Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа
Цель: рассмотреть особенности взаимодействие государственных органов и местного самоуправления в РФ на современном этапе. Для реализации цели поставлен ряд задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению местного самоуправления.
Изучить особенности организации местного самоуправления.
Рассмотреть конституционные основы местного самоуправления в современной России.
Выявить основные проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России.
Изучить основные тенденции развития местного самоуправления в РФ.
Рассмотреть различные пути совершенствования системы местного самоуправления в нашей стране.
Введение
Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения института местного самоуправления
1.1 Основные теоретические подходы к изучению местного самоуправления
1.2 Особенности организации местного самоуправления
Глава 2
Организация местного самоуправления в современной России
2.1 Конституционные основы местного самоуправления
2.2 Государственная власть и местное самоуправление: проблемы взаимодействия
Глава 3
Перспективы и тенденции развития местного самоуправления в России
3.1 Основные тенденции развития местного самоуправления в России
3.2 Пути совершенствования системы местного самоуправления
Заключение
Список литературы
Таким образом, в российском законодательстве в целом учтены основные признаки местного самоуправления в общеевропейском понимании, так как перечень вопросов местного значения соответствует компетенции органов местного самоуправления.
Вместе с тем, в современных теориях и на практике нет в чистом виде ни «общественной» концепции, ни «государственной». На сегодняшний день каждая из этих концепций несет в себе значительную долю истины и содержит положения, характеризующие местное самоуправление, которые в той или иной степени актуальны, но для понимания сущности современного местного самоуправления ни одна из них в отдельности не является достаточной.
Опыт различных государств характеризуется огромным многообразием форм организации и деятельности местного самоуправления и местной власти. Еще более разнообразны практические проявления этих форм в реальной жизни. Тем не менее, принято считать, что существует определенный набор моделей местного самоуправления, которые сформировались в Европе и распространились в определенных вариациях по всему миру. При этом очевидно, что появление тех или иных моделей было обусловлено спецификой социальной организации соответствующих обществ (в том числе, их политической и правовой культурой).
Различие
между национальными (а иногда и
региональными, поскольку
В качестве полярных моделей местного самоуправления принято обозначать англосаксонскую и континентальную (романскую) модели.
Англосаксонская
модель сложилась в странах с
традиционно высоким уровнем
гражданских свобод, относительной
слабостью бюрократического аппарата
и характеризуется максимальным
уровнем самостоятельности
Романская модель местного самоуправления, сложившаяся в странах с исторически более сильной ролью государственного аппарата (независимо от того, централизован он или автономизирован по областям), отличается сочетанием государственного управления и самоуправления на местах:
Организация муниципальной системы по «романскому» образцу характерна для Франции, Италии, Испании, Бельгии, стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.
В прочих
странах континентальной Европы
функционируют модели местного самоуправления,
находящиеся как бы между обозначенными
«полюсами». Идеологически они тяготеют
к романской модели (видимо, по этой
причине и получившей название «континентальной»),
однако уровень реальной автономии
муниципалитетов в них обычно
значительно выше. В Германии, например,
в законодательстве реализован принцип
разделения местных администраций
на муниципальные (уровень сельской
коммуны и внутрирайонного
Важно, однако, отметить, что общими для стран с развитыми демократическими институтами являются тенденции как к сближению названных моделей местного самоуправления, так и к усилению децентрализации управления, в том числе повышению автономии местного самоуправления, его роли и влияния на решение публичных дел.
В настоящее время
российское общество решает задачи проведения
широкого круга реформ во всех сферах
жизни. На повестке дня стоит задача
сформировать современное гражданское
общество и построить правовое государство.
Одним из главных условий является
активное участие граждан в общественно-
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя и является важным источником осуществления власти народом. В нашей стране на конституционном уровне признается и гарантируется местное самоуправление, оно является самостоятельным, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12)
Нормативной базой, устанавливающей общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяющей государственные гарантии его осуществления, помимо Конституции, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2006 г.
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций12.
Граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Они имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. При этом в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами (ст. 3).
При этом население даже по своей воле не вправе упразднять местное самоуправление. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 г. указал, что как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан, на осуществление местного самоуправления возникает на основе Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования13.
Как и другие права граждан, права на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены исключительно федеральным законом. И сделано это может быть только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Местное самоуправление
в Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение
Вопросы местного значения — вопросы непосредственною обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (например, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; контроль за исполнением данного бюджета и другие).
Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены самой его природой, а также целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление14.
Учитывая полномочия органов местного самоуправления, можно определить его основные функции. Во-первых, органы местного самоуправления обеспечивают участие населения в решении местных дел. Данное направление деятельности предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самодеятельности граждан. Во-вторых, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка (п. 1-ст. 132 Конституции РФ).
Установление местных налогов и сборов осуществляется в соответствии с законодательством самостоятельно представительными органами местного самоуправления. Население непосредственно или представительные органы с учетом мнения населения могут предусмотреть разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования мероприятия местного значения.
Также органы местного самоуправления обеспечивают развитие соответствующей территории (утверждение программы ее развития и т. д.); осуществляют защиту интересов и прав местного самоуправления, которые гарантированы Конституцией РФ; обеспечивают потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
Принципы местного самоуправления — основополагающие идеи, начала, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления. К ним относятся: самостоятельность решения населением вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.