Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа
Цель работы – анализ действующего избирательного законодательства о выборах Президента.
Объектом исследования - политические отношения, сложившиеся в России.
Предмет исследования – институт избирательного права и выборы Президента.
Задачи исследования:
анализ хронологии развития законодательства о выборах Президента России;
изучение основных этапов проведения выборов Президента в Российской Федерации.
Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются на съездах (конференциях) федеральных избирательных объединений. Эти объединения могут объединяться в избирательные блоки. Избирательные блоки пользуются правами избирательных объединений. Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию.
В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законодательством. По закону от 10 января 2003 г., кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, или выдвинутый политической партией, избирательным объединением обязан собрать в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, то количество не может быть более 50 тысяч. В то время как по прошлому закону 1999 г. «О выборах президента Российской Федерации» кандидату было необходимо собрать в поддержку один миллион подписей избирателей, причём, на один субъект должно приходиться не более 70 тысяч подписей избирателей. Федеральным законом, законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что по усмотрению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока регистрация кандидата (списка кандидатов) производится соответствующей избирательной комиссией не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее установленного федеральным законом, законом субъекта РФ числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета. Решение о регистрации либо об отказе в регистрации должно быть принято избирательной комиссией в срок, установленный законом, но не более чем в течение 10 дней с момента получения соответствующих документов от кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Для вынесения решения избирательная комиссия должна располагать следующими документами: а) подписными листами с подписями избирателей в необходимом количестве; б) подтверждением факта перечисления на счет избирательной комиссии денежного избирательного залога (если подписи не собирались); в) сведениями об изменении в данных о кандидате (в том числе, о каждом кандидате по списку), ранее представленных в избирательную комиссию вместе с уведомлением о выдвижении; г) первым финансовым отчетом кандидата или избирательного объединения, избирательного блока. В решении о регистрации указывается дата и точное время принятия решения. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации. ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предоставляет кандидату в Президенты ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания налагаемым в судебном по рядке без согласия Генерального прокурора РФ. Кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах Президента засчитывается в трудовой стаж по той специальности по которой он работал до регистрации кандидатом.
В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения выдать кандидату, представителю избирательного объединения, избирательного блока копию решения с изложением оснований отказа. Избирательное законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.
2) нарушение порядка выдвижения кандидата политической партией, избирательным блоком, иным общественным объединением.
3) неполный набор документов, необходимый для представления в избирательную комиссию в соответствии с требованиями закона;
4) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен.
5) недостаточное количество достоверных и действительных подписей избирателей в поддержку кандидата;
6) недостоверность биографических данных о личности кандидата;
7) основания, связанные с несоблюдением правил создания или расходования средств избирательного фонда;
8) выбытие из него по разным причинам, кроме вынуждающих обстоятельств, более чем 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке;
9) установленный решением суда факт злоупотребления кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения свободой массовой информации, т. е. наличие в предвыборных программах и иных предвыборных агитационных материалах, например, призывов к насильственному изменению конституционного строя, пропаганды войны, социальной, расовой, национальной розни;
10) использование кандидатом или его доверенным лицом преимуществ должностного или служебного положения;
Таким образом, избирательное законодательство значительно усилило позиции кандидата на этапе его регистрации, ограничив возможности избирательной комиссии по принятию отрицательного решения. Перечень оснований отказа в регистрации является не только исчерпывающим, но и предусматривает (за исключением нескольких формальных) совершение столь серьезных нарушений, что использование этих фактов в качестве причины для отказа в регистрации требует от избирательной комиссии солидной доказательственной базы. Защите законных интересов кандидата служит и новое правило, в соответствии с которым в случае отказа в регистрации возможно повторное выдвижение кандидата на тех же выборах, если сроки выдвижения еще не истекли.
Избирательная комиссия имеет право отменить уже принятое решение о регистрации, но только по инициативе самих участников выборов. Так, не позднее чем за три дня до дня голосования кандидат вправе снять свою кандидатуру, не позднее чем за пять дней до дня голосования, избирательное объединение вправе отозвать отдельных кандидатов из списка кандидатов. Под обстоятельствами, вынуждающими кандидата снять свою кандидатуру или избирательное объединение, избирательный блок отозвать кандидата, понимаются установленная судом недееспособность кандидата, а также тяжкая болезнь или стойкое расстройство здоровья кандидата или его близких родственников. Если в результате снятия кандидатур зарегистрированных кандидатов или списка кандидатов выборы становятся безальтернативными, проведение голосования откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов. В этом случае, если кандидатуры были сняты без вынуждающих обстоятельств, все расходы, понесенные избирательной комиссией при подготовке новых выборов, возмещаются за счет кандидата или избирательного объединения, избирательного блока соответственно. Голосование по одной кандидатуре в едином избирательном округе допускается при повторном голосовании.
4.Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации.
4.1. Избирательные комиссии
Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиями являются:
Центральная избирательная комиссия РФ;
избирательные комиссии субъектов РФ;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В пределах одной административно-
участковые избирательные комиссии.
Важнейший принцип деятельности избирательных комиссий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Этот принцип призван исключить любое вмешательство властей в деятельность комиссий, а, следовательно, повлиять на исход выборов. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения. Избирательные комиссии, обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о зарегистрированных кандидатах. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные соответствующими законами. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Решения избирательных комиссий принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти (Президента РФ, депутатов Государственной Думы). Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ четыре года. Состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии РФ назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых фракциями и депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами. Пять членов Центральной избирательной комиссии РФ назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Президентом. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря. Полномочия Центральной избирательной комиссии достаточно широки. Эта комиссия совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; организует разработку нормативов технологического оборудования и осуществляет контроль за их соблюдением; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, установления результатов выборов в Российской Федерации; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и др.
4.2. Информирование избирателей и предвыборная агитация
Следующий этап – это информирование избирателей и предвыборная агитация. Информирование осуществляется на принципах достоверности, объективности и беспристрастности, то есть равного подхода ко всем кандидатам. Правовой режим осуществления предвыборной агитации существенно отличается от правового режима информирования избирателей. Фактическое содержание информирования избирателей составляет разъяснение избирательного законодательства, особенности его применения на конкретных выборах, оповещение участников выборов о сроках и порядке осуществления избирательных действий, опубликование сведений о явке избирателей для участия в голосовании, а также сведений об итогах голосования и результатах выборов. Средства массовой информации передают в эфир и публикуют следующие сообщения: а) о назначении выборов, перенесении даты голосования; б) о схеме образования избирательных округов, включая их графическое изображение; в) о списке избирательных участков, с указанием их границ и номеров, места нахождения участковых комиссий и помещений для голосования; г) о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях избирательных блоках, а также биографические данные зарегистрированных кандидатов, включая сведения о неснятых или непогашенных судимостях, о доходах и имуществе; д) о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков; е) о времени и месте голосования. «В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям» [3, п.5, ст.45].
Наряду с информированием избирателей, составной частью информационного обеспечения избирательного процесса является предвыборная агитация. Закон дает толкование юридическому содержанию термина «предвыборная агитация», определяя ее как «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» [3, п.4,ст.2]. В то же время содержанием предвыборной агитации является информация агитационного характера, а проведение предвыборной агитации выступает в виде производства и распространения такой информации. В соответствии с рамочным Федеральным законом предвыборная агитация возможна только в хронологических рамках избирательной кампании, поскольку, в отличие от иных видов информации (политической агитации, пропаганды или рекламы), она регулируется законодательством о выборах и, следовательно, является одним из институтов избирательного права. Составляемый избирательной комиссией календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов юридически регламентирует сроки осуществления избирательных отдельных действий и процедур на каждой стадии избирательного процесса. Информационная деятельность граждан, общественных объединений, осуществляемая ими в период до начала избирательной кампании, в период между выборами, даже если она имеет признаки, идентичные признакам предвыборной агитации, не является предвыборной агитацией. Законом установлено, что «агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования…» [2, п.1,2, ст.50]. Закон запрещает проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах. Со дня окончания выдвижения кандидатов, возможна также предвыборная агитация против всех кандидатов. При этом опубликование (обнародование) в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, а также их размещение в информационно-
В соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» граждане и общественные объединения (общие субъекты агитационной деятельности) в период избирательной кампании вправе осуществлять предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. Агитация при проведении выборов может проводиться, на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, т. е. через СМИ, посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий); посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; иными не запрещенными законом методами. Формы предвыборной агитации многообразны. Массовые агитационные мероприятия могут проводиться в форме собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Печатные и аудиовизуальные агитационные материалы могут распространяться в форме листовок, плакатов, буклетов, аудио- и видеороликов, надписей и рисунков на щитах наружной рекламы, на корпусах (кузовах) автобусов, троллейбусов, трамваев, иных транспортных средств, на различного рода транспарантах, стендах, растяжках, а также в иных допускаемых законом формах.
4.3. Финансирование выборов
Финансирование выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также обязаны создавать избирательные фонды.
Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет:
• средств, выделенных избирательному объединению, блоку или кандидату соответствующей избирательной комиссией;
• собственных средств кандидата, избирательного объединения или блока;
• средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком;
• добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков:
• иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
• иностранным гражданам, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 ст. 4 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";