Выборы президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ действующего избирательного законодательства о выборах Президента.
Объектом исследования - политические отношения, сложившиеся в России.
Предмет исследования – институт избирательного права и выборы Президента.
Задачи исследования:
 анализ хронологии развития законодательства о выборах Президента России;
 изучение основных этапов проведения выборов Президента в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ 1.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Структурно закон не претерпел существенных изменений. Число глав в нем было увеличено до 12, поскольку в нем, аналогично “рамочному” закону, отдельная глава была посвящена избирательным комиссиям и отдельная глава – спискам избирателей и избирательным участкам. Число статей увеличилось до 83, а число приложений – до 4.

После того, как в 2002 была принята новая версия “рамочного” закона, была создана и новая версия Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации”. Проект, разработанный в Центризбиркоме, был внесен в Государственную Думу Президентом 12.9.2002. 24.10.2002 он был принят в первом чтении, 20.12.2002 – во втором чтении и 24.12.2002 – в третьем чтении. 27.12.2002 он был одобрен Советом Федерации и 10.1.2003 подписан Президентом (Федеральный закон от 10.1.2003 № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”).

Данный закон содержал ряд принципиальных изменений по сравнению с предыдущим:

        в соответствии с новым “рамочным” законом кандидаты, выдвинутые политическими партиями и избирательным блокам, которые были допущены к распределению мандатов в Государственной Думе, регистрировались без сбора подписей избирателей;

        численность группы избирателей, которая должна быть создана в поддержку самовыдвижения кандидата (в предыдущих законах она называлась инициативной группой), увеличилась со 100 до 500 человек;

        необходимое число подписей избирателей увеличено с одного до двух миллионов, при этом число подписей, приходящихся на один субъект Федерации, уменьшено с 70 до 50 тыс.;

        предельная сумма расходов средств избирательного фонда кандидата увеличена примерно в 8 раз;

        предусмотрено предоставление политическим партиям и избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, бесплатного эфирного времени на каналах общероссийских государственных организаций телерадиовещания и бесплатной печатной площади в общероссийских государственных периодических печатных изданиях дополнительно к бесплатному эфирному времени и бесплатной печатной площади, предоставляемой самим кандидатам.

Структурно закон практически не изменился. В нем остались те же 12 глав и 4 приложения. Число статей увеличилось до 88.

По этому закону были проведены президентские выборы 2004.

Федеральный закон от 21.7.2005 № 93-ФЗ внес изменения в 75 из 88 статей Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” и во все четыре приложения к закону, а одну статью признал утратившей силу. Тем не менее, подавляющее большинство внесенных изменений носят процедурный или технический характер. Принципиальные изменения аналогичны тем, которые были внесены в “рамочный” закон и закон о выборах депутатов Государственной Думы:

        отмена института избирательных блоков (правда, на президентских выборах избирательные блоки никогда не создавались);

        сокращение допустимого процента “брака” в подписных листах;

        исключение наблюдателей от общественных объединений.

 


2.Активное и пассивное избирательное право на выборах президента.

Согласно ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирателем признаётся каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом. В соответствии с Конституци­ей и федеральным избирательным законодательством таким правом обладают и, следовательно, являются избирателями все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет тоже вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях (ст.4), за исключением тех из них, которые признаны судом недееспо­собными или содержатся в местах лишения свободы по приго­вору суда. «Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [1,ст.4, п.2].

Конституцией и на ее основе Законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. установлены следующие условия приобретения гражданами пассивного избирательного права — Президентом РФ может быть избран лишь гражданин России не моложе 35 лет, постоянно про­живающий в России не менее 10 лет. Конституция не выдвигает требования о том, чтобы кандидат в прези­денты был гражданином Российской Федерации по рождению. Понятие «постоянно проживающий» означает, что, во-первых, кандидат в прези­денты должен постоянно жить в России не менее указанного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. отрезки времени менее 10 лет не могут суммироваться. Требование постоянного проживания, ра­зумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зару­бежные государства. Согласно п. 3, ст.3 ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г., гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента за пределами терри­тории России, обладает на выборах равными правами с иными российски­ми гражданами правами. Все зарегистрированные кандидаты на должность Президента имеют равные права и несут равные обязанности. Положение ч.3 статьи 81 ограничивает продолжительность пребывания Президента на своем посту устанавливая, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Конституционное положение преследует цель конституционного обновления руководства государством и направлено против возможного установления режима авторитаризма. Вместе с тем названная норма не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту два срока подряд. Президент, досрочно прекративший свои полномочия в связи с обстоятельствами, перечисленными в ч. 2 ст. 92 Конституции, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с такими обстоятельствами.

Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на момент выборов, подлежат регистрации. Необходимо рассмотреть один из главных элементов избирательного процесса, без кото­рого проведение выборов становится невозможным в принципе. Это составление списков избирателей. Правоотношения по это­му поводу устанавливаются ст. 17 Федерального за­кона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. Являясь продолжением процесса регистрации (учета) изби­рателей, составление списков избирателей непосредственно за­трагивает избирательные права граждан Российской Федера­ции, поскольку гражданин может осуществить свое право, если он включен в соответствующий список избирателей или имеет достаточные документальные основания быть в него включен­ным. Более того, сведения о гражданине, содержащиеся в списках должны строго соответствовать данным документов, удо­стоверяющих его личность. Прежде всего следует отметить, что списки избирателей составляются соответствующими избира­тельными комиссиями на основании сведений по регистрации (учету) избирателей, осуществляемой главами муниципальных образований или уполномоченными на то иными лицами, в том числе полученных с использованием государственной сис­темы регистрации (учета) избирателей, представляемых по ус­тановленной форме в соответствии с п. 6 ст. 17 рамочного Фе­дерального закона. Под соответствующими комиссиями следует понимать, прежде всего, территориальные избирательные ко­миссии, а также ИКМО, т. е. комиссии, непосредственно вы­шестоящие над участковыми избирательными комиссиями.

Сведения о зарегистрированных избирателях формируют и уточняют уполномоченные на то органы или должностные ли­ца местного самоуправления муниципальных образований. Сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в во­инской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир во­инской части. Сведения об избирателях, проживающих за пре­делами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консуль­ского учреждения Российской Федерации. Списки избирателей составляются указанными комиссиями по каждому избирательному участку отдельно. Рамочным Федеральным законом предусматривается, что, где возможно, при составлении списков может использоваться ГАС «Выборы». При этом сведения об избира­телях, включаемые в список, могут располагаться в алфавит­ном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, до­мам, адресам места жительства избирателей). В списке указы­ваются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет указывается день и месяц рождения), адрес места жи­тельства избирателя. Указанные списки должны иметь места для подписей избирателей за каждый полученный ими бюлле­тень, для внесения суммарных данных по каждому виду выбо­ров и для подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю. Участковая комиссия уточняет список избирателей в соответ­ствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) изби­рателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывает­ся председателем и секретарем участковой комиссии и заверяет­ся печатью участковой комиссии. С целью окончательного до­полнительного уточнения списка избирателей участковая комис­сия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления с ним избирателей. В списки избирателей на избирательных участках включают­ся граждане Российской Федерации, обладающие на день голо­сования активным избирательным правом. Граждане Российской Феде­рации включаются только в один список избирателей и только на одном избирательном участке. Законным основанием для включения граждан Российской Федерации в список избирателей на конкретном избиратель­ном участке является факт нахождения их места жительства на территории этого участка. Участковые комиссии, сформированные в соответствии с образованием избирательных участков за пределами террито­рии Российской Федерации, при проведении выборов в феде­ральные органы государственной власти вправе составлять спи­сок избирателей до дня голосования — по письменным обра­щениям, а в день голосования — по устным обращениям явившихся в участковую комиссию граждан Российской Феде­рации, постоянно проживающих за пределами территории Рос­сийской Федерации либо находящихся в длительных загранич­ных командировках. Граждане, обла­дающие активным избирательным правом, находящиеся в день голосования на выборах в федеральные органы государствен­ной власти за пределами территории Российской Федерации и не имевшие возможности получить открепительные удостове­рения или проголосовать досрочно, включаются соответствую­щими участковыми комиссиями в списки избирателей при их явке в день голосования в помещения для голосования, как это предусмотрено Федеральным законом. Как установлено рамочным Федеральным законом, избира­тели, находящиеся в местах временного пребывания, работаю­щие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению,  поданному в порядке, установленном Законом, не позднее, чем за семь дней до дня голосования могут быть вклю­чены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.

Граждане Российской Федерации, обладающие активным из­бирательным правом, вправе заявить в участковую комиссию о невключении их в список избирателей, о любой ошибке или не­точности в сведениях о них, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования — в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосо­вания участковая комиссия обязана проверить заявление, а так же представленные документы и либо устранить ошибку или не­точность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответст­вующем избирательном участке. Законом запрещено вносить ка­кие-либо изменения в списки избирателей после окончания го­лосования и начала подсчета голосов избирателей.


3. Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов.

В соответствии с Конституцией (п. «д» ст. 102) и Федераль­ным законом «О выборах Президента Российской Федерации» выборы Президента назначает Совет Федерации. «…Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия» [2, п.2, ст.5]. Если Совет Федера­ции не назначит выборы, они назначаются и проводятся ЦИК России в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих очередных выборах. Решение о назначении выборов публикуется не позднее чем че­рез семь дней со дня истечения установленного для Совета Фе­дерации срока официального опубликования решения о назна­чении выборов. В случае прекращения Президентом исполнения своих пол­номочий до истечения конституционного срока в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полно­мочий назначает досрочные выборы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда исте­кают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом. Если Совет Федерации не назначит досрочные выборы, они назначаются и проводятся ЦИК Рос­сии в первое или во второе воскресенье по истечении трех ме­сяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих пол­номочий Президентом. Решение о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного для Совета Федерации срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов. При назначении и проведении досрочных выборов сроки осу­ществления избирательных действий сокращаются на четверть. Если день голосования на выборах Президента совпадает с предпраздничным или праздничным днем либо с днем, следую­щим после праздничного дня днем голо­сования является следующее воскресенье.

Кандидат, как отмечалось, является одной из ключевых фигур избирательного процесса. Все основные избирательные действия связаны с реализацией его интересов и главной цели — победы на выборах. Реализация конституционного права гражданина Российской Федерации быть избранным в органы государствен­ной власти или местного самоуправления — пассивного избира­тельного права — начинается с момента выдвижения кандидата. Кто может выдвинуть кандидата? Таким правом обладает гражданин Российской Федерации в отношении своей собст­венной кандидатуры (в порядке самовыдвижения), избиратель­ные объединения, избирательные блоки. Гражданин, выдвигающий свою кандидатуру в порядке са­мовыдвижения, не может быть выдвинут иным субъектом вы­движения, например политической партией в составе списка кандидатов. В соответствую­щую избирательную комиссию представляются следующие до­кументы:

1) уведомление о выдвижении;

2) заявление лица о согласии баллотироваться;

3) сведения о размере и об источниках доходов кандидата;

4) сведения об имуществе, принадлежа­щем кандидату на праве собственности.

Уведомление о выдвижении является письменным извещени­ем в адрес избирательной комиссии от имени кандидата (в слу­чае самовыдвижения) или от избирательного объединения, из­бирательного блока о факте выдвижения кандидатуры по изби­рательному округу. На конкретных выборах форма уведом­ления может иметь свои конкретные особенности. При са­мовыдвижении гражданина на должность Президента Россий­ской Федерации он выдвигает сам свою кандидатуру на должность Президента и обращается не позднее чем через 20 дней со дня официального решения о назначении выборов президента в ЦИК России с хода­тайством о регистрации группы избирателей числом не менее 500 человек в поддержку выдвижения своей кандидатуры. Самовыдвижение следует отличать от выдвижения кандидата избирателями предусмотренного ФЗ от 31.12.1999 г. «О выборах президента Российской Федерации». «Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата». Инициативная группа может обратиться с ходатайством в ЦИК не позднее чем через 30 дней со дня официального решения о назначении выборов. В заявлении лица о согласии баллотироваться дается письмен­ное согласие баллотироваться и содержится обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом президента. В заявлении кандидат указывает также сведения биографического характера. Кроме этих обязательных данных в заявлении при наличии соответствующих оснований должны быть указаны све­дения о неснятой и непогашенной судимости кандидата и о на­личии гражданства иностранного государства с указанием на­именования этого государства, даты и оснований приобретения гражданства. Сведения о размере и об источниках доходов кандидата пред­ставляются гражданами, обязанными сдавать налоговую декла­рацию, в виде копии декларации с отметкой налогового органа, гражданами, не обязанными сдавать налоговую декларацию, — в виде справок о величине доходов (заработная плата, пенсия, пособия и прочие выплаты). Так, Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федера­ции» предусматривает обязанность кандидата представлять со­ответствующие документы за четыре года, предшествующие го­ду назначения выборов. Эту норму можно рассматривать как дополнительную гарантию права избирателей на информацию о претенденте на должность главы государства. На выборах Президента Российской Феде­рации кандидат представляет сведения не только о своих дохо­дах и имуществе, но и о доходах, имуществе супруга (супруги). Рамочный Федеральный закон впервые предусмотрел обязан­ность кандидата лично представлять в избирательную комиссию указанные выше документы. Таким образом, исключается воз­можность участия в выборах «кандидатов-заочников», неизвест­ных не только избирательным комиссиям, но и избирателям. Как правило, такие лица, не имея цели собственного избрания, но бу­дучи однофамильцами или даже полными тезками кандидатов, использовались для отвлечения части голосов избирателей и создания электоральных помех в избрании реальных претендентов. Гражданин приобретает права и обязанности кандидата после поступления в комиссию уведом­ления о его выдвижении и всех прилагаемых к нему необходимых документов. Изби­рательная комиссия обязана довести до сведения избирателей информацию о кандидатах, представленную ими при выдвиже­нии, а также полученные в результате проверки данные о фактах недостоверности представленных ими сведений. Стадия выдвижения кандидата включает в себя не только процедуру определения кандидатуры, но и возможные формы поддержки ее избирателями, в том числе посредством сбора под­писей избирателей. Гарантией реального использования канди­датом этих возможностей является установление в законе доста­точно длительного срока для стадии выдвижения. При выборах в федеральные органы государственной власти он должен состав­лять не менее 40 дней. Самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом избирательной комиссии, которая впоследствии должна будет принять решение о регистрации кандидата (отказе в реги­страции), с последующим сбором подписей или внесением из­бирательного залога. Так, например, кандидат на должность Президента Российской Федерации — ЦИК России.

Информация о работе Выборы президента