условия допуска судов к эксплуатации (ст. 36). В соответствии с п. 2 ст. 36 порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, в том числе на условиях аренды, устанавливается федеральными авиационными правилами. Любое воздушное судно может быть допущено к эксплуатации лишь при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Арендатор воздушного судна обязан соблюдать установленные правила воздушных перевозок пассажиров и грузов. Применяются и иные правила, предусмотренные Кодексом: например, определяющие случаи, когда органу транспорта (фрахтовщику) предоставлено право прекратить перевозку (ст. 107), и др.
В КТМ РФ аренде морских судов посвящены глава X, регулирующая отношения по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер), то есть с пользованием услугами членов экипажа судна, и глава XI, посвященная договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).
В главе X дается определение договора тайм-чартера, перечислены требования к его содержанию, причем перечень условий, подлежащих включению в такой договор, значительно шире, чем установленный общими нормами по договору аренды. В нем, помимо наименования сторон, названия судна, его технических и эксплуатационных данных (то есть определения объекта аренды), указываются район плавания, цель фрахтования, время и место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст. 200 КТМ РФ).
В той же главе предусмотрено право фрахтователя судна заключать договоры субтайм-чартера; определены обязанности судовладельца по обеспечению мореходного состояния судна и обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации его и возврату. Часть норм этой главы - о подчиненности членов экипажа судна, об освобождении от ответственности фрахтователя за убытки, причиненные гибелью или повреждением судна, если не будет доказано, что они причинены по вине фрахтователя, и некоторые другие - совпадают с нормами о договоре аренды транспортных средств, содержащимися в Гражданском кодексе РФ. В главе X КТМ РФ указано, что ее положения применяются, если иное не предусмотрено договором.
В специальную главу выделены вопросы аренды судов в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (глава X). В ней, так же как и в других транспортных кодексах, содержится общая норма о договоре аренды и несколько специальных. Так, в соответствии с п. 5 ст. 60 КВВТ РФ передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна. Расходы, связанные с доставкой судна в указанный пункт, несет сторона, передающая судно. Или: арендатор (при аренде судна с экипажем) вправе назначить на судно своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана обязательными (п. 3 ст. 62 КВВТ РФ). Арендодатель обязан передать арендатору документы, предусмотренные законодательством о внутреннем водном транспорте РФ, необходимые для эксплуатации судна (п. 1 ст. 63 КВВТ РФ). В случае задержки внесения арендной платы более чем на 15 суток арендодатель вправе без предупреждения изъять судно у арендатора и взыскать с него понесенные в связи с этим убытки. Установлены и некоторые другие специальные правила.
В указанной главе, так же как и в КТМ РФ, имеется норма, гласящая, что установленные ею правила применяются, если иное не предусмотрено договором аренды. Эта норма придает диспозитивный характер всем положениям главы X КВВТ РФ. Следует, однако, иметь в виду, что она не может распространяться на положения, связанные с обеспечением надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатации сдаваемого в аренду судна. Принцип диспозитивности не распространяется на нормы, регулирующие вопросы, которые в силу своего характера и общих предписаний закона не подлежат регламентации договором.
Основные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, содержащиеся в нормах ГК РФ, связаны с обязанностями сторон по их содержанию, эксплуатации, а также с ответственностью за причиненный вред.
На арендодателя, сдающего транспортное средство в аренду с предоставлением услуг по управлению им и технической эксплуатации, возлагается обязанность в течение всего срока действия договора поддерживать его в надлежащем состоянии, включая осуществление как капитального, так и текущего ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634). При аренде транспортного средства без экипажа все эти обязанности возлагаются на арендатора, который должен осуществлять различные виды ремонта, поддерживать надлежащее состояние арендованного имущества (ст. 644). Указанные различия легко объяснимы. Арендатор, которому передается транспортное средство без экипажа, получает его в полное владение и пользование, принимая на себя обязанности по осуществлению комплекса работ по его обслуживанию, поддержанию в рабочем состоянии, сохранению эксплуатационных свойств. Нормы, определяющие обязанности сторон по осуществлению ремонта транспортных средств, сформулированы в виде императивных, и поэтому в договоре аренды стороны не могут предусматривать иное их распределение.
Арендодатель, сдающий транспортное средство в аренду с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, должен обеспечивать его безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Поскольку цели бывают разными: перевозка пассажиров, грузов, использование транспортного средства в течение длительного периода или на один рейс и т.д., - неодинаков и объем услуг, предоставляемых арендодателем. В договоре аренды может быть предусмотрено предоставление услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства, например по организации питания, и иного обслуживания пассажиров при сдаче судна в аренду для туристических целей и пр..
Арендодатель обязан укомплектовать экипаж соответствующими специалистами. Состав экипажа и его квалификация должны отвечать действующим правилам и условиям договора, а если обязательными правилами такие требования не установлены - требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.
В транспортных уставах и кодексах подробно урегулированы эти вопросы. Лица, управляющие воздушными судами, должны соответствовать требованиям, предусмотренным главой VII ("Авиационный персонал") и главой VIII ("Экипаж воздушного судна") ВК РФ. Ст. 52 ВК РФ определяет, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и других работ по обслуживанию воздушного движения. При отсутствии сертификата авиационный персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 53).
Конкретные требования, предъявляемые к соответствующим лицам, устанавливаются федеральными авиационными правилами. За деятельностью авиационного персонала осуществляется государственный контроль (об установлении такого контроля, например, Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 801). В главе, посвященной экипажу воздушного судна, особое внимание уделяется правам и обязанностям командира, несущего ответственность за надежную эксплуатацию судна и безопасность полета (ст. 58 ВК РФ).
Подробно урегулированы требования к экипажу судна Кодексом торгового мореплавания РФ. Согласно ст. 54 КТМ РФ к занятию должностей членов экипажа допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, соответствующие положению о дипломировании, утвержденному Правительством РФ. Указанные документы выдаются лицам, намеренным стать членами экипажа, если они отвечают установленным требованиям по стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке.
Регламентированы требования к экипажу судна КВВТ РФ (глава V) и рядом других правовых актов. Во всяком случае необходимо, чтобы управляющие транспортным средством лица имели документы, подтверждающие сдачу квалификационных экзаменов и разрешающие управление ими (водительские права и пр.). Соответствующие требования предъявляются и к лицам, которым поручается управление транспортным средством, взятым в аренду без экипажа.
Статья 217 КТМ РФ предусматривает, что фрахтователь судна по договору бербоут-чартера осуществляет комплектование его экипажа. При этом он вправе укомплектовать экипаж лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, входившими в его состав, при соблюдении правил, установленных ст. 56 КТМ РФ. Все члены экипажа должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законом и другими специальными правилами. Независимо от способа комплектования экипажа фрахтователем капитан судна и другие члены экипажа подчиняются в этих случаях фрахтователю во всех отношениях.
В соответствии с п. 4 ст. 64 КВВТ РФ арендатор судна без экипажа за свой счет осуществляет его укомплектование. Члены экипажа должны соответствовать требованиям законодательства в области внутреннего водного транспорта РФ. Следует обратить внимание также на п. 4 ст. 26 Кодекса, согласно которому состав экипажа самоходного транспортного судна должен соответствовать требованиям эксплуатации судов определенного типа. Они определяются положением, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, и являются обязательными для арендаторов судна без экипажа. Тот же подход должен соблюдаться арендаторами и других транспортных средств без экипажа.
Важное правовое значение имеет абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ, предусматривающий, что члены экипажа, обслуживающего транспортное средство, сданное в аренду с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, являются работниками арендодателя. В связи с этим по вопросам, относящимся к управлению и технической эксплуатации, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора.
По общему правилу расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях. Арендатор возмещает их в составе арендных платежей. Норма об оплате услуг и расходов по содержанию членов экипажа носит диспозитивный характер, и в договоре аренды стороны могут по-иному решить этот вопрос.
Коммерческая эксплуатация транспортного средства относится к сфере деятельности нанимателя, а потому расходы, связанные с нею, относятся на арендатора. В их состав входят затраты по оплате топлива и материалов, используемых в процессе эксплуатации, внесению различных сборов.
Управление и эксплуатационно-техническое обслуживание транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, осуществляется либо непосредственно самим арендатором, либо путем привлечения соответствующих работников, которые в этом случае будут состоять в трудовых или договорных отношениях с арендатором.
Если законом или договором предусмотрена обязанность страховать транспортное средство, а также ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, то она возлагается на арендодателя, когда транспортное средство обслуживается его экипажем (ст. 637 ГК РФ), и на арендатора - при аренде без экипажа (ст. 646 ГК РФ). Указанные нормы также носят диспозитивный характер.
В случае гибели или повреждения транспортного средства, сданного в аренду с экипажем, на арендатора может быть возложена обязанность возместить причиненные убытки лишь при условии, если арендодатель докажет, что гибель или повреждение произошли по обстоятельствам, за которые тот отвечает в соответствии с законом или договором (ст. 639 ГК РФ). По закону арендатор отвечает, если гибель или повреждение транспортного средства произошли по его вине либо по вине лиц, за действия которых он несет ответственность: например, по вине работников юридического лица (или гражданина) при исполнении ими своих служебных обязанностей, по вине несовершеннолетнего лица до четырнадцати лет. В отличие от общих правил, содержащихся в названных статьях гл. 59 ГК РФ, согласно которым вина причинителя вреда презюмируется, в данном случае бремя доказывания вины арендатора возлагается на арендодателя.
Договором может быть предусмотрена обязанность арендатора возместить арендодателю вред, возникший при случайной гибели или повреждении арендованного транспортного средства, то есть при отсутствии вины арендатора, и тогда будут действовать условия договора. Но если договор не содержит подобных условий, все последствия случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несет арендодатель как его собственник (ст. 211 ГК РФ).
Существенные особенности имеются в регулировании ответственности за вред, причиненный транспортными средствами, относящимися к источникам повышенной опасности. При сдаче в аренду транспортного средства с экипажем ответственность за вред, причиненный третьим лицам, несет арендодатель, являющийся владельцем источника повышенной опасности и осуществляющий управление им. Ответственность арендодателя перед третьими лицами наступает в этих случаях в соответствии с правилами ст. 1079 и другими положениями гл. 59 ГК РФ. Меры имущественной ответственности применяются независимо от вины владельца источника повышенной опасности. Основанием освобождения от ответственности может служить в таких случаях лишь наличие обстоятельств непреодолимой силы либо умысла или грубой неосторожности потерпевшего, вследствие которых причинен ущерб.