Аренда транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы подробнее проанализировать и изучить договор аренды транспортных средств, его понятие, признаки, виды.
Задачи исследования:
- изучить понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданских правоотношений;
- проанализировать правовое регулирование договора аренды транспортных средств;

Оглавление

Введение
1. Гражданско-правовая характеристика договора транспортных средств по современному российскому законодательству
1.1 Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права
1.2 Правовое регулирование договора аренды транспортных средств
2. Юридический анализ видов договора аренды транспортных средств по гражданскому законодательству РФ
2.1 Особенности аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатацией (аренда с экипажем) – фрахтование
2.2 Специфика договора аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатацией (аренда без экипажа)
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 65.77 Кб (Скачать)

Транспортными уставами и кодексами устанавливаются  специальные требования к экипажам транспортных средств. Так, в ст. 12 Федерального закона Российской Федерации "О железнодорожном  транспорте в Российской Федерации" говорится, что перевозчик - владелец подвижного железнодорожного состава должен иметь квалифицированных работников. В п. 2 ст. 56 ВК РФ говорится, что состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа. Согласно норме п. 1 ст. 57 ВК РФ командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

В соответствии с нормой п. 1 ст. 26 КВВТ РФ в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского  судна - также работники, обслуживающие  пассажиров судна. На должности, относящиеся  к командному составу судна и  судовой команде, могут быть назначены  только лица, имеющие дипломы и  квалификационные свидетельства, установленные  положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ (п. 1 ст. 27 КВВТ РФ).

Нормальная и  безопасная эксплуатация транспортного  средства напрямую зависит от правильности действий экипажа, члены которого являются работниками арендодателя. Неслучайно именно на арендодателя, если иное не предусмотрено  договором, возлагается обязанность  страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который  может быть причинен в связи с  его эксплуатацией в случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ). Поскольку члены экипажа  являются работниками арендодателя, расходы на их содержание и оплату их услуг несет арендодатель, если иное не установлено договором (абз. 3 п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Члены экипажа  подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической  эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства (п. 2 ст. 635 ГК РФ, п. 2 ст. 206 КТМ РФ). Именно право  арендатора отдавать экипажу обязательные распоряжения, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, отличает договор фрахтования транспортного  средства на время, являющийся договором  аренды, от договора фрахтования как  договора перевозки (ст. 787 ГК РФ, ст. 104 ВК РФ - воздушный чартер; п. 2 ст. 115 КТМ  РФ - морской чартер). В договоре фрахтования  собственник транспортного средства выступает как перевозчик, сохраняющий  владение и пользование транспортным средством и самостоятельно осуществляющий его коммерческую эксплуатацию. При  аренде транспортного средства с  экипажем (фрахтовании транспортного  средства на время) транспортное средство выбывает из владения и пользования  арендодателя, а его владение, пользование  и коммерческую эксплуатацию осуществляет арендатор. По этой причине, если иное не предусмотрено договором, арендатор  несет расходы, возникающие в  связи с коммерческой эксплуатацией  транспортного средства, в том  числе расходы на оплату топлива  и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ).

В рамках осуществления  коммерческой эксплуатации арендованного  транспортного средства арендатор  вправе от своего имени без согласия арендодателя заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, не противоречащие целям  использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а  если такие цели не установлены - назначению транспортного средства (п. 2 ст. 638 ГК РФ).

Согласно ст. 205 КТМ РФ фрахтователь, которому судно  представлено для перевозки груза, вправе от своего имени заключать  договоры перевозки груза, подписывать  чартеры, выдавать коносаменты, морские  накладные и иные перевозочные документы.

Исключением из общих правил об аренде является право  арендатора без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в  субаренду при условии, что договором  аренды транспортного средства с  экипажем не предусмотрено иное (п. 1 ст. 638 ГК РФ).

Таким образом, правомочия арендатора по владению и  пользованию арендованным транспортным средством включают в себя следующие  возможности:

а) использовать транспортное средство для перевозки  собственных грузов, для иных своих  нужд, оговоренных в договоре или  соответствующих назначению имущества (например, использование морского судна в качестве гостиницы);

б) использовать транспортное средство для исполнения договоров перевозки или иных договоров (например, использования  судна в качестве плавучей базы для  проведения подводных научно-исследовательских  работ), заключенных с третьими лицами;

в) сдавать транспортное средство в субаренду.

Транспортное  средство является источником повышенной опасности. Согласно ст. 640 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность  за вред, причиненный третьим лицам  в результате эксплуатации арендованного  с экипажем транспортного средства, а также его механизмами, устройствами и оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами об обязательствах из причинения вреда. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных  третьим лицам, если докажет, что  вред возник по вине арендатора. Будучи источником повышенной опасности, транспортное средство в момент причинения вреда  находится под управлением работников арендодателя, а потому именно арендодатель считается юридически ответственным  владельцем источника повышенной опасности.

Таким образом, в соответствии со ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование  и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической  эксплуатации. Договор аренды транспортного  средства с экипажем независимо от его срока заключается в письменной форме. К такому договору не применяются  правила об обязательной государственной  регистрации недвижимого имущества, закрепленное в ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2.2 Специфика  договора аренды транспортного  средства без предоставления  услуг по управлению и технической  эксплуатацией (аренда без экипажа)

По договору аренды транспортного средства без  экипажа арендодатель предоставляет  арендатору транспортное средство за плату во временное владение и  пользование без оказания услуг  по управлению им и его технической  эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК РФ) в соответствии с Приложением В.

Рассмотрим пример судебной практики.

МУП "Рубцовский муниципальный транспорт" обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с иском о взыскании  с муниципального учреждения "Гостиничный  комплекс "Алей" 181 299 рублей задолженности  по договорам на оказание услуг по перевозке легковым автомобильным  транспортом от 02.07.2006 и 10 469 рублей процентов  за пользование чужими денежными  средствами.

Определением  от 28.06.2007 к участию в деле в  качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены финансовое управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Алтайского края в городе Рубцовске, ООО "Артол" и администрация города Рубцовска.

Решением от 11.10.2007 с администрации взыскано 181 299 рублей, в остальной части  требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции Алтайского арбитражного суда от 13.03.2008 решение  изменено: с администрации взыскано 169 525 рублей задолженности по договорам, в остальной части решение  оставлено без изменения. Удовлетворяя иск в части задолженности  по договорам, суды исходили из того, что  материалы дела подтверждают факт наличия  задолженности администрации за оказанные предприятием услуги автотранспорта по заключенным 02.07.04 договорам. Уменьшая взыскиваемую сумму до 169 525 рублей, апелляционная инстанция указала  на признание предприятием того, что  истцом понесены дополнительные расходы  на эксплуатацию автомобилей в размере 11 774 рублей.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 02.07.2006 администрация и предприятие  заключили договоры на оказание услуг  по перевозкам легковым автомобильным  транспортом № 9/0-06, 10/06, 11/0-06 и 12/0-06. По условиям данных договоров предприятие (исполнитель) обязалось по заданию  администрации (заказчик) предоставлять  ей транспортные услуги по перевозке  легковым автомобильным транспортом, а последний - их оплачивать. Исполнитель  предоставляет в распоряжение заказчика  определенные в договорах автомобили с 8 часов до 17 часов ежедневно (кроме  выходных и праздничных дней). При  этом все расходы, связанные с  содержанием и ремонтом автомобилей, несет предприятие.

Руководствуясь  ст.ст. 274, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный  арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил: решение от 03.08.2007 и постановление апелляционной  инстанции от 13.03.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А32-11611/07-50/174 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

С решением суда согласны, т.к. администрация не предоставила доказательств того, что оплатила услуги по заключенным договорам  аренды транспортных средств без  экипажа, поэтому суд обоснованно  взыскал возникшую задолженность. В соответствии с подлежащей применению ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование  имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Рассматриваемый договор признается, согласно приведенному определению, реальным. Однако такое  решение далеко не бесспорно. Известный  морскому праву договор фрахтования  судна без экипажа (бербоут-чартер), являющийся аналогом договора аренды транспортного средства без экипажа, смоделирован как консенсуальный договор. Согласно ст. 211 КТМ РФ по договору фрахтования  судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную  плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно  для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового  мореплавания.

Договор аренды транспортного средства без экипажа  должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К  нему не применяются правила о  государственной регистрации (ст. 643 ГК РФ).

Транспортное  средство, переданное арендатору по данному  договору, управляется и эксплуатируется  им по своему усмотрению. Согласно ст. 645 ГК РФ арендатор своими силами осуществляет управление арендованным средством  и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую. Следовательно, арендатор несет ответственность  за формирование экипажа, осуществляющего  управление и техническую эксплуатацию.

Так, согласно ст. 217 КТМ РФ фрахтователь осуществляет комплектование экипажа судна. Фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна  лицами, ранее не являвшимися членами  экипажа данного судна, или лицами, ранее являвшимися членами экипажа  данного судна. В силу п. 4 ст. 64 КВВТ РФ арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет укомплектование  судна экипажем, члены которого должны соответствовать требованиям, установленным  законодательством в области  внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Арендатор вправе оставить на судне членов прежнего экипажа. Члены экипажа судна  подчиняются распоряжениям арендатора. Таким образом, любые действия отдельных  лиц или экипажа, сформированного  арендатором, будут рассматриваться  как действия самого арендатора.

Арендодатель  должен предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, позволяющем  эксплуатировать его в соответствии с назначением транспортного  средства и условиями договора.

По бербоут-чартерному договору судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние  к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и  оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером (ст. 216 КТМ РФ). Согласно п. 1 ст. 64 КВВТ РФ арендатор вправе требовать от арендодателя передачи всех документов, предусмотренных законодательством  в области внутреннего водного  транспорта РФ, для эксплуатации арендуемого  судна.

В обязательствах, возникающих из договора аренды транспортного  средства без экипажа, обязанность  по поддержанию надлежащего состояния  транспортного средства возлагается  на арендатора (ст. 644 ГК РФ), включая  осуществление им текущего и капитального ремонта.

Арендатору транспортного  средства, взятого в аренду без  экипажа, принадлежит право на его  коммерческое использование (п. 2 ст. 647 ГК РФ).

Арендатор вправе от своего имени без согласия арендодателя заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования  транспортного средства, указанным  в договоре аренды, а если такие  цели не установлены - назначению транспортного  средства. Одновременно на него возлагается  обязанность нести расходы на содержание арендованного транспортного  средства, его страхование, включая  страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие  в связи с его эксплуатацией. Данная обязанность может быть перенесена на арендодателя, только если это предусмотрено  договором.

Арендатор, если договором не предусмотрено иное, также вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п. 1 ст. 647 ГК РФ).

Из изложенного  видно, что права по использованию  транспортного средства (включая  права на коммерческое использование), принадлежащие арендатору по договору аренды транспортного средства без экипажа, однотипны правам арендатора в договоре аренды транспортного средства с экипажем.

Арендатор является лицом, непосредственно управлявшим  транспортным средством и эксплуатировавшим  его. Поэтому именно арендатор отвечает за вред, причиненный третьим лицам  транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием (ст. 648 ГК РФ), по правилам об ответственности  за вред, причиненный источником повышенной опасности.

Информация о работе Аренда транспортных средств