Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть особенности взаимодействие государственных органов и местного самоуправления в РФ на современном этапе. Для реализации цели поставлен ряд задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению местного самоуправления.
Изучить особенности организации местного самоуправления.
Рассмотреть конституционные основы местного самоуправления в современной России.
Выявить основные проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России.
Изучить основные тенденции развития местного самоуправления в РФ.
Рассмотреть различные пути совершенствования системы местного самоуправления в нашей стране.

Оглавление

Введение
Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения института местного самоуправления
1.1 Основные теоретические подходы к изучению местного самоуправления
1.2 Особенности организации местного самоуправления
Глава 2
Организация местного самоуправления в современной России
2.1 Конституционные основы местного самоуправления
2.2 Государственная власть и местное самоуправление: проблемы взаимодействия
Глава 3
Перспективы и тенденции развития местного самоуправления в России
3.1 Основные тенденции развития местного самоуправления в России
3.2 Пути совершенствования системы местного самоуправления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 82.80 Кб (Скачать)

На уровне местной власти, особенно в крупных  городах, все чаще затрагиваются  проблемы привлечения инвестиций, миграции, разработки местных имиджей, либерализации  сферы оказания общественных услуг и т.д., которые обычно связывают с влиянием глобальной конкуренции. Ряд отечественных авторов даже полагают, что эти тенденции в российских городах нарастают, приводя к коренным изменениям в управлении их развитием. В то же время развитых концепций политики адаптации муниципалитетов к конкурентной среде в условиях нынешних реалий российской модели местного самоуправления пока не предложено.

 

 

3.2 Пути совершенствования системы местного самоуправления

Учитывая  обозначенные выше проблемы и тенденции развития местного самоуправления в России, многие исследователи предлагают различные пути разрешения возникших противоречий.

Обобщая все предложенные концепции, на сегодняшний  день можно выделить несколько путей совершенствования системы местного самоуправления в РФ.

Во-первых, пройдя муниципальную реформу, сегодня необходимо четко определить основные векторы развития местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В настоящее время уже утверждена в целом Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., подготовлена Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Целенаправленное движение вперед вызывает потребность в разработке и нормативном закреплении также и концепции новой российской муниципальной политики.

Во-вторых, важнейшим фактором развития местного самоуправления становится максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований23. Пробуждение жителей к участию в местном самоуправлении во многом лежит в плоскости организационного и экономического укрепления муниципалитетов. Действия в этом направлении – первое и главное условие повышения уровня и качества народного представительства во власти.

Поэтому  одним из приоритетов должно стать  донесение до людей объективных  сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок – от образовательных учреждений до средств массовой информации.  Необходимо подготовить и реализовать  комплекс мер по муниципальному просвещению  граждан. Только таким путем можно  сформировать в обществе подлинную  культуру самоуправления.

В-третьих, именно от муниципальной власти напрямую зависят и возможности инновационного развития территории, и качество реализации национальных проектов, и эффективность оказания многих услуг жителям. Поэтому и местное самоуправление, и муниципальный класс (люди, профессионально занятые в его осуществлении) нуждается в самом серьезном внимании и поддержке со стороны государства.  Муниципальные элиты должны быть включены в систему принятия решений на федеральном уровне, возможно – через создание муниципальной секции в Государственном Совете России, представленность в Общественных палатах федерального и регионального уровня, усиление роли объединений муниципальных образований и муниципального сообщества24.

Необходимо  создать максимально благоприятные  условия для работы муниципальных  органов, в том числе за счет ограничения  избыточного государственного контроля их деятельности.

В-четвертых, необходим качественно иной подход к дифференциации политики в отношении различных типов муниципальных образований. Муниципальные образования, являющиеся точками роста (прежде всего города), должны получить действенные стимулы для развития, а отстающие в развитии территории (прежде всего сельские) – гарантии государственной поддержки.

Одновременно  нужно адаптировать законодательство к многообразию условий местного самоуправления, признавая при этом сложившиеся реалии как данность. В этой связи целесообразно открыть  дорогу для совершенствования территориальной  организации публичной власти на местах, в частности - регламентировать преобразование муниципальных образований  одних типов в другие (например, районов в городские округа и  наоборот) при четком закреплении  возможных случаев и процедур, чтобы исключить возможность  злоупотреблений;  предоставить регионам возможность отказа от районного звена местного самоуправления, ставшего по факту элементом государственной системы управления, путем создания в районах территориальных органов государственной власти;

В-пятых, в части разграничения предметов ведения необходимо уйти от размытых формулировок в определении вопросов местного значения. В тех сферах, где компетенция различных уровней публичной власти тесно переплетена, необходимо четко и недвусмысленно определить полномочия органов власти и самоуправления. Кроме того, муниципальные органы должны быть освобождены от участия в решении несвойственных им административных задач без финансовых гарантий со стороны государства. Возложение на муниципальные образования части функций в таких сферах, как предотвращение терроризма, чрезвычайных ситуаций, мобилизационная подготовка, без должного обеспечения и конкретизации создает недопустимые риски снижения уровня безопасности граждан.

Одновременно  имеет смысл усилить гибкость в определении вопросов местного значения путем разделения их на обязательный и факультативный списки. В обязательный должны быть включены только базовые  вопросы, являющиеся предметом жизнеобеспечения населения всех муниципалитетов  соответствующего типа. Некоторые другие вопросы, потребность в решении  которых возникает у муниципального сообщества, могут определяться в  качестве вопросов местного значения в уставе муниципального образования.

В-шестых, движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной политики государства25. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников. Необходимо исключить бессмысленное циркулирование средств от муниципального образования в бюджеты вышестоящих уровней бюджетной системы, с последующим возвращением их в тот же муниципалитет в качестве межбюджетных трансфертов.

В-седьмых, обеспечение баланса свободы муниципалитетов и соблюдения государственного интереса невозможно без определения институциональных рамок государственного контроля местного самоуправления (и шире – форм взаимодействия государственных и муниципальных органов) с четким законодательным регулированием процедур запроса государством и предоставления муниципальными образованиями необходимой информации, перечня форм их отчетности, процедур проведения проверок муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления.

Этим  же целям должно послужить и совершенствование  механизмов судебной защиты местного самоуправления, в том числе через  упорядочение судебной практики и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.

В целом, подобные меры могут способствовать развитию института местного самоуправления в России как одну из форм народовластия, дающую возможность местным сообществам самостоятельно и под свою ответственность решать определённый круг вопросов, выражающих общие интересы членов данного сообщества в пределах и в порядке, установленных действующими законами.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, стоит  еще раз отметить, что местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества.

В зарубежных странах с развитыми демократическими институтами на сегодняшний день наблюдается тенденции как к сближению различных моделей местного самоуправления, так и к усилению децентрализации управления, в том числе повышению автономии местного самоуправления, его роли и влияния на решение публичных дел.

Что же касается России, то, по сути, в условиях выстраивания строгой «вертикали» власти, проблема взаимодействия государственных органов и местного самоуправления остается достаточно острой. Характерной чертой современного этапа развития Российской Федерации является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов. Не смотря на то, что к настоящему времени в Российской Федерации сформирована нормативно-правовая база органов местного самоуправления, многие их положения в силу несовершенства их юридической техники при необходимости могут использоваться правоприменителями в сторону сужения самостоятельности местного самоуправления.

Регулирование местного самоуправления по-прежнему «распределено» между регионами и центром. При этом в сфере федеративных отношений определенная устойчивая модель еще не сложилась. В последнее десятилетие она заметно колебалась между «федерализацией» (ослаблением центра и усилением автономии регионов) и «централизацией» (усилением центра и ослаблением регионов). В этих условиях федеральный центр имел возможность использовать политику в отношении муниципального уровня в качестве одного из инструментов своей политики в регионах. Строительство местного самоуправления не раз оказывалось в зависимости от отношений центра и регионов, что дополнительно усиливало его политическую неустойчивость.

Таким образом, вышеприведенные аргументы дают достаточные основания для вывода о преждевременности заявлений  о том, что в России уже решён  вопрос об отделении местного самоуправления от системы органов государственной  власти, создании стабильных источников доходов, обеспечивающих реализацию возложенных  на местное самоуправление функций  и т.д. Этот институт, служащий как  бы мерилом зрелости гражданского общества и политической демократии, в России всё ещё не прошёл полный путь формирования и утверждения и нуждается  в дальнейшем развитии и совершенствовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Авдонин, В. С. Развитие местного самоуправления в Германии и России: история, проблемы, перспективы [Текст] / В. С. Авдонин // Политическая наука. – 2008. – № 3. – С. 88 – 110
  2. Алпатов, Ю. М. Городское самоуправление в системе публичной власти Российской Федерации [Текст] / Ю. М. Алпатов // Государство и право. – 2008. - № 3. – С. 93 – 97
  3. Бутитова, Д. Ц. Местное самоуправлении в системе взаимодействия власти и общества [Текст] / Д. Ц. Бутитова // Власть. – 2009. - № 4. – С. 51 - 53
  4. Васильев, А. А. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: принципы, направления и формы [Текст] / А. А. Васильев // Местное самоуправление. – 2009. – № 10. – С. 12-19
  5. Верченов, Л. Н. Местная автономия и местная демократия: современные российские реалии [Текст] / Л. Н. Верченов // Политическая наука. – 2008. - № 3. – С. 79 - 87
  6. Гущин, В. З. Организационные основы местного самоуправления [Текст] / В. З. Гущин // Местное самоуправление. – 2008. - № 4. С. 20-31
  7. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление в России: практика, зарубежный опыт. Учеб.пособие [Текст] / В. Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону: «Март», 2004. – 300 с.
  8. Каверзин, М. Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия [Текст] / М. Ю. Каверзин // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2008. - № 4 - С. 13-19.
  9. Медведев, Н. П. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор) [Текс] / Н. П. Медведев. – М.: Просвещение, 2004. – 320 с.
  10. Мерсиянова, И.В. Государственная власть и местное самоуправление: прямые и обратные связи [Текс] / И. В. Мерсиянова  // Власть. - 2007. - №. – С. 10-14
  11. Муталимов, А. Местное самоуправление как одна из предпосылок укрепления демократии [Текс] / А. Муталимов  // Власть. – 2004. -  № 5. – С. 29-35
  12. Пылин, В. В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления [Текст] / В. В. Пылин // Государство и право. - 2006. - № 9. - С. 13-20
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Седьмое октября. – 2007. – Режим доступа: http://www.grant.ru/law/12039493-000.htm
  14. Цветкова, Г. В. О сущности местного самоуправления [Текст] / Г. В. Цветкова // Медиаскоп. – 2009. - № 6. – С. 32-48
  15. Шамхалов, М. А. Взаимосвязь государственной власти и местного самоуправления [Текст] / М. А. Шамхалов // Власть. – 2009. - № 4. – С. 46 – 50
  16. Шлихтер, А. Местное самоуправление в системе федерализма: проблемы России и опыт США [Текст] / А. Шлихтер // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. -  № 6. – С. 45-55

1Авдонин, В. С. Развитие местного самоуправления в Германии и России: история, проблемы, перспективы [Текст] / В. С. Авдонин // Политическая наука. – 2008. – № 3. – С. 88 – 110; Алпатов, Ю. М. Городское самоуправление в системе публичной власти Российской Федерации [Текст] / Ю. М. Алпатов // Государство и право. – 2008. - № 3. – С. 93 – 97; Бутитова, Д. Ц. Местное самоуправлении в системе взаимодействия власти и общества [Текст] / Д. Ц. Бутитова // Власть. – 2009. - № 4. – С. 51 – 53; Васильев, А. А. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: принципы, направления и формы [Текст] / А. А. Васильев // Местное самоуправление. – 2009. – № 10. – С. 12-19; Верченов, Л. Н. Местная автономия и местная демократия: современные российские реалии [Текст] / Л. Н. Верченов // Политическая наука. – 2008. - № 3. – С. 79 – 87; Гущин, В. З. Организационные основы местного самоуправления [Текст] / В. З. Гущин // Местное самоуправление. – 2008. - № 4. С. 20-31; Игнатов, В. Г. Местное самоуправление в России: практика, зарубежный опыт. Учеб.пособие [Текст] / В. Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону: «Март», 2004. – 300 с.; Каверзин, М. Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия [Текст] / М. Ю. Каверзин // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2008. - № 4 - С. 13-19.; Медведев, Н. П. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор) [Текс] / Н. П. Медведев. – М.: Просвещение, 2004. – 320 с.; Мерсиянова, И.В. Государственная власть и местное самоуправление: прямые и обратные связи [Текс] / И. В. Мерсиянова  // Власть. - 2007. - №. – С. 10-14; Муталимов, А. Местное самоуправление как одна из предпосылок укрепления демократии [Текс] / А. Муталимов // Власть. – 2004. -  № 5. – С. 29-35; Пылин, В. В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления [Текст] / В. В. Пылин // Государство и право. - 2006. - № 9. - С. 13-20; Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Седьмое октября. – 2007. – Режим доступа: http://www.grant.ru/law/12039493-000.htm.; Цветкова, Г. В. О сущности местного самоуправления [Текст] / Г. В. Цветкова // Медиаскоп. – 2009. - № 6. – С. 32-48; Шамхалов, М. А. Взаимосвязь государственной власти и местного самоуправления [Текст] / М. А. Шамхалов // Власть. – 2009. - № 4. – С. 46 – 50;Шлихтер, А. Местное самоуправление в системе федерализма: проблемы России и опыт США [Текст] / А. Шлихтер // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. -  № 6. – С. 45-55

2 Цветкова, Г. В. О сущности местного самоуправления [Текст] / Г. В. Цветкова // Медиаскоп. – 2009. - № 6. – С. 33

3 Там же, С. 34

4 Муталимов, А. Местное самоуправление как одна из предпосылок укрепления демократии [Текс] / А. Муталимов // Власть. – 2004. -  № 5. – С. 31

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления РФ на современном этапе