Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:47, реферат
На стыке XIX и XX веков общество вступило в новую фазу своего развития, в которой капитализм стал мировой системой. Россия встала на путь капиталистического развития позже стран Запада и поэтому попала во "второй эшелон" стран, которые называли "молодыми хищниками". Поэтому России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать тот человек, для которого должна была быть важна судьба России.
И вот на исторической арене появилась личность С.Ю. Витте. Ему глубоко претили такие "реформы", где живые человеческие души и судьбы становились лишь исходным материалом, из которого ретивые "реформаторы" "не в мраморе, а в мясе" высекают свои умозрительные построения и системы. Во времена великих крайностей и неизбежных великих потрясений Витте был невостребованным гением меры.
Среди крупных государственных деятелей России трудно найти личность сколь незаурядную, яркую, столь и неоднозначную, противоречивую, каким был он.
Особенность приводимого Витте курса
В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов и железнодорожных обществ.
В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи. Витте не скупился в расходах, рекламируя в европейских газетах и журналах финансовое положение России, свой экономический курс и собственную персону.
В русской печати министра резко критиковали за отступничество его бывшие единомышленники. За неограниченное использование государственного вмешательства Витте подвергался критике и со стороны приверженцев реформ 1860-х годов, считавших, что индустриализация возможна только через перемены в государственной системе - создание настоящего ("объединенного") правительства. В либеральных кругах «система» Витте была воспринята как "грандиозная экономическая диверсия самодержавия", отвлекавшая внимание населения от социально-экономических и культурно-политических реформ. В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.
Однако честолюбивым
замыслам Витте не суждено было осуществиться.
Первый удар по ним нанес мировой экономический
кризис, резко затормозивший развитие промышленности;
сократился приток иностранных капиталов,
нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия
на Дальнем и Среднем Востоке, сама по
себе связанная с большими расходами,
еще и обострила русско-английские противоречия
и приблизила войну с Японией. С началом
же военных действий ни о какой последовательной
экономической программе не могло уже
быть речи.
2.4 Сельское хозяйство.
Ускоренная индустриализация
России не могла быть успешной при сохранении
традиционной системы власти и существовавших
экономических отношений в
Развитие промышленности
во всех странах шло за счет средств, накопленных первоначально
в сельском хозяйстве. Там, где этот процесс
шел естественным и неспешным темпом,
он не был болезненным. Необходимость
быстрого скачка оказалась чувствительной.
Россия была догоняющей страной и расплачивалась
за это.
Глава 3.
Закат карьеры.
3.1. Отстранение Витте от должности министра финансов.
Незавершенность реформы 1861 года, мировой аграрный кризис и виттевская индустриализация, вместе взятые, действительно привели сельское хозяйство на рубеже XIX - XX веков к глубокому кризису. К концу XIX века и Витте, и его противники заговорили о "перенапряжении платежных сил сельского населения". Эти слова отражали искреннюю и глубокую тревогу представителей власти. На платежеспособности крестьян держались и развитие промышленности, и государственный бюджет. Противники Витте усилили нападки на политику индустриализации.
В июне 1902 года Плеве в противовес Особому совещанию создал при своем министерстве (внутренних дел) еще один центр разработки аграрной политики, которая стала поприщем соперничества двух министров.
В манифесте 26 февраля 1903 года, определившем программу царизма, какой ее видели Николай II и Плеве, снова, хотя и с некоторыми оговорками, провозглашалась "неприкосновенность общинного строя крестьянского землевладения". Объединенными усилиями противники Витте при очевидном сочувствии императора начали оттеснять министра финансов и от рычагов управления дальневосточной политикой, находившихся до того в его почти исключительном владении. Каковы бы ни были в совокупности причины увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он получил, был неизмеримо менее влиятелен. Сам Витте поэтому сравнивал свое пребывание на этом посту с тюремным заключением.
По мнению А.Ф. Керенского, устранение Витте и замена его в 1903 году оголтелым реакционером Плеве, сразу же приступившим к разрушению основ политической жизни империи, ознаменовали начало того периода в русской истории, который можно рассматривать как пролог к революции 1905 года. Последствия деятельности Плеве были столь плачевны, что в революционное движение постепенно втягивались не только наиболее прогрессивные представители земства и интеллигенции, но и рабочие, а затем и крестьяне.
Самодержавие, ставшее к тому времени не более чем пережитком российской истории, было обречено. Однако, Николай II, вместо того, чтобы продолжить реформы своего деда и даровать конституцию, с помощью таких людей, как Плеве, упрямо тянул страну назад, к самым мрачным временам бюрократического абсолютизма.
3.2 Правительство С.Ю. Витте, и попытки продолжения реформ.
«Вся наша революция произошла оттого, что правители не понимали и не понимают той истины, что общество, народ двигается. Правительство обязано регулировать это движение и держать его в берегах, а если оно этого не делает, а прямо грубо загораживает путь, то происходит революционный потоп».
Новая ситуация создалась после 15 июля 1904 года, когда был убит министр внутренних дел Плеве. Она породила энтузиазм и небывалое возбуждение. На пост министра внутренних дел был назначен генерал-губернатор Вильни князь П.Д. Святополк-Мирский, о котором с почтением отзывались все, знавшие его. Культурный образованный человек он обладал взглядами, куда более современными, чем взгляды его предшественника. Вступление на министерский пост он ознаменовал заявлением, в котором он обещал проводить политику, прислушивающуюся к голосу общественности, с мнением которой он, по его словам, всегда считался; стремился разрядить сгущавшуюся политическую атмосферу. К Витте вернулось деятельное состояние; он высказался за создание "объединенного" правительства с ним самим в качестве премьера и даже засел за изучение государственного права, чтобы постичь основы конституционного строя.
На протяжении осени 1904 года, получившей в политической истории России парадоксальное название "политическая весна", "весна Святополка - Мирского", Витте принял во всех действиях живое и хлопотливое участие, демонстративно поддерживая Святополка-Мирского.
12 декабря 1904 года был опубликован императорский указ, предусматривавший осуществление целого ряда реформ. Его положения касались: религиозной терпимости; свободы слова и реформы законов о печати; пересмотра трудового законодательства. Витте попытался обернуть его себе на пользу, добившись того, чтобы разработка намеченных в нем мероприятий была поручена комитету министров.
Витте опубликовал свою
антиобщинную платформу (декабрь 1904 "Записка по
крестьянскому делу"). Рост эффективности
Однако, все это,
по крайней мере, по отношению ко времени
пребывания Витте в министерстве финансов,
было до некоторой степени запоздалым
остроумием. Кроме отмены в 1903 году круговой
поруки за внесение прямых налогов, Витте
мало что сделал на министерском посту
против общины. Но в Совещании о нуждах
сельскохозяйственной промышленности
под председательством Витте общине был
нанесен сильный удар, впрочем, чисто теоретический.
Витте считал, что если бы Совещанию дали
окончить работу, то многое, что потом
произошло, было бы устранено. Крестьянство,
вероятно, не было бы так взбаламучено
революцией, как оно оказалось.
3.3
События 1905 года:
манифест 17 октября.
Меж тем приближался январь 1905, и уже шла русско-японская война. Поражения в Манчжурии снова продемонстрировали слабость власти. Либералы сочли, что за проигранную войну царизм, будет, как и в1861 году, заплатить реформами. Чтобы добиться этих реформ, и в первую очередь конституции, они не только усилили пропаганду в земских и интеллигентских кругах, но не решились на попытку скоординировать действия с революционерами.
События «Кровавого воскресенья» произвели коренной переворот в мышлении рабочих масс, на которые до этого времени весьма слабо действовала направленная на них пропаганда. Генерал Трепов и те, кто позволил ему совершить этот безумный акт, разорвали те духовные узы, которые связывали царя и простых рабочих.
17 января 1905 года
Николай 2, обращавшийся за советом
к Витте и другим министрам,
приказал ему составить из
них совещание по « мерам
необходимым для успокоения
Итак, шла осень 1905года. Разразилась забастовка, которая с исторической точки зрения носила уникальный характер, ибо она парализовала всю жизнь в стране. По мере нарастания осенних революционных событий Витте запугивал царя и его окружение и предлагал для спасения создать кабинет министров, передать крестьянский вопрос будущей Думе. На революционные события первых дней октября 1905 года. Витте отозвался речью о том, что «нужно сильное правительство, чтобы бороться с анархией», и запиской царю с программой либеральных реформ.
Витте не был
сторонником конституции и
18 февраля 1905
года – весьма знаменательный
день. Были одновременно
Манифест Николая 2, обращенный с призывом ко всем «истинно русским людям» объединиться вокруг трона и дать отпор тем, кто хочет подорвать древние основы самодержавия;
Рескрипт новому
министру внутренних дел А. Г. Булыгину
разработать «совещательный»
Указ сенату, предписывающий принимать к рассмотрению прошения, врученные или направленные ему из различных слоев населения.
К заслугам Витте
перед старой Россией, выразившимся
в экономических
Совет отнюдь не
стал, как и обещал царю Витте, кабинетом
в европейском смысле. Он был ответственен
не перед Думой, а перед царём.
И министров назначал царь, и во
всех делах, которые Совет рассматривал,
за царём оставалось последнее слово.
Будучи министром финансов, Витте
имел большую власть и пользовался
большим влиянием, чем как глава
правительства; не только ограниченность
компетенции Совета министров играла
здесь роль, но и различный характер
отношений с Витте с
Сейчас же после своего назначения Витте вступил в переговоры с представителями либеральной общественности об их вхождении в правительство. Переговоры ничем не закончились, оказавшись политическим маневром царизма, несколько раз повторенным впоследствии преемниками Витте.
21 марта Совет
министров, собравшись под
Витте снова оказался не у дел, но пробыл в тени недолго. В это время приближалась развязка русско-японской войны. После Цусимы поиски пути прекращения войны с Японией снова вывели полуопального сановника на передний план (май 1905). 24 мая 1905 года на совещание при Совете министров Витте заявил, что «дипломатическая партия проиграна», и известно, какой мирный договор удастся заключить министру иностранных дел. А через месяц (хотя это решение далось царю нелегко) вести переговоры о мире было поручено Витте.