Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:50, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы провести сравнительный анализ восточного и западного пути возникновения государств, выявить общие и отличительные признаки, понять сущность самого государства и этапы его развития. В процессе достижения этой цели были выдвинуты основные задачи исследования:
выработать подход к пониманию происхождения государства, проанализировать его основные предпосылки к образованию и определить его объективные и субъективные стороны;
-классифицировать общие закономерности возникновения государства,
-проанализировать проблемы происхождения государства у разных народов и в разных странах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
I. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВ…...
II. ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
2.1. Древний Египет………………………………………………………
2.3. Древний Вавилон……………………………………………………..
III. ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
3.1. Древняя Греция……………………………………………………….
3.2. Древний Рим………………………………………………………….
IV. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО ПУТЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...
Самым древним из городов был Аккад, ставший столицей государства, выступившего в качестве объединителя Двуречья. После падения Аккадского царства северная часть Двуречья продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось название Шумер. Среди новых основанных городов был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со II тысячелетия до н.э. Вавилон затмил все остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией.
Особое место в истории
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.
Рабы ("вардум") составляли низший
общественный слой. Кроме военнопленных
и покупных рабов, значительная часть
этого класса состояла из порабощенных
и ставших бесправными
Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.
Свободное население Вавилона в
свою очередь делилось на полноправных
и неполноправных. Полноправные свободные
граждане (авилум - человек, муж) составляли
основную массу населения. В большинстве
своем они владели землей, несли
имущественные и личные повинности
в пользу государства. Полноправные
граждане в свою очередь не были
однородным сословием. В царствование
Хаммурапи процесс расслоения сельской
общины зашел довольно далеко. Отдельные
зажиточные общинники становились
все более самостоятельными. Наряду
с ними появляются обедневшие общинники,
попадающие в долговую кабалу. Законы
Хаммурапи свидетельствуют о
стремлении законодателя облегчить
положение этих лиц. Так, должник
объявлялся правомочным владельцем
всего своего имущества, без его
разрешения и разрешения суда заимодатель
не имел право отчуждать это имущество.
Стремление царской власти ограничить
произвол кредиторов над попавшими
в долговую кабалу беднейшими слоями
свободного населения объясняется
стремлением сохранить
Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.
Низшие
ступени профессионально-
В те времена, когда в Шумере существовали города-государства, во главе них стоял энси ("возглавляющий род"); в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля ("большого человека"). Пережитки родоплеменной организации, присущие данному периоду, выражались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения.
Государственный строй Древневавилонского
царства напоминает государственный
строй Древнего Египта. Та же форма
правления - восточная деспотия. В
руках царя сосредоточена судебная,
исполнительная власть, законодательная
и верховная религиозная
Во времена правления
III. ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Более высокая ступень развития цивилизации связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря.
Создание
первых протогосударств, а затем
и более крупных
Особенности
процесса становления государственности
в античном мире (в отличие от
стран Востока) во многом предопределялись
природно-географическими
Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.
С точки
зрения своей внутренней организации
античный полис представлял собой
закрытое государство, за бортом которого
оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы,
даже выходцы из других греческих
полисов. Для самих же граждан
полис являлся своего рода микрокосмосом
со своими священными для данного
города формами политического
Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя, рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти.
Ликвидация
монархии привела к победе в античном
мире республиканского строя, а также
к окончательному утверждению полисной
системы организации
Во многих
греческих городах-государствах окончательному
утверждению демократического строя
предшествовала узурпация власти единоличными
правителями-тиранами, обычно выходцами
из аристократической среды, но использующими
свою власть для подрыва старых аристократических
и патриархальных порядков, для защиты
интересов широких слоев
К VI-V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывается вся последующая история государственности Древней Греции. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.
3.2. Древняя Греция
История Древней Греции восходит к I тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.
Основными
источниками знаний о государстве
и праве Древней Греции являются
сочинения древнегреческих
Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.
Афинское государство возникло
на территории Аттики. Собственно образование
государства народная традиция связывает
с именем греческого героя Тезея,
проведшего ряд реформ. В результате
чего афинское общество было разложено
на три социальных группы: родовую
знать - эвпатридов, имевших монополию
на занятие государственных
Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.
Дальнейшее
развитие Афинского государства
тесно связано с борьбой
Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.
С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.
В результате всех этих изменений
в Афинах сложилось рабовладельческое
государство в форме
Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Спартанское
государство возникло в IX веке до н.э.
Спарта была примером рабовладельческой
аристократии. Народное собрание (апелла)
решающей роли в политической жизни
страны не играло. Созывалось оно не
чаще одного раза в месяц, участвовали
в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего
возраста и сохранившие свои наделы.
При чрезвычайных обстоятельствах
созывались чрезвычайные собрания, в
которых принимали участие
Информация о работе Восточный и европейский способы образования государства: общее и особенное