Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть особенности взаимодействие государственных органов и местного самоуправления в РФ на современном этапе. Для реализации цели поставлен ряд задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению местного самоуправления.
Изучить особенности организации местного самоуправления.
Рассмотреть конституционные основы местного самоуправления в современной России.
Выявить основные проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России.
Изучить основные тенденции развития местного самоуправления в РФ.
Рассмотреть различные пути совершенствования системы местного самоуправления в нашей стране.

Оглавление

Введение
Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения института местного самоуправления
1.1 Основные теоретические подходы к изучению местного самоуправления
1.2 Особенности организации местного самоуправления
Глава 2
Организация местного самоуправления в современной России
2.1 Конституционные основы местного самоуправления
2.2 Государственная власть и местное самоуправление: проблемы взаимодействия
Глава 3
Перспективы и тенденции развития местного самоуправления в России
3.1 Основные тенденции развития местного самоуправления в России
3.2 Пути совершенствования системы местного самоуправления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 82.80 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский  государственный университет

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа 

по дисциплине «Государственная политика и управление»

на тему:

«Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления РФ на современном этапе»

 

 

 

 

Студент гр. 830161 Мухина М. И.

Научный руководитель: канд. фил. наук, доц. Головатый  Ю. А.

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2010

Содержание

 

Введение 3

Глава 1

Теоретико-методологические основы изучения института местного самоуправления 6

1.1 Основные теоретические подходы к изучению местного самоуправления 6

1.2 Особенности организации местного самоуправления 11

Глава 2

Организация местного самоуправления в современной России 16

2.1 Конституционные основы местного самоуправления 16

2.2 Государственная власть и местное самоуправление: проблемы взаимодействия 21

Глава 3

Перспективы и тенденции развития местного самоуправления в России 26

3.1 Основные тенденции развития местного самоуправления в России 26

3.2 Пути совершенствования системы местного самоуправления 29

Заключение 33

Список литературы 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии  развитой системы самоуправления. Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов демократической формы государственного устройства, одну из форм народовластия, дающую возможность местным сообществам самостоятельно и под свою ответственность решать определённый круг вопросов, выражающих общие интересы членов данного сообщества в пределах и в порядке, установленных действующими законами.

В силу относительной  новизны данного института для современной российской государственности в науке до настоящего времени не разработано общепризнанной теоретической концепции местного самоуправления, существуют различные мнения по вопросам его сущности, роли и места в системе Российского государства и общества. Конституция Российской Федерации предусматривает осуществление власти в государстве через институты государственной власти и властную составляющую местного самоуправления.

На этом фоне особый интерес начинает представлять вопрос о соотношении государственного и общественного элемента в современном государстве, то есть о соотношении государственной власти и местного самоуправления как институтов публичной власти. Не смотря на то, что Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Особенно остро эти проблемы проявляются в крупных городах (имеющих, как правило, районное деление), где существует конфликт между ограниченными полномочиями местных органов власти и высокой социально-экономической значимостью местной политики. На сегодняшний день эта проблема достаточно остро стоит перед российским обществом, так как институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования развитого гражданского общества, к которому так стремится наша страна. Это происходит в связи с тем, что все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.

Проблемам, связанным с развитием и функционированием  института местного самоуправления посвящен целый ряд фундаментальных и прикладных трудов отечественных и зарубежных авторов. Среди них можно назвать Авдонина В. С., Алпатова Ю. М., Бутитова Д. Ц., Васильева А. А., Верченова Л. Н., Гущина В. З., Игнатова В. Г. и многих других1.

Объект: местное самоуправление в РФ

Предмет: взаимодействие государственных органов и местного самоуправления РФ на современном этапе.

Цель: рассмотреть особенности взаимодействие государственных органов и местного самоуправления в РФ на современном этапе.

Для реализации цели поставлен ряд задач:

  1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению  местного самоуправления.
  2. Изучить особенности организации местного самоуправления.
  3. Рассмотреть конституционные основы местного самоуправления в современной России.
  4. Выявить основные проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России.
  5. Изучить основные тенденции развития местного самоуправления в РФ.
  6. Рассмотреть различные пути совершенствования системы местного самоуправления в нашей стране.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения и списка литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Теоретико-методологические основы изучения института местного самоуправления

1.1 Основные теоретические подходы к изучению местного самоуправления

В отечественной  и зарубежной литературе до настоящего времени нет единого понимания  местного самоуправления, при его характеристике используются разные понятия. Так, понятие «муниципалитет» происходит от латинского «municipium» («munis» - «тяжесть», «тягота», «бремя», a «capio» или «pecipio» - «беру», «принимаю», что означает «взять бремя на себя»; управлять делами самостоятельно).

Не случайно, что термин «самоуправление» понимают по-разному в различных странах. В работах немецких ученых оно  встречается как «selbstverwaltung», иногда его заменяют английским «selfgovernment», но чаще всего в английской и американской литературе используется термин «local government», что означает местное самоуправление2.

Во французской  литературе применяется ряд понятий: «les libertes locales», или местные свободы, выражение «la decentralisation administrative» - административная децентрализация и «pouvoir local», что означает собственно местное самоуправление, хотя дословный перевод означает локальную или местную власть, но способы формирования этой власти населением на муниципальных выборах, а также функции, ею выполняемые, позволяют нам в известной степени рассматривать понятие «pouvoir local» и «местное самоуправление» как тождественные, что впрочем, не означает, что между ними нет различий3. Подобная терминология раскрывает определенную установку исследователей, т.е. нечто непосредническое между государством и территориальной общностью.

Идея  местного самоуправления в России имеет  довольно длительную историю. Так, известный  историк М.Н.Покровский, считал, что  древнейшими единицами самоуправления на Руси, знакомыми еще по киевскому  периоду, но не дожившими до московского, являлись вервь и погост.

П. А. Кропоткин, отмечая традиции местного самоуправления, указывает на то, что городские  «концы» состояли из независимых  «улиц», из которых каждая, хотя и  была населена преимущественно работниками  известного ремесла, тем не менее, имела  среди своих жителей также  и купцов и земледельцев и составляла отдельную общину. Улица несла  общую ответственность за всех своих  членов в случае преступления, она  обладала собственной юрисдикцией  и администрацией, в лице «уличанских  старост», имела собственную печать (символ власти) и в случае нужды  собирала уличанское вече; у нее  была, наконец, своя собственная милиция, выбранные ею священники и она  имела свою собственную коллективную жизнь и свои коллективные предприятия»4.

Этой  точки зрения придерживались и немецкие ученые Э. Мейеро, О. Лабанда, О. Ресслера. Данные воззрения получили название теории «свободной общины», сущность которой сводилась к тому, что общины созданы не государством, а лишь признаны им. Следовательно, они уже по природе самостоятельны. Данная теория была воплощена на практике. Франкфуртская имперская конституция 1849 г. имела положение о праве общины на самостоятельное заведование общинными делами.

В конце  XIX в., в период отмены крепостного права в России существовали так же различные точки зрения на организацию местного самоуправления. Они оформились в два подхода: муниципальное, осуществляемое инициативами граждан и не связанное или слабо связанное с государственной властью, этатистское, вводимое «сверху».

 Они  оформились в два подхода: муниципальное, осуществляемое инициативами граждан и не связанное или слабо связанное с государственной властью, этатистское, вводимое «сверху».

Одним из известных представителей в 60—70 гг. XIX в. первой точки зрения был А. И. Васильчиков, по мнению которого, самоуправление есть «участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества; это участие в известном размере допускается во всех государственных организациях и при самых централизованных формах правления, местным жителям представляется все-таки обширный и многосложный круг действий, преимущественно по тем предметам ведомства, которые могли бы обременить центральную администрацию чрезмерными расходами и заботами управления».5

Государственной теории местного самоуправления (этатистской) придерживался В. П. Безобразов, который считал, что «органы самоуправления, возникая на общественной почве под влиянием общественных интересов, тем не менее, не перестают быть государственными и для этого должны входить в общую систему власти и управления в государстве. Это самоуправление не есть общественное самоуправление..., а оно есть такое же государственное управление, как и бюрократическое личное управление; учреждения самоуправления совокупно с бюрократическими учреждениями суть двоякие органы одного и того же организма, различные формы одной и той же власти»6.

Этой  же концепции — самоуправление как  разновидность государственного местного самоуправления — придерживались и  такие известные правоведы и  социологи того времени, как Б. Н. Чичерин, М. И. Лазаревский, С. Витте  и другие.

Английские  ученые, сторонники государственной  теории, под местным самоуправлением  понимали государственный строй, при  котором местные выборные органы осуществляли общественное управление под наблюдением центрального правительства. Государственным вмешательством являлось обращение к общим судам.

Немецкие  исследователи, в частности Рудольф  Гнейст, считали, что самоуправление создает гармоничное сочетание  государства и местных сообществ. С политической точки зрения это  рассматривалось как равновесие властей. Самоуправление есть осуществление  местными выборными учреждениями воли государства, местные же органы являются, прежде всего, агентами государства  и затем уже данной местности.

Последовательным  сторонником государственной теории самоуправления был Лоренц Штейн. Он считал, что «самоуправление есть первая форма, в которой достигает своего осуществления идея свободного управления как организационного и полномочного участия граждан в функциях вообще и управления в особенности. Оно возникает не столько благодаря свободной и самодеятельной воле отдельных граждан, сколько благодаря природе данных отношений, порождающих и делающих необходимым это участие. Отсюда следует, что система самоуправления основывается на системе именно этих естественных факторов, ее порождающих»7.

Местное самоуправление в современной российской политической мысли трактуется чрезвычайно  широко и противоречиво, что находит  отражение в реальной практике.

Одна  из точек зрения, которая особо  проявляется на практике, заключается  в том, что местное самоуправление - это низовое звено вертикали  государственной власти. Иначе говоря, это местная власть, которой передали некоторые полномочия, позволяющие  проявить инициативу и характеризующие  ее проявления.

Вторая  точка зрения сводится к некоему  компромиссному варианту, что проявляется  в утверждении, что местное самоуправление - это власть «и государственная и не государственная одновременно».

Третья  же точка зрения отражает полную самостоятельность, уверенность и качественную определенность местного самоуправления. Оно, по мнению академика Б. Н. Топорнина, не составляет и по своей природе не может  составлять компонент государственной  организации. Без преувеличения  будет правильной формула, согласно которой государственность заканчивается  там, где начинается местное самоуправление.

Конституции Российской Федерации определяет местное  самоуправление как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственности»8.

В соответствии с положением Европейской хартии, «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»9.

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления РФ на современном этапе