Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:07, курсовая работа
Цель состоит в том, чтобы подробнее проанализировать и изучить договор аренды транспортных средств, его понятие, признаки, виды.
Задачи исследования:
- изучить понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданских правоотношений;
- проанализировать правовое регулирование договора аренды транспортных средств;
Введение
1. Гражданско-правовая характеристика договора транспортных средств по современному российскому законодательству
1.1 Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права
1.2 Правовое регулирование договора аренды транспортных средств
2. Юридический анализ видов договора аренды транспортных средств по гражданскому законодательству РФ
2.1 Особенности аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатацией (аренда с экипажем) – фрахтование
2.2 Специфика договора аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатацией (аренда без экипажа)
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Транспортными уставами и кодексами устанавливаются специальные требования к экипажам транспортных средств. Так, в ст. 12 Федерального закона Российской Федерации "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" говорится, что перевозчик - владелец подвижного железнодорожного состава должен иметь квалифицированных работников. В п. 2 ст. 56 ВК РФ говорится, что состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа. Согласно норме п. 1 ст. 57 ВК РФ командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.
В соответствии с нормой п. 1 ст. 26 КВВТ РФ в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. На должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, могут быть назначены только лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ (п. 1 ст. 27 КВВТ РФ).
Нормальная и
безопасная эксплуатация транспортного
средства напрямую зависит от правильности
действий экипажа, члены которого являются
работниками арендодателя. Неслучайно
именно на арендодателя, если иное не предусмотрено
договором, возлагается обязанность
страховать транспортное средство и (или)
ответственность за ущерб, который
может быть причинен в связи с
его эксплуатацией в случаях,
когда такое страхование
Члены экипажа
подчиняются распоряжениям
В рамках осуществления
коммерческой эксплуатации арендованного
транспортного средства арендатор
вправе от своего имени без согласия
арендодателя заключать с третьими
лицами договоры перевозки и иные
договоры, не противоречащие целям
использования транспортного
Согласно ст. 205 КТМ РФ фрахтователь, которому судно представлено для перевозки груза, вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы.
Исключением из общих правил об аренде является право арендатора без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду при условии, что договором аренды транспортного средства с экипажем не предусмотрено иное (п. 1 ст. 638 ГК РФ).
Таким образом, правомочия арендатора по владению и пользованию арендованным транспортным средством включают в себя следующие возможности:
а) использовать транспортное средство для перевозки собственных грузов, для иных своих нужд, оговоренных в договоре или соответствующих назначению имущества (например, использование морского судна в качестве гостиницы);
б) использовать
транспортное средство для исполнения
договоров перевозки или иных
договоров (например, использования
судна в качестве плавучей базы для
проведения подводных научно-
в) сдавать транспортное средство в субаренду.
Транспортное
средство является источником повышенной
опасности. Согласно ст. 640 Гражданского
кодекса Российской Федерации ответственность
за вред, причиненный третьим лицам
в результате эксплуатации арендованного
с экипажем транспортного средства,
а также его механизмами, устройствами
и оборудованием, несет арендодатель
в соответствии с правилами об
обязательствах из причинения вреда. Он
вправе предъявить к арендатору регрессное
требование о возмещении сумм, выплаченных
третьим лицам, если докажет, что
вред возник по вине арендатора. Будучи
источником повышенной опасности, транспортное
средство в момент причинения вреда
находится под управлением
Таким образом,
в соответствии со ст. 632 Гражданского
кодекса Российской Федерации по
договору аренды (фрахтования на время)
транспортного средства с экипажем
арендодатель предоставляет арендатору
транспортное средство за плату во
временное владение и пользование
и оказывает своими силами услуги
по управлению им и по его технической
эксплуатации. Договор аренды транспортного
средства с экипажем независимо от
его срока заключается в
2.2 Специфика
договора аренды транспортного
средства без предоставления
услуг по управлению и
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК РФ) в соответствии с Приложением В.
Рассмотрим пример судебной практики.
МУП "Рубцовский
муниципальный транспорт" обратилось
в Арбитражный суд Западно-
Определением от 28.06.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены финансовое управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Алтайского края в городе Рубцовске, ООО "Артол" и администрация города Рубцовска.
Решением от
11.10.2007 с администрации взыскано
181 299 рублей, в остальной части
требований отказано. Постановлением
апелляционной инстанции
Как видно из материалов дела и установлено судом, 02.07.2006 администрация и предприятие заключили договоры на оказание услуг по перевозкам легковым автомобильным транспортом № 9/0-06, 10/06, 11/0-06 и 12/0-06. По условиям данных договоров предприятие (исполнитель) обязалось по заданию администрации (заказчик) предоставлять ей транспортные услуги по перевозке легковым автомобильным транспортом, а последний - их оплачивать. Исполнитель предоставляет в распоряжение заказчика определенные в договорах автомобили с 8 часов до 17 часов ежедневно (кроме выходных и праздничных дней). При этом все расходы, связанные с содержанием и ремонтом автомобилей, несет предприятие.
Руководствуясь
ст.ст. 274, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный
арбитражный суд Западно-
С решением суда
согласны, т.к. администрация не предоставила
доказательств того, что оплатила
услуги по заключенным договорам
аренды транспортных средств без
экипажа, поэтому суд обоснованно
взыскал возникшую
Рассматриваемый договор признается, согласно приведенному определению, реальным. Однако такое решение далеко не бесспорно. Известный морскому праву договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), являющийся аналогом договора аренды транспортного средства без экипажа, смоделирован как консенсуальный договор. Согласно ст. 211 КТМ РФ по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К нему не применяются правила о государственной регистрации (ст. 643 ГК РФ).
Транспортное
средство, переданное арендатору по данному
договору, управляется и эксплуатируется
им по своему усмотрению. Согласно ст.
645 ГК РФ арендатор своими силами осуществляет
управление арендованным средством
и его эксплуатацию, как коммерческую,
так и техническую. Следовательно,
арендатор несет
Так, согласно ст.
217 КТМ РФ фрахтователь осуществляет
комплектование экипажа судна. Фрахтователь
вправе укомплектовать экипаж судна
лицами, ранее не являвшимися членами
экипажа данного судна, или лицами,
ранее являвшимися членами
Арендодатель
должен предоставить арендатору транспортное
средство в состоянии, позволяющем
эксплуатировать его в
По бербоут-чартерному
договору судовладелец обязан привести
судно в мореходное состояние
к моменту его передачи фрахтователю
- принять меры по обеспечению годности
судна (его корпуса, двигателя и
оборудования) для целей фрахтования,
предусмотренных бербоут-
В обязательствах,
возникающих из договора аренды транспортного
средства без экипажа, обязанность
по поддержанию надлежащего
Арендатору транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, принадлежит право на его коммерческое использование (п. 2 ст. 647 ГК РФ).
Арендатор вправе
от своего имени без согласия арендодателя
заключать с третьими лицами договоры
перевозки и иные договоры, если
они не противоречат целям использования
транспортного средства, указанным
в договоре аренды, а если такие
цели не установлены - назначению транспортного
средства. Одновременно на него возлагается
обязанность нести расходы на
содержание арендованного транспортного
средства, его страхование, включая
страхование своей
Арендатор, если договором не предусмотрено иное, также вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п. 1 ст. 647 ГК РФ).
Из изложенного видно, что права по использованию транспортного средства (включая права на коммерческое использование), принадлежащие арендатору по договору аренды транспортного средства без экипажа, однотипны правам арендатора в договоре аренды транспортного средства с экипажем.
Арендатор является лицом, непосредственно управлявшим транспортным средством и эксплуатировавшим его. Поэтому именно арендатор отвечает за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием (ст. 648 ГК РФ), по правилам об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности.