Выборы президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ действующего избирательного законодательства о выборах Президента.
Объектом исследования - политические отношения, сложившиеся в России.
Предмет исследования – институт избирательного права и выборы Президента.
Задачи исследования:
 анализ хронологии развития законодательства о выборах Президента России;
 изучение основных этапов проведения выборов Президента в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ 1.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются  на съездах (конферен­циях) федеральных избирательных объеди­нений. Эти объединения могут объединяться в избирательные блоки. Избирательные блоки пользуются правами избира­тельных объединений. Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, вхо­дящих в избирательный блок. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков при­нимаются тайным голосованием. Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбо­ра подписей направляется в соответствующую избиратель­ную комиссию.

В поддержку кандидатов, выдви­нутых от избирательных объединений и избирательных бло­ков, собираются подписи избирателей в порядке и количе­стве, определяемых законодательством. По закону от 10 января 2003 г., кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, или выдвинутый политической партией, избирательным объединением обязан собрать в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, то количество не может быть более 50 тысяч. В то время как по прошлому закону 1999 г. «О выборах президента Российской Федерации» кандидату было необходимо собрать в поддержку один миллион подписей избирателей, причём, на один субъект должно приходиться не более 70 тысяч подписей избирателей. Федеральным законом, законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что по усмотрению кандидата, избиратель­ного объединения, избирательного блока регистрация кандидата (списка кандидатов) производится соответствующей избирательной комиссией не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избира­тельную комиссию этим кандидатом, избирательным объе­динением, избирательным блоком избирательного залога. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее установленного федеральным законом, законом субъекта РФ числа голосов избирателей, принявших учас­тие в голосовании, избирательный залог перечисляется в доход соответ­ствующего бюджета. Решение о ре­гистрации либо об отказе в регистрации должно быть принято избирательной комиссией в срок, установленный законом, но не более чем в течение 10 дней с момента получения соответствую­щих документов от кандидата, избирательного объединения, из­бирательного блока. Для вынесения решения избирательная ко­миссия должна располагать следующими документами: а) под­писными листами с подписями избирателей в необходимом количестве; б) подтверждением факта перечисления на счет из­бирательной комиссии денежного избирательного залога (если подписи не собирались); в) сведениями об изменении в данных о кандидате (в том числе, о каждом кандидате по списку), ранее представленных в избирательную комиссию вместе с уведомле­нием о выдвижении; г) первым финансовым отчетом кандидата или избирательного объединения, избирательного блока. В решении о регистрации указывается дата и точное время принятия решения. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации. ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предоставляет кандидату в Президенты ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания налагаемым в судебном по рядке без согласия Генерального прокурора РФ. Кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах Президента засчитывается в трудовой стаж по той специальности по которой он работал до регистрации кандидатом.

В случае отказа в реги­страции кандидата, списка кандидатов избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения выдать кандидату, представителю избирательного объединения, изби­рательного блока копию решения с изложением оснований от­каза. Избирательное законодательство содержит исчерпываю­щий перечень оснований отказа в регистрации:

1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.

2) нарушение порядка выдвижения кандидата политической партией, избирательным блоком, иным обще­ственным объединением.

3) неполный набор документов, необходимый для представления в избирательную комиссию в соответствии с требованиями закона;

4) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен.

5) недостаточное количество достоверных и действительных подписей избирателей в поддержку кандидата;

6) недостоверность биографических данных о личности канди­дата;

7) основания, связанные с несоблюдением правил создания или расходования средств избирательного фонда;

8) выбытие из него по разным причинам, кроме вынуждающих обстоятельств, более чем 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке;

9) установленный решением суда факт злоупотребления канди­датом или уполномоченным представителем избирательного объе­динения свободой массовой информации, т. е. наличие в предвы­борных программах и иных предвыборных агитационных мате­риалах, например, призывов к насильственному изменению конституционного строя, пропаганды войны, социальной, ра­совой, национальной розни;

10) использование кандидатом или его доверенным лицом пре­имуществ должностного или служебного положения;

Таким образом, избирательное законодательство значитель­но усилило позиции кандидата на этапе его регистрации, огра­ничив возможности избирательной комиссии по принятию от­рицательного решения. Перечень оснований отказа в регистра­ции является не только исчерпывающим, но и предусматривает (за исключением нескольких формальных) совершение столь серьезных нарушений, что использование этих фактов в качест­ве причины для отказа в регистрации требует от избирательной комиссии солидной доказательственной базы. Защите закон­ных интересов кандидата служит и новое правило, в соответст­вии с которым в случае отказа в регистрации возможно повторное выдвижение кандидата на тех же выборах, если сроки выдвижения еще не истекли.

Избирательная комиссия имеет право отменить уже принятое решение о регистрации, но только по инициативе самих участников выборов. Так, не позд­нее чем за три дня до дня голосования кандидат вправе снять свою кандидатуру, не позднее чем за пять дней до дня голосова­ния, избирательное объединение вправе отозвать отдельных кандидатов из списка кандидатов. Под обстоятельствами, вынуждаю­щими кандидата снять свою кандидатуру или избирательное объединение, избирательный блок отозвать кандидата, понима­ются установленная судом недееспособность кандидата, а также тяжкая болезнь или стойкое расстройство здоровья кандидата или его близких родственников. Если в результате снятия канди­датур зарегистрированных кандидатов или списка кандидатов выборы становятся безальтернативными, проведение голосова­ния откладывается на срок не более шести месяцев для допол­нительного выдвижения кандидатов. В этом случае, если канди­датуры были сняты без вынуждающих обстоятельств, все расхо­ды, понесенные избирательной комиссией при подготовке новых выборов, возмещаются за счет кандидата или избиратель­ного объединения, избирательного блока соответственно. Голо­сование по одной кандидатуре в едином избирательном округе допускается при по­вторном голосовании.


4.Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации.

4.1. Избирательные комиссии

Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а так­же осуществляют подготовку и проведение выборов. Таки­ми комиссиями являются:

      Центральная избирательная комиссия РФ;

      избирательные комиссии субъектов РФ;

      окружные избирательные комиссии;

      территориальные (районные, городские и другие) из­бирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избира­телей создается несколько территориальных избирательных комиссий;

      участковые избирательные комиссии.

Важнейший принцип деятельности избирательных ко­миссий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они не­зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Этот принцип призван исключить любое вмешательство властей в деятельность комиссий, а, следо­вательно, повлиять на исход выборов. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения. Избирательные комиссии,  обес­печивают информирование избирателей, участников рефе­рендума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о зарегист­рированных кандидатах. Решения избирательных комиссий публикуются в печа­ти и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные соответствующими законами. В день голосования, с момента начала работы участковой избира­тельной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе при­сутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Решения избирательных комиссий принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установ­ленного числа членов избирательной комиссии с правом ре­шающего голоса. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избиратель­ные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводи­мых выборов) или в суд.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство дея­тельностью избирательных комиссий по выборам в феде­ральные органы государственной власти (Президента РФ, депутатов Государственной Думы). Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ четыре года. Состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комис­сии РФ назначаются Государственной Думой из числа кан­дидатур, предлагаемых фракциями и депутатскими объеди­нениями в Государственной Думе, а также депутатами. Пять членов Центральной избирательной комиссии РФ назнача­ются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагае­мых законодательными (представительными) и исполнитель­ными органами государственной власти субъектов РФ. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Президентом. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, замес­тителя Председателя и секретаря. Полномочия Центральной избирательной комиссии дос­таточно широки. Эта комиссия совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; организует разработку нормативов технологического оборудования и осуществляет контроль за их соблюдением; осуществляет меры по организации системы финан­сирования выборов, установления результа­тов выборов в Российской Федерации; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведе­ния выборов, контролирует их целевое ис­пользование; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и др.

4.2. Информирование избирателей и предвыборная агитация

Следующий этап – это информирование избирателей и предвыборная агитация. Информирование осуществляется на принципах достоверности, объективности и беспристрастности, то есть равного подхода ко всем кандидатам. Правовой режим осуществления предвыборной агитации существенно отличается от правового режима информирования избирателей. Фактическое содержание информирования избирателей составляет разъяснение избирательного законодательства, особенности его применения на конкретных выборах, оповещение участников выборов о сроках и порядке осуществления избирательных действий, опубликование сведений о явке избирателей для участия в голосовании, а также сведений об итогах голосования и результатах выборов. Средства массовой информации передают в эфир и публикуют следующие сообщения: а) о на­значении выборов, перенесении даты голосования; б) о схеме образования избирательных округов, включая их графическое изображение; в) о списке избирательных участков, с указани­ем их границ и номеров, места нахождения участковых комис­сий и помещений для голосования; г) о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях избирательных блоках, а также биографические данные заре­гистрированных кандидатов, включая сведения о неснятых или непогашенных судимостях, о доходах и имуществе; д) о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов избирательных объединений, избирательных бло­ков; е) о времени и месте голосования. «В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям» [3, п.5, ст.45].

Наряду с информированием избирателей, составной частью информаци­онного обеспечения избирательного процесса является предвы­борная агитация. Закон дает толкование юридическому со­держанию термина «предвыборная агитация», определяя ее как «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» [3, п.4,ст.2]. В то же время содержанием пред­выборной агитации является информация агитационного ха­рактера, а проведение предвыборной агитации выступает в виде производства и распространения такой информации. В соответствии с рамочным Феде­ральным законом предвыборная агитация возможна только в хронологических рамках избирательной кампании, поскольку, в отличие от иных видов информации (политической агитации, пропаганды или рекламы), она регулируется законодательством о выборах и, следовательно, является одним из институтов изби­рательного права. Составляемый избирательной комиссией календарный план мероприятий по подготовке и проведению выбо­ров юридически регламентирует сроки осуществления избира­тельных отдельных действий и процедур на каждой стадии из­бирательного процесса. Информационная деятельность граждан, общественных объединений, осуществляемая ими в период до начала избирательной кампании, в период между вы­борами, даже если она имеет признаки, идентичные признакам предвыборной агитации, не является предвыборной агитацией. Законом установлено, что «агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования…» [2, п.1,2, ст.50]. Закон запрещает проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах. Со дня окончания выдвижения кандидатов, возможна также предвыборная агитация против всех канди­датов. При этом опубликование (обнаро­дование) в средствах массовой информации результатов опро­сов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, а также их размещение в информационно-телекоммуникацион­ных сетях общего пользования, включая Интернет, не допуска­ется в течение пяти дней до дня голосования и в день голосова­ния.

В соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» граждане и общественные объединения (общие субъекты агитационной деятельности) в период избирательной кампании вправе осуществлять предвы­борную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. Агитация при проведении выборов может проводиться, на каналах организа­ций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, т. е. через СМИ, посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий); посредством выпус­ка и распространения печатных, аудиовизуальных и других аги­тационных материалов; иными не запрещенными законом ме­тодами. Формы предвыборной агитации многообразны. Массовые агитационные мероприя­тия могут проводиться в форме собраний, встреч с избирателя­ми, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Печатные и аудиовизуальные агитационные материа­лы могут распространяться в форме листовок, плакатов, букле­тов, аудио- и видеороликов, надписей и рисунков на щитах на­ружной рекламы, на корпусах (кузовах) автобусов, троллейбу­сов, трамваев, иных транспортных средств, на различного рода транспарантах, стендах, растяжках, а также в иных допускае­мых законом формах.

4.3. Финансирование выборов

Финансирование выборов. Расходы избирательных ко­миссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета. Кандидаты обязаны создавать собственные избиратель­ные фонды для финансирования избирательной кампании. При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объедине­ния также обязаны создавать избирательные фонды.

Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет:

• средств, выделенных избирательному объединению, блоку или кандидату соответствующей избирательной ко­миссией;

• собственных средств кандидата, избирательного объе­динения или блока;

• средств, выделенных кандидату выдвинувшим его из­бирательным объединением, блоком;

• добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, изби­рательных объединений, избирательных блоков:

• иностранным государствам и иностранным юридичес­ким лицам;

• иностранным гражданам, за исключением случаев, пре­дусмотренных     п. 8 ст. 4 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации";

Информация о работе Выборы президента