Восточный и европейский способы образования государства: общее и особенное

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы провести сравнительный анализ восточного и западного пути возникновения государств, выявить общие и отличительные признаки, понять сущность самого государства и этапы его развития. В процессе достижения этой цели были выдвинуты основные задачи исследования:
выработать подход к пониманию происхождения государства, проанализировать его основные предпосылки к образованию и определить его объективные и субъективные стороны;
-классифицировать общие закономерности возникновения государства,
-проанализировать проблемы происхождения государства у разных народов и в разных странах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
I. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВ…...
II. ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

2.1. Древний Египет………………………………………………………
2.3. Древний Вавилон……………………………………………………..

III. ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

3.1. Древняя Греция……………………………………………………….
3.2. Древний Рим………………………………………………………….
IV. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО ПУТЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...

Файлы: 1 файл

пути возникновения государств.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

К ведению  народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения  в случае возникновения спора  о престолонаследии, кому из царей  идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза  с другими государствами. Все  решения собрания находились под  контролем герусии.

Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции  военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых  постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны  знати, опасавшейся усиления царской  власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа  всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения  по большинству голосов. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии  и народного собрания. В их руках  почти целиком находились внешние  сношения, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных  лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская  юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим  преемникам.

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она  состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того, в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием  пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться  в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала  уголовные дела, в том числе  о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для  процессов против царей. С усилением  власти эфоров значение герусии неуклонно  падало.

Для общественного  строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя  и военная организация общества.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю  илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными" Из их числа исключались  спартиаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейенов" - опустившихся.

Периэки - были лично свободными, политическими  правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли  приобретать собственность и  совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства  над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных  рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном  спартиату государством. Однако илоты  имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного  с земли, около 50% илоты платили  господину в виде оброка. Илоты  несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты  поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Причиной  гибели древнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом  демократического государства, основанного  на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской  общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее  данными территориальными и политическими  параметрами, не имело простора для  политического маневра и для  дальнейшей поступательной эволюции.

 

 

3.3. Древний Рим

 

На холмистом  берегу Тибра, в 25 км от его впадения в Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял  собой сплоченный коллектив, связанный  общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей  родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные  рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение  родовых обычаев, насильственно  переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями.

Римская патрицианская община представляла собою примитивный город-государство  с типичными чертами "военной  демократии".

Носителем верховной власти было племенное  собрание. Оно решало важнейшие вопросы  в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными  делами и пр.

Вторым  органом демократии был совет  старейшин, сенат (слово senatus происходит от senex - старик). Его члены назывались "отцами" - patres.

В период между смертью старого  царя и выбором нового общиной  управляли поочередно сенаторы.

Первые  реформы "военной демократии" провел Сервий Туллий. Он разделил все  свободное население Рима - и патрициев  и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов:

- в первый  класс зачислялись лица, обладавшие  состоянием не меньше, чем в  100.000 ассов (асс - медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);

- во втором - 75.000 ассов;

- в третьем  - 50.000 ассов;

- в четвертом  - 25.000;

- в пятом  - 12.500.

Те, у кого состояние было меньше, стояли "ниже класса" и назывались "пролетарии" - proletarii - от слова proles (потомство), т.е. люди, которые имели  только детей.

Имущественным положением определялось и место  воинов в строю легиона. Самые  богатые граждане I класса служили  в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое  вооружение пехотинца и стоять в  первых рядах легиона.

Граждане  других классов имели облегченное  вооружение, занимали место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не служили.

Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их некоторыми политическими правами посредством  организации новой формы народного  собрания. В нем участвовали оба  сословия. Оно называлось центуриатным собранием.

Центурия (сотня), будучи военной тактической  единицей, стала и голосующей единицей. К центуриатным собраниям перешли  важнейшие функции старых собраний - объявление войны, выбор должностных  лиц, суд и пр.

На тот  период времени данные реформы были прогрессивной формой управления.

Падение военной демократии в Риме, как  свидетельствуют данные ученых, произошло  в конце VI - начале V вв. до н.э. в форме насильственного свержения последнего царя и передачи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались консулами. Таким образом, был осуществлен переход к республике.

После падения  царской власти и образования  республики оба сословия - патриции и плебеи - оказались лицом к  лицу. На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная борьба между  ними. В целом спор шел о трех вопросах: об уравнении в политических правах, о долговой кабале и о  доступе к общинно - государственной  земле. Плебеям удалось в первые десятилетия V в. до н.э. достигнуть существенных завоеваний в виде самостоятельной организации плебейской общины. К середине этого столетия они добились второго крупного успеха - записи законов. Вскоре после этого плебейская беднота добилась фактического уничтожения долгового рабства.

Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями была ликвидация олигархической республики патрициев как пережитка  родовых отношений и создание в принципе демократического рабовладельческого государства, полиса. С этой точки  зрения борьба плебеев с патрициями была революцией против родового строя  и закончилась его разрушением.

На смену  старой родовой знати патрициев  пришла «новая» знать. В ходе сословной  борьбы произошло постепенное слияние  богатой части плебеев с верхушкой  патрициата.

Следующий период римской истории  начинается с больших завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.), начиная  с I Пунической войны и кончая разрушением  Карфагена и Коринфа. Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной  военной державой, равной которой  уже не было в районе Средиземного моря. Государства и народы, оставшиеся независимыми, уже не играли существенной роли в дальнейшей политической жизни  этого региона.

В Рим стекались огромные ценности в виде контрибуции и военной  добычи, на невольничьих рынках продавалась  масса рабов, началось систематическое  ограбление провинций. Избы­ток денежного  капитала порождал безумную роскошь  верхушки правящего класса. Италия превращалась в страну классического  рабства.

Сложные взаимоотношения между  Италией и провинциями, между  гражданами и негражданами настоятельно требовали новой системы управления. Нельзя было управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодным  для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы.

Старые  классы, интересы которых отражала римская республика, исчезли или  деградировали. Появились новые  богачи, люмпен-пролетариат, военные  колонисты.

К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республики, превратившуюся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя..

Она принесла с собою относительный гражданский  мир и определенное ослабление внешней  агрессии. Эксплуатация провинций принимает  более организованный и менее  хищнический характер. Многие императоры поощряли городское строительство  и заботились о развитии культурной жизни провинций, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы. Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития ремесел, подъем экономической  жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множество новых городских центров.

Наряду  с этим появляются симптомы и упадка: сокращение количества рабов, снижение производительности их труда, обнищание  широких масс населения Италии и  провинций, истощение военных ресурсов империи. Этот процесс становился постепенно основным и ведущим.

В конце концов, все это привело  к падению сопротивляемости Рима внешней агрессии. Смещение одних  императоров, замена их другими не приводила  к желаемым результатам. В середине VI века Восточная (или Византийская) империя сделала грандиозное усилие восстановить былую Римскую державу. Император Юстиниан (527-565 гг.) начал большие войны на Западе. Но это нечеловеческое напряжение сил привело, в конце концов, к полному истощению казны, восстаниям и практически к потере почти всех завоеваний.

В начале VII века началось наступление персов на восточные границы империи. В короткое время она потеряла Египет, Сирию и Палестину. Славяне и авары осаждали Константинополь.

Процесс падения рабовладельческого общества и образование феодализма привел к исчезновению античного рабства  и вместе с ним основанной на нем  культуры на всем протяжении бывшей римской  империи.

Таким образом, на Западе государство возникает  в результате имущественного неравенства ,появления частной собственности  и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находиться в частной  собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, там государство  создаётся как раз для смягчения  этой борьбы, а наиболее богатые  занимают  и более высокие должности  в государственном аппарате и  таким образом ликвидируется  господство родовой знати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнтельный анализ восточного и западного путей возникновения государств

 

 Далее, исходя из изложенного выше материала, можно провести сравнительный анализ восточного и западного пути возникновения государств, а также рассмотреть их характерные черты и особенности.

При «азиатском способе производства» государство  символизировалось обожествлённой фигурой правителя – «восточного  деспота», выступавшего по отношению  ко всему обществу, организованному  в общины, в функции «связывающего  единства»По этому по отношению к императору все остальные, от министров до крестьян, выступали в качестве его подданных, преданных подчинённых, покорных слуг, даже просто рабов. В этом смысле Маркс, вслед за Гегелем употреблял понятие «поголовное рабство», имея в виду, что на Востоке (в отличие от Европы) не существовало частноправовых гарантий. Человек никогда не воспринимался полностью свободной личностью, гражданином: восточному обществу всегда были присущи всеобщая зависимость населения от верховного патрона-распорядителя, государя и произвол власть имущих по отношению к рядовым производителям.

Информация о работе Восточный и европейский способы образования государства: общее и особенное