Выборы президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ действующего избирательного законодательства о выборах Президента.
Объектом исследования - политические отношения, сложившиеся в России.
Предмет исследования – институт избирательного права и выборы Президента.
Задачи исследования:
 анализ хронологии развития законодательства о выборах Президента России;
 изучение основных этапов проведения выборов Президента в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ 1.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

• лицам без гражданства;

• гражданам Российской Федерации, не достигшим воз­раста 18 лет;

• российским юридическим лицам с иностранным учас­тием, если доля иностранного участия в их уставном (скла­дочном) капитале превышает 30 процентов на день офици­ального опубликования решения о назначении выборов;

• международным организациям и международным об­щественным движениям;

• органам государственной власти и органам местного самоуправления;

• государственным и муниципальным учреждениям и организациям;

• юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубли­кования решения о назначении выборов; • воинским частям, военным учреждениям и организа­циям, правоохранительным органам;

• благотворительным организациям и религиозным объе­динениям и учрежденным ими организациям;

• анонимным жертвователям;

• юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.

Соответствующая избирательная комиссия до дня вы­боров обязана периодически публиковать в средствах массо­вой информации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Кандидат, избирательное объе­динение не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствую­щую избирательную комиссию отчет о размерах и всех ис­точниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет.

Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кре­дитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствую­щей избирательной комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов). «Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 250 миллионов рублей. Предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 300 миллионов рублей» [2, п.3,4 ст.58]. Причём в законе указано, что эта сумма индексируется с 1 января 2005 г. с учётом инфляции. Порядок открытия и ведения указан­ных счетов, учета и отчетности по средствам избиратель­ных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Право распоряжения средствами избирательных фон­дов принадлежит создавшим их кандидатам или избиратель­ным объединениям и блокам. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после за­вершения выборов перечисляются пропорционально вложен­ным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

Законом установлено, что зарегистрирован­ный кандидат, не избранный по результатам голосования и набравший по результатам голосования менее установлен­ного законом числа голосов избирателей, принявших учас­тие в голосовании, обязан возвратить соответствующей избирательной комиссии средства, перечисленные соответственно из федерального бюджета. «До представления итогового финансового отчета кандидат обязан возвратить неизрасходованные денежные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам, осуществившим добровольные пожертвования в его избирательный фонд, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку. Денежные средства, оставшиеся на специальных избирательных счетах, по истечении 60 дней со дня голосования филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны перечислить по письменному указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в доход федерального бюджета» [2, п.1,2 ст.63]. Также предусмотрено, что  политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, которые по результатам голосования получили менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании обязаны возместить в полном объеме государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимость предоставленных бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади.


5. Голосование и определение результатов выборов президента Российской Федерации.

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законом с 8 до 20 часов. Перед началом голосования председатель участковой комиссии в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, представителей СМИ проверяет ящики для голосования и опечатывает их. После этого он сообщает о количестве избирателей, проголосо­вавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей проголосовавших досрочно. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса выдают бюллетени избирателям, включенным в список избира­телей на данном предъявлении паспорта или заме­няющего его документа. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего пас­порта или заменяющего его документа и расписывается. Допус­кается с согласия избирателя либо по его просьбе внесение в список паспортных данных или данных заменяющего паспорт документа членом участковой комиссии. Член участковой ко­миссии, выдавший избирателю бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудо­ванной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Голосование проводится путем внесения в бюллетень избирателем любого знака в квад­рат, относящийся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандида­тов». В случае, если изби­ратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошиб­ку, он может обратиться к члену комиссии, выдавшему бюл­летень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Такая просьба должна быть удовлетворена с проставлением соответствующей отметки в списке избирателей. При этом испорченный бюллетень погашается, о чем составля­ется акт. Каждый избиратель голосует лично. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опеча­танные ящики для голосования. Участковая комиссия обязана строго следовать указанным правилам голосования. Член участ­ковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее рабо­те, а наблюдатель, иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе ко­миссии либо осуществлению гражданином своих избиратель­ных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Для реализации конституционных избирательных прав гра­ждан федеральный законодатель предусмотрел возможность досрочного голосования избирателей, голосование вне помеще­ния избирательного участка, голосование по открепительным удостоверениям, голосование. Все эти формы голосо­вания применяются только в том случае, если избиратель по уважительным причинам не может прибыть в помещение изби­рательного участка, где он включен в список избирателей, в день голосования. Не ранее чем за 20 дней до дня голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день го­лосования в плавании, на полярных станциях, на одном и бо­лее избирательных участках по решению избирательной комис­сии, согласованному с вышестоящей комиссией, может быть проведено досрочное голосование, если это предусмотрено За­коном для соответствующих выборов. При этом, естественно, должны быть обеспечены все общие требования к порядку го­лосования и подведения его итогов. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя с указанием уважительной причины, по которой он не может прибыть в помещение для го­лосования (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам). Заявление (обращение) может быть сделано избира­телем в любое время после формирования участковой избира­тельной комиссии, но не позднее чем за четыре часа до истече­ния времени голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. Голосование вне поме­щения для голосования проводят не менее двух членов участко­вой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный в участковой ко­миссии переносной ящик для голосования, необходимое коли­чество полученных под расписку бюллетеней, заверенную вы­писку из реестра, поступившие письменные заявления избира­телей, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем бюллетеня. Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюл­летеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более бюллетеней (с учетом видов и уровней выборов) — об общем количестве полученных бюллетеней. В соответствующей графе списка избирателей делается отметка «Голосовал вне по­мещения для голосования». Организация голосования вне по­мещения для голосования должна исключать возможность на­рушения избирательных прав граждан, а равно искажения воле­изъявления избирателя.

Голосование по открепительным удостоверениям произво­дится в случаях и порядке, предусмотренных законами о выбо­рах. Впервые в Российской Федерации оно применялось в 1996 г. на выборах Президента России. При осуществлении та­кого голосования избиратель, который не имеет возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в участковой комиссии данного участка откре­пительное удостоверение для голосования на выборах и прого­лосовать на том участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах того избирательного округа, где дан­ный избиратель обладает активным избирательным правом. Применительно к выборам Президента Российской Федерации это означает, что по открепительному удостоверению можно голосовать на любом избирательном участке включенный в бюллетень. Открепи­тельное удостоверение для голосования на выборах является документом строгой отчетности с определенной степенью за­щиты. При получении открепительного удостоверения избира­тель обязан предъявить паспорт или заменяющий его документ на том участке, где он включен в список избирателей. Мож­но отметить, что введение института открепительных удостове­рений на выборах при определенных условиях позволяет устра­нить основные недостатки досрочного голосования, в частно­сти уменьшает вероятность подкупа избирателей и скрытого административного воздействия.

Подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования участковыми ко­миссиями — одна из самых ответственных стадий избиратель­ного процесса. Федеральный законодатель, стремясь сделать данный этап максимально открытым, установил унифициро­ванную детальную регламентацию всех действий комиссий и при этом создал механизм осуществления контроля за этими действиями. Федеральным законом предусматривается, что подсчет голосов избирателей осуществляется членами участко­вой комиссии с правом решающего голоса сразу после окончания голосования. После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса посчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени. После этого члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений и вносят в протокол об итогах голосования. Согласно п.9, ст.73 ФЗ «О выборах президента РФ», «непосредственный подсчёт голосов избирателей проводится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса». При сортировке избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Такие бюллетени при непосредственном подсчёте голосов не учитываются. В первую очередь проводится подсчёт бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования: сначала – с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, затем – с бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования признаются недействительнми. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадраты, расположенные справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным. Они заверяются печатью участковой избирательной комиссии, а сами бюллетени при дальнейшем подсчёте голосов не учитываются. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлечённые из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов или против всех кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.  В п.16, ст.73 ФЗ от 10.01.2003 «О выборах Президента Российской Федерации» «недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, от строки «Против всех кандидатов», или в которых знак (знаки) представлен (представлены) более чем в одном квадрате…». В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки решается вопрос о действительности всех избирательных бюллетеней, вызвавших сомнение, путем голосования. При этом на обратной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. После завершения подсчёта избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, за которых поданы голоса в соответствующих избирательных бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются бюллетени, в которых поданы голоса против всех кандидатов, а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени.

В статье 76 ФЗ « О выборах Президента Российской Федерации» говорится о прядке определения результатов выборов Президента РФ. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из избирательных комиссий субъектов РФ, из территориальных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия РФ после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путём суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет результаты выборов президента РФ. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены ЦИК РФ с правом решающего голоса. «Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования» [2, п. 3, ст. 76]. 

Центральная избирательная комиссия РФ признаёт выборы президента РФ не состоявшимися в одном из следующих случаев:

1.                            если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включённых в списки избирателей на момент окончания голосования;

2.                            если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

3.                            если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

4.                            если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.

Выбора президента РФ считаются недействительными в следующих случаях:

1.                            если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2.                            если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвёртую часть от общего числа избирателей, включённых в списки на момент окончания голосования;

3.                            по решению суда.

Информация о работе Выборы президента