Восточный и европейский способы образования государства: общее и особенное

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы провести сравнительный анализ восточного и западного пути возникновения государств, выявить общие и отличительные признаки, понять сущность самого государства и этапы его развития. В процессе достижения этой цели были выдвинуты основные задачи исследования:
выработать подход к пониманию происхождения государства, проанализировать его основные предпосылки к образованию и определить его объективные и субъективные стороны;
-классифицировать общие закономерности возникновения государства,
-проанализировать проблемы происхождения государства у разных народов и в разных странах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
I. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВ…...
II. ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

2.1. Древний Египет………………………………………………………
2.3. Древний Вавилон……………………………………………………..

III. ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

3.1. Древняя Греция……………………………………………………….
3.2. Древний Рим………………………………………………………….
IV. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО ПУТЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...

Файлы: 1 файл

пути возникновения государств.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

Самым древним  из городов был Аккад, ставший  столицей государства, выступившего в  качестве объединителя Двуречья. После  падения Аккадского царства северная часть Двуречья продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось  название Шумер. Среди новых основанных городов был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со II тысячелетия до н.э. Вавилон затмил все остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией.

Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол (начало XVII в. до н.э.) Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось  образование единой вавилонской  империи. Вскоре после смерти Хаммурапи (1750 г. до н.э.) Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение вавилонского государства приходится на VII век до н.э. Ново-Вавилонская монархия просуществовала до VI в. до н.э. и была завоевана персами.

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление  общества прежде всего на свободных  и рабов.

Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных  и покупных рабов, значительная часть  этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные  должники). Рабы рассматривались законом  как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности  на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов  продают, закладывают. Для обозначения  рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности  продать раба или отдать его в  обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось  частью собственности господина  и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина  над рабом. Лишь некоторые категории  рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие  детей от своих владельцев. Такие  дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в  рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику  позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.

Свободное население Вавилона в  свою очередь делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные  граждане (авилум - человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве  своем они владели землей, несли  имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане в свою очередь не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные  зажиточные общинники становились  все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммурапи свидетельствуют о  стремлении законодателя облегчить  положение этих лиц. Так, должник  объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его  разрешения и разрешения суда заимодатель  не имел право отчуждать это имущество. Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими  в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется  стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Довольно высокое положение  в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие  требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие  ступени профессионально-служебной  лестницы занимают крупные купцы  и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.

В те времена, когда в Шумере существовали города-государства, во главе них стоял энси ("возглавляющий  род"); в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю  присваивался титул лугаля ("большого человека"). Пережитки родоплеменной  организации, присущие данному периоду, выражались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения.

Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный  строй Древнего Египта. Та же форма  правления - восточная деспотия. В  руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная  и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический  аппарат. Источники показывают, каким  образом функционировали три  основные ведомства: финансовое, военное  и публичных работ.

Во времена правления Хаммурапи  частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший  источник доходов. Во времена Хаммурапи  царская земля раздавалась в  пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и  в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным  развитием частной собственности  на землю, чему в немалой степени  способствовало расширение царем Хаммурапи  сети каналов. Частное землевладение  было различным по своему объему, крупные  землевладельцы использовали труд рабов  и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной  собственности на землю вело к  сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Более высокая  ступень развития цивилизации связана  с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге  Европы в бассейне Средиземного моря.

Создание  первых протогосударств, а затем  и более крупных государственных  образований на юге Балканского  полуострова и на островах Эгейского  моря было результатом завоевания греками-ахейцами населения этого региона. Завоевание привело к перемешиванию и  к скрещиванию различных культур, языков и народов, что породило высокую  крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышающихся и  приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и  др.).

Особенности процесса становления государственности  в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой  горную страну, где было мало плодородных  и пригодных для зерновых культур  земель, которые бы требовали, как  на Востоке, проведения коллективных ирригационных  работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться  земельная община восточного типа, зато   там складывались благоприятные условия для развития ремесла. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию  государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы оказались существенным препятствием для политического  объединения страны и тем более  делали невозможным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение  многочисленных, сравнительно небольших  по размеру и достаточно изолированных  друг от друга городов-государств –  полисов. Полисная система была одной  из самых значительных, практически  уникальных черт государственности, характерных  не только для Греции, но и для  всего античного мира.

С точки  зрения своей внутренней организации  античный полис представлял собой  закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих  полисов. Для самих же граждан  полис являлся своего рода микрокосмосом  со своими священными для данного  города формами политического устройства, традициями, обычаями и правом. Полис  заменил у древних греков распавшиеся  под влиянием частной собственности  земельно-общинные коллективы гражданской  и политической общиной.

Распад  патриархально-общинных связей, на которые  опиралась единоличная власть царя, рост оппозиции со стороны аристократических  семей, обладающих большими богатствами  и общественным влиянием, имели своим  результатом практически во всем античном мире уничтожение царской  власти.

Ликвидация  монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также  к окончательному утверждению полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический  потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрании и т.д.), не получил полного развития. Простой  народ в полисах, не имевший политического  опыта, уступил бразды правления  практически во всех античных полисах  родовой, жреческой и новой имущей аристократии.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя  предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами  из аристократической среды, но использующими  свою власть для подрыва старых аристократических  и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения  полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах и  способствовали укреплению частной  собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI-V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывается вся последующая история государственности Древней Греции. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Древняя Греция

 

История Древней Греции восходит к I тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Основными источниками знаний о государстве  и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов  Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

Развитие производительных сил, социально-экономическая  дифференциация и образование классов  привели к возникновению в  Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование  государства народная традиция связывает  с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено  на три социальных группы: родовую  знать - эвпатридов, имевших монополию  на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и  ремесленников (демиургов). Кроме того, значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично  свободные, но ограниченные в своих  политических и экономических правах.

Высшая  власть принадлежала ареопагу, заменившему  совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Дальнейшее  развитие Афинского государства  тесно связано с борьбой широких  народных масс - демоса с господством  родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении  новых общественных отношений в  Афинах стали реформы, проведенные  архонтами Соленом и Клисфеном.

Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового  рабства (сисахфия), а также изменение  политической структуры общества. В  соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и  феты. Представители первой категории  могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных  лиц, но не могли быть избраны.

С реформами  Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен  исключительно территориальный  принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три  триттии каждая. Были образованы новые  государственные органы "совет  пятисот" и коллегия стратегов.

В результате всех этих изменений  в Афинах сложилось рабовладельческое  государство в форме демократической  республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих  органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов  и коллегии архонтов.

Спартанское государство возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой  аристократии. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни  страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали  в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего  возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах  созывались чрезвычайные собрания, в  которых принимали участие представители  наиболее знатных и влиятельных  фамилий.

Информация о работе Восточный и европейский способы образования государства: общее и особенное