Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа
Цель: рассмотреть особенности взаимодействие государственных органов и местного самоуправления в РФ на современном этапе. Для реализации цели поставлен ряд задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению местного самоуправления.
Изучить особенности организации местного самоуправления.
Рассмотреть конституционные основы местного самоуправления в современной России.
Выявить основные проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России.
Изучить основные тенденции развития местного самоуправления в РФ.
Рассмотреть различные пути совершенствования системы местного самоуправления в нашей стране.
Введение
Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения института местного самоуправления
1.1 Основные теоретические подходы к изучению местного самоуправления
1.2 Особенности организации местного самоуправления
Глава 2
Организация местного самоуправления в современной России
2.1 Конституционные основы местного самоуправления
2.2 Государственная власть и местное самоуправление: проблемы взаимодействия
Глава 3
Перспективы и тенденции развития местного самоуправления в России
3.1 Основные тенденции развития местного самоуправления в России
3.2 Пути совершенствования системы местного самоуправления
Заключение
Список литературы
На уровне местной власти, особенно в крупных городах, все чаще затрагиваются проблемы привлечения инвестиций, миграции, разработки местных имиджей, либерализации сферы оказания общественных услуг и т.д., которые обычно связывают с влиянием глобальной конкуренции. Ряд отечественных авторов даже полагают, что эти тенденции в российских городах нарастают, приводя к коренным изменениям в управлении их развитием. В то же время развитых концепций политики адаптации муниципалитетов к конкурентной среде в условиях нынешних реалий российской модели местного самоуправления пока не предложено.
Учитывая обозначенные выше проблемы и тенденции развития местного самоуправления в России, многие исследователи предлагают различные пути разрешения возникших противоречий.
Обобщая все предложенные концепции, на сегодняшний день можно выделить несколько путей совершенствования системы местного самоуправления в РФ.
Во-первых, пройдя муниципальную реформу, сегодня необходимо четко определить основные векторы развития местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В настоящее время уже утверждена в целом Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., подготовлена Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Целенаправленное движение вперед вызывает потребность в разработке и нормативном закреплении также и концепции новой российской муниципальной политики.
Во-вторых, важнейшим фактором развития местного самоуправления становится максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований23. Пробуждение жителей к участию в местном самоуправлении во многом лежит в плоскости организационного и экономического укрепления муниципалитетов. Действия в этом направлении – первое и главное условие повышения уровня и качества народного представительства во власти.
Поэтому одним из приоритетов должно стать донесение до людей объективных сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок – от образовательных учреждений до средств массовой информации. Необходимо подготовить и реализовать комплекс мер по муниципальному просвещению граждан. Только таким путем можно сформировать в обществе подлинную культуру самоуправления.
В-третьих, именно от муниципальной власти напрямую зависят и возможности инновационного развития территории, и качество реализации национальных проектов, и эффективность оказания многих услуг жителям. Поэтому и местное самоуправление, и муниципальный класс (люди, профессионально занятые в его осуществлении) нуждается в самом серьезном внимании и поддержке со стороны государства. Муниципальные элиты должны быть включены в систему принятия решений на федеральном уровне, возможно – через создание муниципальной секции в Государственном Совете России, представленность в Общественных палатах федерального и регионального уровня, усиление роли объединений муниципальных образований и муниципального сообщества24.
Необходимо
создать максимально
В-четвертых, необходим качественно иной подход к дифференциации политики в отношении различных типов муниципальных образований. Муниципальные образования, являющиеся точками роста (прежде всего города), должны получить действенные стимулы для развития, а отстающие в развитии территории (прежде всего сельские) – гарантии государственной поддержки.
Одновременно
нужно адаптировать законодательство
к многообразию условий местного
самоуправления, признавая при этом
сложившиеся реалии как данность.
В этой связи целесообразно открыть
дорогу для совершенствования
В-пятых, в части разграничения предметов ведения необходимо уйти от размытых формулировок в определении вопросов местного значения. В тех сферах, где компетенция различных уровней публичной власти тесно переплетена, необходимо четко и недвусмысленно определить полномочия органов власти и самоуправления. Кроме того, муниципальные органы должны быть освобождены от участия в решении несвойственных им административных задач без финансовых гарантий со стороны государства. Возложение на муниципальные образования части функций в таких сферах, как предотвращение терроризма, чрезвычайных ситуаций, мобилизационная подготовка, без должного обеспечения и конкретизации создает недопустимые риски снижения уровня безопасности граждан.
Одновременно
имеет смысл усилить гибкость
в определении вопросов местного
значения путем разделения их на обязательный
и факультативный списки. В обязательный
должны быть включены только базовые
вопросы, являющиеся предметом жизнеобеспечения
населения всех муниципалитетов
соответствующего типа. Некоторые другие
вопросы, потребность в решении
которых возникает у
В-шестых, движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной политики государства25. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников. Необходимо исключить бессмысленное циркулирование средств от муниципального образования в бюджеты вышестоящих уровней бюджетной системы, с последующим возвращением их в тот же муниципалитет в качестве межбюджетных трансфертов.
В-седьмых, обеспечение баланса свободы муниципалитетов и соблюдения государственного интереса невозможно без определения институциональных рамок государственного контроля местного самоуправления (и шире – форм взаимодействия государственных и муниципальных органов) с четким законодательным регулированием процедур запроса государством и предоставления муниципальными образованиями необходимой информации, перечня форм их отчетности, процедур проведения проверок муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления.
Этим же целям должно послужить и совершенствование механизмов судебной защиты местного самоуправления, в том числе через упорядочение судебной практики и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.
В целом, подобные меры могут способствовать развитию института местного самоуправления в России как одну из форм народовластия, дающую возможность местным сообществам самостоятельно и под свою ответственность решать определённый круг вопросов, выражающих общие интересы членов данного сообщества в пределах и в порядке, установленных действующими законами.
Подводя итоги, стоит еще раз отметить, что местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества.
В зарубежных странах с развитыми демократическими институтами на сегодняшний день наблюдается тенденции как к сближению различных моделей местного самоуправления, так и к усилению децентрализации управления, в том числе повышению автономии местного самоуправления, его роли и влияния на решение публичных дел.
Что же касается России, то, по сути, в условиях выстраивания строгой «вертикали» власти, проблема взаимодействия государственных органов и местного самоуправления остается достаточно острой. Характерной чертой современного этапа развития Российской Федерации является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов. Не смотря на то, что к настоящему времени в Российской Федерации сформирована нормативно-правовая база органов местного самоуправления, многие их положения в силу несовершенства их юридической техники при необходимости могут использоваться правоприменителями в сторону сужения самостоятельности местного самоуправления.
Регулирование местного самоуправления по-прежнему «распределено» между регионами и центром. При этом в сфере федеративных отношений определенная устойчивая модель еще не сложилась. В последнее десятилетие она заметно колебалась между «федерализацией» (ослаблением центра и усилением автономии регионов) и «централизацией» (усилением центра и ослаблением регионов). В этих условиях федеральный центр имел возможность использовать политику в отношении муниципального уровня в качестве одного из инструментов своей политики в регионах. Строительство местного самоуправления не раз оказывалось в зависимости от отношений центра и регионов, что дополнительно усиливало его политическую неустойчивость.
Таким образом,
вышеприведенные аргументы дают
достаточные основания для
1Авдонин, В. С. Развитие местного самоуправления
в Германии и России: история, проблемы,
перспективы [Текст] / В. С. Авдонин // Политическая
наука. – 2008. – № 3. – С. 88 – 110; Алпатов,
Ю. М. Городское самоуправление в системе
публичной власти Российской Федерации
[Текст] / Ю. М. Алпатов // Государство и право.
– 2008. - № 3. – С. 93 – 97; Бутитова, Д. Ц. Местное
самоуправлении в системе взаимодействия
власти и общества [Текст] / Д. Ц. Бутитова
// Власть. – 2009. - № 4. – С. 51 – 53; Васильев, А. А. Взаимодействие органов государственной
власти и местного самоуправления: принципы,
направления и формы [Текст] / А. А. Васильев
// Местное самоуправление. – 2009. – № 10.
– С. 12-19; Верченов, Л. Н. Местная автономия
и местная демократия: современные российские
реалии [Текст] / Л. Н. Верченов // Политическая
наука. – 2008. - № 3. – С. 79 – 87; Гущин, В. З.
Организационные основы местного самоуправления
[Текст] / В. З. Гущин // Местное самоуправление.
– 2008. - № 4. С. 20-31; Игнатов, В. Г. Местное самоуправление
в России: практика, зарубежный опыт. Учеб.пособие [Текст]
/ В. Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону: «Март», 2004.
– 300 с.; Каверзин, М. Ю. Государство и местное
самоуправление: проблемы взаимодействия
[Текст] / М. Ю. Каверзин // Вестник Российского
университета дружбы народов. - Сер.: Политология.
- 2008. - № 4 - С. 13-19.; Медведев, Н. П. Местное самоуправление
в зарубежных странах (информационный
обзор) [Текс] / Н. П. Медведев. – М.: Просвещение,
2004. – 320 с.; Мерсиянова, И.В. Государственная
власть и местное самоуправление: прямые
и обратные связи [Текс] / И. В. Мерсиянова // Власть. - 2007. - №. – С. 10-14; Муталимов,
А. Местное самоуправление как одна из
предпосылок укрепления демократии [Текс]
/ А. Муталимов // Власть. – 2004. - № 5. – С.
29-35; Пылин, В. В. Проблемы наделения государственными
полномочиями органов местного самоуправления
[Текст] / В. В. Пылин // Государство и право.
- 2006. - № 9. - С. 13-20; Федеральный закон Российской
Федерации от 6 октября 2003 г. N 131 - ФЗ «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
[Электронный ресурс] // Седьмое октября.
– 2007. – Режим доступа: http://www.grant.ru/law/
2 Цветкова, Г. В. О сущности местного самоуправления [Текст] / Г. В. Цветкова // Медиаскоп. – 2009. - № 6. – С. 33
3 Там же, С. 34
4 Муталимов, А. Местное самоуправление как одна из предпосылок укрепления демократии [Текс] / А. Муталимов // Власть. – 2004. - № 5. – С. 31