Восточный и европейский способы образования государства: общее и особенное

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы провести сравнительный анализ восточного и западного пути возникновения государств, выявить общие и отличительные признаки, понять сущность самого государства и этапы его развития. В процессе достижения этой цели были выдвинуты основные задачи исследования:
выработать подход к пониманию происхождения государства, проанализировать его основные предпосылки к образованию и определить его объективные и субъективные стороны;
-классифицировать общие закономерности возникновения государства,
-проанализировать проблемы происхождения государства у разных народов и в разных странах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
I. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВ…...
II. ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

2.1. Древний Египет………………………………………………………
2.3. Древний Вавилон……………………………………………………..

III. ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

3.1. Древняя Греция……………………………………………………….
3.2. Древний Рим………………………………………………………….
IV. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО ПУТЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...

Файлы: 1 файл

пути возникновения государств.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

 Встав  над общиной, восточный деспот  на правах «связующего единства»  присваивает себе исключительное  право распоряжаться совокупным  продуктом коллектива-общины. Выступая  в качестве высшего правителя  и патрона административного  и политического объединения  государства, деспот присваивает  прибавочный продукт общины «как  в виде дани», так и в совместных  работах для прославления единого  начала – отчасти действительного  деспота, отчасти воображаемого  племенного существа, бога. 

Итак, для  восточной структуры общества  были характерны в социально-экономической сфере следующие черты:

 ·        примат коллективного труда, исключительная  внутренняя целостность, прочность  и монолитность азиатской общины, слитность индивида с коллективом; 

 ·        господство государственной собственности  как верховной собственности  правителя, отсутствие частной  собственности на землю; 

 ·        медленное формирование рынка,  товарно-денежных отношений; 

 ·        преобладание внешнеэкономических  методов принуждения и стимулирования  труда, когда цена товара назначалась  по усмотрению главенствующего  распорядителя, с которым зависимый  производитель вынужден был безоговорочно  соглашаться, либо продукт вообще  у него изымался путём откровенного  разбоя;

 ·        специфическое сословно-кастовое  иерархическое деление общества  с особым местом в нём колоссальной  прослойки чиновников, которые, не  владея собственностью, от имени  патрона ею распоряжались и  в любое время могли быть  лишены этого права по прихоти  верховного владельца собственности  – правителя; 

 ·        положение личности зависит от  социального статуса; 

Политическая  сфера восточного общества характеризуется  наличием таких черт, как:

 ·        огромная роль государства, которое  вмешивается во все сферы деятельности  общества в качестве надобщинного  паразитического образования в  форме «восточного деспотизма»; 

 ·        власть носит деспотический характер, опирается на огромный военно-бюрократический  аппарат; 

 ·        власть выше закона и не  требует никакого обоснования  своей легитимности;

 ·        агрессивная внешняя политика; усиление  мощи государства идёт за счёт  расширения его границ и включения  в него завоёванных народов,  которые поставляли не только  воинов для армии-победительницы, но и дополнительные ресурсы  для новых захватнических войн.

 Обобщая  всё вышесказанное, следует отметить, что для азиатской структуры  общества было характерно отсутствие  частного сектора и товарно-денежных  отношений, слабость индивида  перед всесильной властью государства  и венчающего его деспота и  всесилие административного контроля  над обществом. Отсюда совершенно  иная, по сравнению с европейской,  социальная структура,  иные политические  институты, иной менталитет.

В отличие  от азиатского, европейский тип производства характеризуется избытком земли  и недостатком рабочих рук. Здесь  рост населения компенсируется увеличением  запашки и переселением на новые, неосвоенные в хозяйственном  отношении земли, что при худшем почвенно-климатическом факторе  затруднено без технического прогресса. Если Азия накапливала избыточное население, то Европа - технический потенциал. В Европе доход приносил труд человека - и богатство феодала измерялось "в душах", в Азии доход приносила  земля и богатство измерялось ее площадью и качеством. Следовательно, в Азии главным условием производства был природный фактор, а в Европе - человеческий труд при минимальной  роли природного компонента.

Возможность получения больших урожаев при  минимальной затрате труда на Востоке породила в конечном счете  зависимость азиатского общества от высокопроизводительного природного фактора - они не дошли даже до паровой  системы и трехполья, т.к. основой  урожайности было не воссоздание, а  сохранение почвенной структуры. Если естественное плодородие и изобилие тропиков сдерживало инициативу азиатского земледельца, то условия умеренного пояса подталкивали европейцев на хозяйственно-технические  эксперименты, ставшие основой сельскохозяйственной революции: замена двухполья трехпольем, переход к севообороту и ликвидации паров; освоение новых с/х культур - картофеля, маиса, капусты, моркови, томатов; новый способ удобрения земли  зелеными удобрениями, сохраняющими плодородие полей - викой, люпином, бобовыми; отказ  от использования в качестве тягловой силы коров, быков и волов в  пользу лошади, отказ от перегонного  скотоводства в пользу стойлового содержания скота; организация искусственных  лугов с кормовыми травами  для развития молочного животноводства; селекция новых сортов растений и  пород скота; расширение обрабатываемых с помощью новых технических  приспособлений земель; повышение удельного  веса интенсивных отраслей земледелия - огородничества, виноградарства, садоводства, технических культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства-«азиатской» и «европейской» имеет место различное сочетание двух важнейших факторов ,выражающих коренную природу человечества: власти и собственности. И именно от содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

В странах  Востока в силу сравнительно благоприятных  климатических условий обеспеченность агроресурсами была достаточно хорошей; но с другой стороны, был высок  уровень военных угроз. Это объективно способствовало тому, что имеющиеся  свободные ресурсы аккумулировались элитой в своих руках и тратились  на военные и другие нужды. Обратной стороной такой ситуации было то, что  органы центральной власти становились  гипертрофированно сильными, переставали  считаться с народом; устанавливались  авторитарные режимы, формировавшие  общество "под себя" сверху вниз. Нарастающее давление центральной  власти периодически приводило к  социальным кризисам и народным восстаниям, но после них все возвращалось "на круги своя" и вновь воспроизводилась социальная система восточного типа.

В странах же Западной Европы в силу менее благоприятного климата агроресурсов было существенно меньше, и центральной власти их доставалось немного. С другой стороны, потребность в центральной власти была не велика, поскольку был существенно меньшим уровень внешних угроз, от которых власть должна была защищать население. В этих условиях центральная власть не пользуется поддержкой снизу и слабеет в борьбе с центробежными тенденциями в среде элиты; ее возможности ограничиваются, возникают процессы социальной самоорганизации снизу вверх на основе принципа субсидиарности, постепенно формируется социальная система западного типа. В этом - одна из причин длительной феодальной раздробленности в Западной Европе, закончившейся в конечном счете победой буржуазного строя, то есть победой индивидуализма и частных интересов граждан над претензиями центральной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Алексеев  С.С. Теория права. – М., 1995
  2. Васильев Л.С. История востока: в 2-х т. – М., 1998
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000
  4. История государства и права зарубежных стран, часть 1./ Под ред. Крашенинниковой О.А. – М., 2001
  5. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1999
  6. СеменниковаЛ.И. Феномен Востока. Античный мир. Становление современной европейской цивилизации. – Брянск, 1995
  7. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА, 1997

1 Общая теория государства и права. Учебник под редакцией В.В. Лазарева. – 3-е издание., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1999

2 Васильев Л.С. История востока: в 2-х т. C.334 – М., 2001




Информация о работе Восточный и европейский способы образования государства: общее и особенное