Витте как государственный деятель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:47, реферат

Краткое описание

На стыке XIX и XX веков общество вступило в новую фазу своего развития, в которой капитализм стал мировой системой. Россия встала на путь капиталистического развития позже стран Запада и поэтому попала во "второй эшелон" стран, которые называли "молодыми хищниками". Поэтому России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать тот человек, для которого должна была быть важна судьба России.
И вот на исторической арене появилась личность С.Ю. Витте. Ему глубоко претили такие "реформы", где живые человеческие души и судьбы становились лишь исходным материалом, из которого ретивые "реформаторы" "не в мраморе, а в мясе" высекают свои умозрительные построения и системы. Во времена великих крайностей и неизбежных великих потрясений Витте был невостребованным гением меры.
Среди крупных государственных деятелей России трудно найти личность сколь незаурядную, яркую, столь и неоднозначную, противоречивую, каким был он.

Файлы: 1 файл

ВИТТЕ ГОС, ДЕЯТЕЛЬ.docx

— 62.79 Кб (Скачать)

Недюжинная одаренность, государственная опытность, широта взглядов и умение ориентироваться  в чуждых российскому бюрократу  американских политических правах помогли  Витте в переговорах о мире с Японией. Соглашение с Японией, которого Витте добился для России, не носило унизительного характера  и не предусматривало никаких  крупных уступок. 15 сентября 1905 года Витте вернулся в Петербург. Он получил  за Портсмутский договор графский титул.

Именно осенью 1905 года (в октябре) впервые обсуждалась  на совещании Витте с « общественными  деятелями» кандидатура Столыпина  на пост министра внутренних дел. С  этого периода они находились на политической арене одновременно.

Все конфликты  обострились в первой половине февраля 1906 г. Став председателем Совета Министров, Витте не потерял интереса к переустройству крестьянского землевладения, хотя центральными становился теперь вопрос о принудительном отчуждении в пользу крестьян части казенных и помещичьих земель. Временами, в моменты подъёма крестьянского движения, даже в самых консервативных помещичьих кругах готовы были пойти на это; 3 ноября царским манифестом были отменены выкупные платежи. Однако как только карательная политика приносила успех, аграрное реформаторство встречало сопротивление. В начале 1906 г. Царь пишет: «частная собственность должна оставаться неприкосновенной». Как меру, обещавшую смягчить крестьянский натиск на землевладение помещиков, Николай II одобрил необходимость признать надельные земли собственностью владельцев и установить порядок выхода крестьян из общины этот вопрос был включен в программу занятий Думы, разработанную виттевским кабинетом.

Законопроект  I Думы о земельной реформе, который предусматривал разрешить эту проблему путем выкупа земли у частных собственников и передачи её крестьянам, позволил бы крестьянам самим определить будущее общинного землевладения. Это был разумный и демократичный путь решения древнейшей и наиболее существенной социально-политической проблемы России.

В случае принятия законопроекта в деревне немедленно начался бы процесс социального  расслоения, и нет сомнений, что  из недр крестьянских масс возникло бы буржуазное меньшинство, что позволило  бы осуществить внедрение фермерской системы по французскому или немецкому  образцу. Помещики в провинции приняли  в штыки идею отчуждения их земель в любом варианте. К Николаю  пошли записки, в которых требовали  заменить Витте «лицом более твердых принципов». А Николаю и навязанная ему конституция, и принудительное отчуждение, и Витте лично были поперёк ему горла.

Правительство Витте, кроме подготовки к созыву Думы, занималось введением исключительного  положения в отдельных местностях, расширением правительственной  пропаганды как "средства успокоения населения и утверждения в  нем правильных политических понятий", применением военно-полевых судов, смертной казни, репрессий против государственных служащих за участие в революционном движении. Порой Совету министров приходилось отмечать и даже пресекать карательные излишества, выражать неодобрение черносотенным выступлениям, приравненных по наказуемости к революционным, вырабатывать меры по предотвращению погромов. Действия против революции Витте делил на карательные - «так сказать, меры отрицательного свойства", дающие "только наружное временное успокоение" и меры "ограничительного характера" уступки тем или иным социальным группам для их умиротворения.

В полугодичной деятельности Кабинета большое место  отводилось преобразованиям, связанным  с осуществлением провозглашенных 17 октября свобод, - законам об обществах и союзах, о собраниях, о печати. Элементы правового порядка Витте хотел использовать для развития нового строя, противоречивый характер которого современники выражали парадоксальной формулой: "конституционная империя с самодержавным императором".

Витте и сам в случае тактической  необходимости готов был следовать  этой формуле, выступать сторонником  неограниченной царской власти.  

3.4 Отставка Витте  и его смерть. 

В середине апреля были опубликованы результаты выборов в Думу, а в конце апреля 1906 г. перед открытием Думы Витте вышел в отставку. Он считал, что обеспечил политическую устойчивость режима, исполнив две свои главные задачи: возвращение войск с Дальнего Востока в Европейскую Россию и получение большого займа в Европе. А по А.Ф. Керенскому: "Для Витте, который проявил себя как величайший государственный деятель в истории России, эти свободные выборы оказались "лебединой песней". Перед самым открытием Думы (27 апреля 1906 г.) его выбросили из правительства. Реформы, которые он разрабатывал, были преданы забвению, а его место занял типичный представитель Санкт-Петербургской бюрократии И.Л. Горемыкин. У Горемыкина, опиравшегося на поддержку царя, не было ни малейшего желания сотрудничать с избранным составом Думы".

Отставка  с поста председателя Совета министров стала для Витте концом политической карьеры. Однако, сидеть, сложа руки, он не собирался и не терял надежды вернуться к власти. Оставались еще такие средства политической борьбы, как трибуна Государственного совета и печать.

С присущей ему энергией Витте использовал  их для того, чтобы снять с себя ответственность за происхождение  русско-японской войны и революции  и вообще представить свою государственную  деятельность в выгодном свете.

Витте не терял надежды на возвращение  к государственной деятельности до последнего дня своей жизни. В начале первой мировой войны, предсказывая, что она окончится крахом для самодержавия, Витте заявил о готовности взять на себя миротворческую миссию и попытался вступить в переговоры с немцами. Но он уже был смертельно болен и скончался 28 февраля 1915 года. Несмотря на войну, имя бывшего премьера в течение нескольких дней не сходило со страниц газет.

Царская чета встретила известия о смерти Витте, как подарок судьбы. «Я уезжаю с таким спокойствием на душе, - писал Николай жене, - что даже сам удивляюсь. От того ли это происходит, что я беседовал с нашим Другом (Распутиным, авт.) вчера вечером, или же от газеты, которую Бьюкенен дал мне, от смерти Витте, а может быть, от чувства, что на войне случится что-то хорошее, - я не могу сказать, но в сердце моем царит истинно пасхальный мир». Витте был единственным из министров Николая II, не просто усердно работавшем в тени императорской власти, но вышедшим из этой тени, непомерно возвысившимся в дни своего короткого премьерства. Что бы он не писал и не печатал о русско-японской войне и революции, доказывая свою непричастность к их происхождению, выставляя себя спасителем царской власти, для Николая II события ненавистной ему революции были, прежде всего, связаны с именем Витте. Царь не мог простить ему унижений, пережитых в трудные дни осени 1905 года, когда Витте вынудил его сделать то, чего он не хотел, и что противоречило прочно сложившимся в его сознании представлениям о самодержавной власти. Среди государственных деятелей последних лет существования Российской империи Витте выделялся необычным прагматизмом, граничившим с политиканством. Прагматизм Витте был не только отражением свойств его личности, но и явлением времени. Витте показал себя выдающимся мастером латать расползшийся политический режим, ограждая его от радикального обновления.   
 

Заключение  

 
В истории  России конца ХIХ - начала ХХ в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей  сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета - таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности мощной государственной системы.

"Витте  за короткое время так много  сделал, что Россия за какие-то два десятилетия шагнула вперед и стала вровень с ведущими государствами мира рубежа 19-20 веков, рассказывает доктор исторических наук Владимир Федоров. - С Россией стали считаться все государства, с Россией заключали договоры Франция, Англия, Япония. Россия не могла бы подняться до таких высот, если бы не было у нее таких умных руководителей, государственных деятелей, как Витте. Экономика была на взлете, культура - тоже, то была эпоха "серебряного века". Мы не только не покупали хлеб, но кормили хлебом Европу, и не только Европу. Но какие-то злые силы буквально на подъеме "подстрелили" нашу страну. Грянула I мировая война, а затем и революция".

Витте хорошо разбирался и в тонкостях  интриг российского императорского двора, и в хитросплетениях мировой экономической политики, умело балансируя между привлечением западных инвестиций и протекционистской поддержкой отечественных производителей. Точной мерой такой балансировки и стала введенная им золотая валюта. Сам Витте не без гордости ставил себе в заслугу, что "благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разыгравшиеся после войны, и все тревожное положение, в каком доныне находится Россия".

Провозглашенная Лениным новая экономическая  политика (НЭП) пункт за пунктом повторяла программу индустриализации Витте. Советником наркомфина Григория Сокольникова и одним из создателей Государственного банка СССР стал Николай Куттер - человек из команды Витте. Денежная реформа большевиков даже в деталях - вплоть до чеканки золотых, серебряных и медных монет - напоминала план Витте. Введя рубль, обеспеченный золотом, большевики за два года победили инфляцию. Как и Витте, Ленин добивался внешних займов. Большевики установили винную монополию. Витте выступал сторонником государственного капитализма - в советской России была создана целая система государственных органов, ведающих индустриализацией.

29 июня  1999 г. в России отмечалось сто  пятьдесят лет со дня рождения  Сергея Юльевича Витте. Юбилей  прошел скромно, особенно на  фоне пушкинских торжеств, но все-таки состоялось несколько симпозиумов и конференций, посвященных этому выдающемуся государственному деятелю. Во всех докладах, произнесенных по этому случаю, красной нитью проходила мысль о том, что Витте, в сущности, приходилось решать те же самые экономические, финансовые и политические проблемы, которые и доныне стоят перед Россией.   
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:                                                              1.   Абалкин, Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю.Витте / Абалкин Л.И.; РАН. Ин-т экономикию. — Москва: Б.и., 1999 .  2.   Белоусов Р. А. Сергей Юльевич Витте: финансист века / Р. А. Белоусов // Финансы. - 1999. - N 7. - С. 11-15.

3. Гиндин И. Ф. Как оценивал С. Ю.Витте свою экономическую политику?: о возможных источниках для изучения проблемы // Из истории экономической мысли и народного хозяйства России. - М., 1993. - Вып. 1. - С. 57-75.

4.  Зайцева Л. И. С. Ю. Витте и Россия. Ч. 1: Казенная винная монополия, (1894-1914) . По науч. публ. и арх. материалам конца XIX – нач. XX в / Л. И. Зайцева; Под ред. Л А. Зубченко.- М.: Ин-т экономики РАН.- 2005. - 299 с..

5.  Карамова О. В. Министр финансов С. Ю.Витте - "архитектор" экономического подъема / О. В. Карамова // Бух. учет. - 2002. - N 14. - С. 3-5.

6.Князев В. Г. С. Ю. Витте и налоговая политика России / В. Г. Князев // Финансы. - 1999. - N 10. - С. 30-33

8.Корелин А. П. С. Ю. Витте - финансист, политик, дипломат / А. П. Корелин, С. А. Степанов. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 464 с.

9.Полунов А. Отец золотого рубля: Денежно-финансовая реформа Сергея Витте / А. Полунов // Родина. - 2003. - N 8. - С. 70-71.

10.Пширков С. Н. Слуга царю и реформатор / С. Н. Пширков // Наука в России. - 2000. – N 1. - С. 86-89.

11.Расков Н. В. Контуры политико-экономической системы Витте / Н. В. Расков // Проблемы современной экономики.- 2002.- № 1.- С. 124-131.

12.Рогачевская М.А. Выдающийся государственный деятель России - Сергей Юльевич Витте / М. А. Рогачевская // ЭКО. - 2002. – N 2. - С. 138-162.

13.Семенкова Т. Г. Роль министров финансов в проведении экономических реформ в России XIX в. / Т. Г. Семенкова // Бухгалтерский учет. - 2002. – N 13. - С. 3-6.

14.Сенин А., Что может один человек, если он С.Ю.Витте // Российская Федерация сегодня. - 2001. - Февр. (N 4). - С. 60-61. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

Информация о работе Витте как государственный деятель