Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа
Цель работы – анализ действующего избирательного законодательства о выборах Президента.
Объектом исследования - политические отношения, сложившиеся в России.
Предмет исследования – институт избирательного права и выборы Президента.
Задачи исследования:
анализ хронологии развития законодательства о выборах Президента России;
изучение основных этапов проведения выборов Президента в Российской Федерации.
• лицам без гражданства;
• гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет;
• российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов;
• международным организациям и международным общественным движениям;
• органам государственной власти и органам местного самоуправления;
• государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
• юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов; • воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
• благотворительным организациям и религиозным объединениям и учрежденным ими организациям;
• анонимным жертвователям;
• юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать в средствах массовой информации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет.
Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов). «Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 250 миллионов рублей. Предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 300 миллионов рублей» [2, п.3,4 ст.58]. Причём в законе указано, что эта сумма индексируется с 1 января 2005 г. с учётом инфляции. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям и блокам. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.
Законом установлено, что зарегистрированный кандидат, не избранный по результатам голосования и набравший по результатам голосования менее установленного законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, обязан возвратить соответствующей избирательной комиссии средства, перечисленные соответственно из федерального бюджета. «До представления итогового финансового отчета кандидат обязан возвратить неизрасходованные денежные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам, осуществившим добровольные пожертвования в его избирательный фонд, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку. Денежные средства, оставшиеся на специальных избирательных счетах, по истечении 60 дней со дня голосования филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны перечислить по письменному указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в доход федерального бюджета» [2, п.1,2 ст.63]. Также предусмотрено, что политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, которые по результатам голосования получили менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании обязаны возместить в полном объеме государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимость предоставленных бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади.
5. Голосование и определение результатов выборов президента Российской Федерации.
Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законом с 8 до 20 часов. Перед началом голосования председатель участковой комиссии в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, представителей СМИ проверяет ящики для голосования и опечатывает их. После этого он сообщает о количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей проголосовавших досрочно. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса выдают бюллетени избирателям, включенным в список избирателей на данном предъявлении паспорта или заменяющего его документа. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и расписывается. Допускается с согласия избирателя либо по его просьбе внесение в список паспортных данных или данных заменяющего паспорт документа членом участковой комиссии. Член участковой комиссии, выдавший избирателю бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Голосование проводится путем внесения в бюллетень избирателем любого знака в квадрат, относящийся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов». В случае, если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он может обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Такая просьба должна быть удовлетворена с проставлением соответствующей отметки в списке избирателей. При этом испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. Каждый избиратель голосует лично. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные ящики для голосования. Участковая комиссия обязана строго следовать указанным правилам голосования. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель, иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе комиссии либо осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
Для реализации конституционных избирательных прав граждан федеральный законодатель предусмотрел возможность досрочного голосования избирателей, голосование вне помещения избирательного участка, голосование по открепительным удостоверениям, голосование. Все эти формы голосования применяются только в том случае, если избиратель по уважительным причинам не может прибыть в помещение избирательного участка, где он включен в список избирателей, в день голосования. Не ранее чем за 20 дней до дня голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, на одном и более избирательных участках по решению избирательной комиссии, согласованному с вышестоящей комиссией, может быть проведено досрочное голосование, если это предусмотрено Законом для соответствующих выборов. При этом, естественно, должны быть обеспечены все общие требования к порядку голосования и подведения его итогов. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя с указанием уважительной причины, по которой он не может прибыть в помещение для голосования (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам). Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за четыре часа до истечения времени голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество полученных под расписку бюллетеней, заверенную выписку из реестра, поступившие письменные заявления избирателей, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем бюллетеня. Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более бюллетеней (с учетом видов и уровней выборов) — об общем количестве полученных бюллетеней. В соответствующей графе списка избирателей делается отметка «Голосовал вне помещения для голосования». Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно искажения волеизъявления избирателя.
Голосование по открепительным удостоверениям производится в случаях и порядке, предусмотренных законами о выборах. Впервые в Российской Федерации оно применялось в 1996 г. на выборах Президента России. При осуществлении такого голосования избиратель, который не имеет возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в участковой комиссии данного участка открепительное удостоверение для голосования на выборах и проголосовать на том участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах того избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом. Применительно к выборам Президента Российской Федерации это означает, что по открепительному удостоверению можно голосовать на любом избирательном участке включенный в бюллетень. Открепительное удостоверение для голосования на выборах является документом строгой отчетности с определенной степенью защиты. При получении открепительного удостоверения избиратель обязан предъявить паспорт или заменяющий его документ на том участке, где он включен в список избирателей. Можно отметить, что введение института открепительных удостоверений на выборах при определенных условиях позволяет устранить основные недостатки досрочного голосования, в частности уменьшает вероятность подкупа избирателей и скрытого административного воздействия.
Подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования участковыми комиссиями — одна из самых ответственных стадий избирательного процесса. Федеральный законодатель, стремясь сделать данный этап максимально открытым, установил унифицированную детальную регламентацию всех действий комиссий и при этом создал механизм осуществления контроля за этими действиями. Федеральным законом предусматривается, что подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой комиссии с правом решающего голоса сразу после окончания голосования. После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса посчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени. После этого члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений и вносят в протокол об итогах голосования. Согласно п.9, ст.73 ФЗ «О выборах президента РФ», «непосредственный подсчёт голосов избирателей проводится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса». При сортировке избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Такие бюллетени при непосредственном подсчёте голосов не учитываются. В первую очередь проводится подсчёт бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования: сначала – с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, затем – с бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования признаются недействительнми. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадраты, расположенные справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным. Они заверяются печатью участковой избирательной комиссии, а сами бюллетени при дальнейшем подсчёте голосов не учитываются. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлечённые из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов или против всех кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. В п.16, ст.73 ФЗ от 10.01.2003 «О выборах Президента Российской Федерации» «недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, от строки «Против всех кандидатов», или в которых знак (знаки) представлен (представлены) более чем в одном квадрате…». В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки решается вопрос о действительности всех избирательных бюллетеней, вызвавших сомнение, путем голосования. При этом на обратной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. После завершения подсчёта избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, за которых поданы голоса в соответствующих избирательных бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются бюллетени, в которых поданы голоса против всех кандидатов, а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени.
В статье 76 ФЗ « О выборах Президента Российской Федерации» говорится о прядке определения результатов выборов Президента РФ. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из избирательных комиссий субъектов РФ, из территориальных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия РФ после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путём суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет результаты выборов президента РФ. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены ЦИК РФ с правом решающего голоса. «Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования» [2, п. 3, ст. 76].
Центральная избирательная комиссия РФ признаёт выборы президента РФ не состоявшимися в одном из следующих случаев:
1. если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включённых в списки избирателей на момент окончания голосования;
2. если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
3. если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
4. если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.
Выбора президента РФ считаются недействительными в следующих случаях:
1. если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2. если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвёртую часть от общего числа избирателей, включённых в списки на момент окончания голосования;
3. по решению суда.